СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестация по дисциплине «Методика преподавания русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аттестация по дисциплине «Методика преподавания русского языка»»

Промежуточная аттестация по дисциплине «Методика преподавания русского языка»

Задание 1.

Методика изучения синтаксиса в школе

Методика изучения пунктуации в школе

Методика изучение словообразования и морфемики в школе

Методика обучения фонетике, графике, орфоэпии в школе

1.Принципы изучения синтаксиса:

А) Морфолого-синтаксический:

Сопоставление членов предложения и частей речи;

Б)Интонационный: сопоставление синтаксической структуры предложения и интонационного оформления;

2.Методы изучения синтаксиса:

А) Метод наблюдения и анализа языковых явлений: учащиеся под руководством учителя рассматривают синтаксические явления, отмечают отдельные признаки;

Б)Лингвистический эксперимент:

Сопоставление, противопоставление, соотносительный анализ, трансформация;

В)Метод самостоятельной работы:

Самостоятельное изучение теоретического материала, решение синтаксических задач;

Г) Алгоритмизация;

3.Синтаксические умения обучающихся:

а) отличать словосочетания от предложений;

б)находить грамматическую основу предложений;

в)различать простые и сложные предложения;

г)производить синтаксический разбор предложений и словосочетаний;

д)составлять схему предложений;

е)составлять предложения по схемам;

ж)использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи.

1.Функции знаков препинания:

1) Знаки завершения – завершают предложения на письме (.?!...)

2) Знаки разделения – разделяют однородные члены, простые предложения в составе сложного (,;:-);

3)Знаки выделения – выделяют обособленные, уточняющие члены, вводные слова, обращения.

2.Условия выбора знаков препинания:

А) Морфологические особенности предложений и их частей (причастные обороты, деепричастные обороты, междометия, союзы , существительные и др.);

Б)Синтаксические особенности предложений и их частей (грамматические основы, синтаксические элементы, осложняющие предложение, однородные члены, вводные слова и др.);

В)Семантические особенности предложений и их частей (выражение значения уточнения, противопоставления, причины, сравнения и др.).

3.Этапы работы над пунктуационным правилом:

1) Актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения правила;

2) Восприятие предложений на изучаемое пунктуационное правило;

3)Осознание сущности пунктуационного правила и его формулирование;

4) Анализ и запоминание пунктуационного правила;

5)Применение изученного пунктуационного правила.

1.Принципы изучения морфемики и словообразования:

А) Структурно-словообразовательный принцип предполагает сопоставление структуры слова и и способа его образования;

Б)Лексико-словообразовательный принцип предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;

В)Мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования.

2.Основные трудности при изучении морфемики:

а) Различение понятий словообразование и словоизменение;

б) различение корней-омонимов;

в)различение суффиксов-омонимов;

г) различение современного и исторического составов слова.

3.Порядок словообразовательного разбора:

1) Указать к какой части речи относится слово;

2) Установить «ближайшего родственника» слова;

3)Установить, с помощью каких словообразовательных аффиксов образовано слово;

4) Указать способ словообразования.

1.Структура курса фонетики:

А. Звук;

Б.Позиционные изменения гласных звуков;

В.Слог и его разновидности;

Г.Наблюдение над звучащей речью;

Д.Фонетический разбор;

2.Проблемы обучения орфоэпии:

1) Этот раздел наименее разработанный в методическом плане;

2)Отсутствие целенаправленной государственной политики;

3.Основные особенности русской графики:

А) обозначение графики на письме;

Б) Обозначение звука [j] в разных позициях.

В) Функции твердого и мягкого знаков.






Задание 2.

Назовите отличительные особенности урока по ФГОС:

1. Деятельностный подход (знания не подносятся в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности)

2.Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся).

3. Субъективизация образовательного процесса (обучающийся – равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем).

4.Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие обучающихся на уроке, обмен информацией).

5. .Импровизационность образовательного процесса (педагог должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения).

6. Рефлективность (обучающийся ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока).

Задание 3.

Развитие речевой деятельности учащихся.

- Как осуществляете работу в данном направлении?

Раздел «Лексика» - один из самых лучших разделов русского языка, направленных на формирование речевой деятельности учащихся. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, историзмы и т.д. – все эти лексические единицы всегда изучаются учащимися с интересом.

Урок в 5 классе.

Объяснение темы «Фразеологизмы». Урок начать со словарно-орфографической работы. Произвести самопроверку (на слайде вариант правильного написания материала). Конечно же выполнить задание по предыдущим темам (Синонимы, омонимы , антонимы)-ученики зарабатывают себе стикеры (или баллы).Разъяснить пятиклассникам, что в разделе «Лексика» мы познакомились с разными явлениями языка (синонимы, антонимы и омонимы). Сегодня нас ждет знакомство с еще одним явление….. Объяснение темы: Так бывает и в жизни слов. Живут - поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетании, но в какой- то момент возникает необходимость и слова сливаются в неделимые устойчивые сочетания — фразеологизмы. Например, ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ  ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ. КАК, ПРОВАЛИТЬ, ЗЕМЛЯ, СКВОЗЬ  КАК СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ ПРОВАЛИТЬСЯ. Дети заинтересованы-начинаем закрепление( здесь тоже выполняя задания в устной форме, письменно или у доски-дети зарабатывают баллы). Акцент делаем на речевое развитие ( ученик приводит примеры, ищет фразеологизмы в тексте и т.п, рассуждает на эту тему)

Цель таких заданий – формирование активного и пассивного словарного запаса у учащихся.

Задание для 6 класса. Слова-историзмы.

Тема очень интересная. Читая вслух текст ученикам, в котором есть определенное количество историзмов. Учащиеся записывают столько историзмов, сколько услышали.. Затем активное обсуждение, в ходе которого выясняется сколько же на самом деле было слов-историзмов, а также выясняется лексическое значение этих слов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!