Антонимы
ЦЕЛИ
- познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи
- научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам
Лингвистическая разминка
Спишите стихотворение, вставив пропущенные знаки препинания, объясните их постановку с помощью схемы.
Старик проснулся в ранний час
Когда седой рассвет
Окрасил, сумрачно лучась,
Природу в алый цвет.
- Найдите прилагательное, которое использовано у автора в переносном значении.
- Подберите синонимы к прилагательным.
Изучение нового материала
- Чтение материалов для наблюдения на с. 186, выполнение заданий с использованием рисунка на с. 185.
- Анализ и запоминание нового термина, сравнение его с терминами омонимы, синонимы. Какие слова в этом ряду являются антонимами? (Синонимы — антонимы.)
4. Изучение статьи словаря антонимов (выдержка из «Словаря антонимов русского языка» М. Р. Львова).
ПРАЗДНИЧНЫЙ — БУДНИЧНЫЙ
Праздничный день — будничный день. Праздничная одежда — будничная одежда. Праздничное настроение — будничное настроение.
5. Работа с упр. 392, 393.
6. Лото «Антонимы». Учащиеся получают карточки с написанными словами. Ведущий называет по очереди слова, которые игроки должны записать в свою карточку. Условие: записываются антонимы.
Карточка 1: ссориться старый смех молодой вред толстый мудрость
Карточка 2: быстро потерять добрый шум возражать румяный поражение
Карточка 3: активный великан вспомнить уродливый будущее друг вежливо
Карточка 4: мокрый сытый интересно потеря храбрость обвинять говорить
Слова, которые называет ведущий: мириться, молодой, плач, старый, польза, тонкий, глупость, медленно, найти, злой, тишина, соглашаться, бледный, победа, пассивный, карлик, забыть, красивый, прошлое, враг, грубо, сухой, голодный, скучно, находка, трусость, оправдывать, молчать.
Закрепление изученного
- Подберите антонимы к многозначным словам (постарайтесь избегать повторов):
а) мягкий хлеб, мягкий диван, мягкий голос; мягкое наказание, мягкие черты лица;
б) мелкие ягоды, мелкий пруд, мелкий шрифт, мелкие недоделки, мелкий дождик;
в) свободный народ, свободная речь, свободное место, свободная квартира, свободный костюм;
г) плохой почерк, плохой актёр, плохой поступок, плохая оценка, плохое настроение.
2. Упр. 395 выполняется с дополнительным условием: составить словосочетания с данными словами.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- С какой целью используются антонимы в речи? Докажите, что они делают речь более яркой, выразительной.
- В каких произведениях устного народного творчества используются антонимы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 394