№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент | Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2 | Актуализация знаний | Лексический диктант Давайте проведём игру: «Угадай слово». Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь. Группа специалистов, оценивающая выступление или присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях. Совокупность графических знаков буквенной системы письма. Фраза перед произведением или главой, поясняющая идею, смысл текста. Красная строка, отступ вправо в начале строки. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных станциях. Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Раздел лингвистики, изучающей лексику. Слова, имеющие одно лексическое значение. Слова, имеющие несколько лексических значений. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Ответы: жюри, алфавит, эпиграф, абзац, вокзал, цитата, синонимы, однозначные, многозначные, омонимы. Произведите полный синтаксический разбор. Добрый человек в добре проживёт век. (Пословица) - Какие пожелания со словом «добрый» вы знаете? - В каком значении употреблено слово «добрый» в словосочетаниях? Замените его синонимом. - Дайте определение синонимов. | Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку. Записывают предложение, проводят его разбор с комментированием (1 у доски) | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. | Введение в тему | Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение. Слова-неприятели спорят весь день. Один скажет: «Солнце!» Другой шепчет: «Тень!» Один скажет: «Близко!» Другой: «Далеко!» Один скажет: «Низко!» Другой: «Высоко!» Найдите слова с противоположным значением. Это антонимы (анти – против, онима – имя). Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями. Запишите тему сегодняшнего урока: «Антонимы». | Дети находят антонимы в тексте, определяют их значение. | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). |
4. | Определение темы и целей урока. | Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный», онима – «имя». Но любознательный человек обязательно задаст вопрос: «Для чего, зачем нужны антонимы?» Употребление антонимов, как и синонимов, делает речь более яркой, богатой, выразительной. | Формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
5. | Открытие нового знания. | 1. Объяснение новой темы. Антонимы – это обязательно слова одной и той же части речи. Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом. Как и синоним, не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный).антонимы помогают использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста, делают речь более точной и выразительной. Но необходимо помнить, что антонимичные пары возможны лишь у таких слов, значения которых соотносительны. Например: здоровый – больной, высокий - низкий, радость – горе и т.д. При выборе антонимов необходимо также учитывать возможность многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к слову высокий (низкий дом – высокий дом), но и к слову благородный (низкий поступок – благородный поступок), возвышенный (низкая цель – возвышенная цель). Мягкий хлеб – черствый, мягкий диван – жесткий, мягкий свет – резкий, мягкий климат – суровый и т.д. Итак, что же такое антонимы? Делается вывод. | Дети определяют значение каждого слова, находят различия в значении слов, делают вывод. | Проблемное объяснение нового материала. УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
| | Знакомство со «Словарём антонимов русского языка». Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов. “Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Добрый – злой Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый. Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы. | Рассматривают словари | Познавательные |
| | 2. Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, как учебник даёт определение антонимов (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов др. Русский язык 5 класс: п. 68, с. 165-166). | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы. | Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
6. | Закрепление знания | Выполнение упр. 369 ( по заданию) Игра «Наоборот» И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «хорошо», А ты ответишь: «плохо». Скажу я слово «великан», А ты ответишь: «кроха». Скажу я слово «потолок», А ты ответишь: «пол». Скажу я слово «потерял». И скажешь ты: «нашёл». - Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл). 3. Решение грамматических задач. 1.Запишем пословицу. Сколько в ней антонимичных пар? (ученье – неученье; свет-тьма) Делаем синтаксический разбор предложения. 2. Вставьте нужные антонимы: Любишь брать, люби … . (отдавать). Сытый … не разумеет. (голодного) Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад) Корень учения горек, да плод его …(сладок) - Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.) - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!) 3. Подберите к прилагательному несколько антонимов. Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) - Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.) 4. В каких предложениях употреблены синонимы, а в каких антонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. 5. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не. | Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой). | Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
7. | Физкульт-минутка | Мы с Винни Пухом в чаще жили Головой своей крутили Вот так, вот так, (круговые движения головой) Головой своей крутили Винни Пуху мед искали Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) Вот так, вот так, Дружно дерево качали А потом, друзья, ходили (ходьба по-медвежьи) И из речки воду пили Вот так, вот так, И из речки воду пили (наклоны туловища вперед) А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо) Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали! | Повторяют движения за учителем | Коммуникативные |
8. | Закрепление знаний (продолжение) | Работа в группах А теперь мы поработаем с вами в группах. (Ребята садятся по группам) Каждая группа получает задание. Выполняются задания в тетрадях. 1 группа Подберите антонимы к прилагательным и существительным в словосочетаниях: Добрый друг - ………….. (злой враг) Теплый день - ………….. (холодная ночь) Хорошее начало - ………. (плохой конец) Полезный труд - …………. (вредное безделье) Утренний уход - ………….. (вечерний приход) Последнее поражение - ………… (первая победа) 2 группа К словам левой колонки подберите антонимы из правой. близкий | злой | честь | холодный | редкий | незнакомый | правдивый | новый | узкий | молчать | известный | дальний | говорить | ложный | активный | густой | старый | бесчестье | горячий | широкий | добрый | пассивный | 3 группа Запишите пословицы, в которых попарно встречаются соединенные здесь слова. Посеешь – пожнешь. Летом – зимой. Дело – потеха. | Свет – тьма. Легко – трудно. Больше – меньше. | | Разбиваются на группы, выполняют задание, один из группы отвечает | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации) Регулятивные (анализ текстов) |
| Работа с многозначными словами. | Иногда при подборе антонимов могут возникнуть затруднения. Понаблюдаем. С чем это может быть связано. 1.Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий. - С каким словом возникли сложности? - Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая. Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова! 2. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Тяжёлый, трудный, сильный). Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся. Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая | Работают с текстом, делают выводы | Коммуникативные (постановка вопроса) Познавательные (анализируют текст, выделяя нужные слова) Регулятивные (выделяют и осознают то, что уже усвоено, вносят коррективы) |
| | Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть. Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. - Получился ли у вас текст, не лишённый смысла? | Записывают предложения в тетради, заменяют слова. Проводят взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Познавательные (постановка и решение проблемы) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
8. | Контроль усвоения материала | Игра “Отгадай, что я”. Я антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня … (прохлада). Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь… (тишина). | Участвуют в игре Проводят самоанализ и взаимопроверку. | Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) |
9. | Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | Личностные (самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание) |
10. | Рефлексия | Ребята, продолжите предложения: 1.Сегодня на уроке мы повторили… 2.Мы узнали… 3.Научились … 4.Самым интересным мне показался тот момент, когда … 5.Трудным для меня стало… - Что такое антонимы? - Какие части речи могут выступать в роли антонимов? - Что нужно учитывать при подборе антонимов? - Какова роль антонимов в речи? | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные (рефлексия деятельности) Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Личностные (самоопределение, самооценка) Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью) Личностные (адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности) |
8. | Домашнее задание | §69, упр. 371, 372, стр.167; контрольные вопросы стр.167 Рабочая тетрадь: стр. 48 ( 87-88) | Записывают домашнее задание | Личностные |