Урок русского языка в МАОУ СОШ №65,
г.Тюмени
Учитель русского языка и литературы:
Колесникова А.С.
Тема: «Антонимы и их употребление в речи.»
Назовите антонимы
.
Антоним –
греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
Для чего нужны антонимы?
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово хорошо , А ты ответишь:
плохо.
Скажу я слово великан , А ты ответишь:
кроха.
Скажу я слово потолок , А ты ответишь:
пол.
Скажу я слово потерял , И скажешь ты:
нашёл.
Выполните синтаксический разбор предложения
Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар?
Ученье - свет, а неученье – тьма.
Ученье – неученье; свет – тьма.
Вставьте нужные антонимы
Любишь брать, люби … .
Сытый … не разумеет.
Иди вперёд, а оглядывайся ….
Корень учения горек, да плод его … .
Чему служат антонимы в этих пословицах?
(Противопоставлению положительного отрицательному.)
Какие части речи могут выступать в роли
антонимов?
(Почти все!)
Подберите к прилагательному
несколько антонимов
Надёжный друг - … .
(Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)
Как называются группы этих слов?
(Синонимический ряд.)
Чем отличаются антонимы от
синонимов?
В каких предложениях употреблены
антонимы, а в каких синонимы?
Эта задача несложная, простая.
Он сделал это не случайно, а намеренно.
Он сделал это неслучайно, намеренно.
Эта задача не сложная, а простая.
Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно ; радостный – грустный , используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не .
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов
1. Свежий (хлеб, журнал, ветер).
(Чёрствый, старый, тёплый).
2. Лёгкий (труд, путь, ветер).
(Тяжёлый, трудный, сильный).
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся
- Герасим был хороший, а барыня жестокая.
- Эта речка не широкая, а мелкая.
- Царевна была добрая, а царица плохая.
- Царевна была добрая, а царица злая.
- Герасим был хороший, а барыня плохая.
- Эта речка не широкая, а узкая.
Проверь:
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть
Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки.
Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Что такое антонимы?
Какие части речи могут выступать в роли антонимов?
Что нужно учитывать при подборе антонимов?
Какова роль
антонимов в речи?
Подведём итоги