СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа курса "Эстетика"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Эстетика» (профильный уровень) предназначена для изучения обучающимися X – XI классов художественно-эстетического профиля. Данный курс рассчитан на 68 часов из расчёта 1 час в неделю.

Содержание курса позволяет расширить изучение предмета «Мировая художественная культуры».

Курс «Эстетика» способствует формированию теоретически грамотного восприятия и понимания произведений искусства, сознательному отношению к художественному творчеству. В содержании курса отражена сущность эстетики как науки о гармонии человека с миром, изучаются тенденции ее развития в ходе истории, рассматривается эстетический анализ художественного творческого процесса. Изучение курса «Эстетика» даёт возможность обучающимся овладеть структурой эстетического сознания через понятия «эстетическое чувство», «эстетический идеал», «эстетический вкус» и смежных понятий: «норма», «оценка», «мера», познать специфику выражения категорий эстетики в разных видах искусства.

В ходе изучения курса осуществляется формирование моральных ценностей и ориентиров обучающихся, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа курса "Эстетика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»




ПРОГРАММА КУРСА

для образовательных организаций (учреждений)

Луганской Народной Республики


«ЭСТЕТИКА»


X – XI классы


профильный уровень

























Луганск

2018


Допущено

Министерством образования и науки Луганской Народной Республики

( приказ № от )












Автор(ы) программы:

Серганиди М. Б., учитель музыки и мировой художественной культуры

Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская средняя общеобразовательная школа №11», учитель высшей категории, учитель-методист.


Рецензенты:


Лебедева Л. Н., методист Государственного бюджетного образовательного учреждения «Алчевский методический кабинет»


Марченко Т. В., учитель мировой художественной культуры, директор Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики «Алчевская средняя общеобразовательная школа имени Христины Алчевской», учитель высшей категории



Самохина Н. Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкознания и инструментального исполнительства ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет имени Т. Шевченко»












Пояснительная записка


Общая характеристика курса


Программа курса для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Эстетика» (профильный уровень) предназначена для изучения обучающимися X – XI классов художественно-эстетического профиля. Данный курс рассчитан на 68 часов из расчёта 1 час в неделю.

Содержание курса позволяет расширить изучение предмета «Мировая художественная культуры».

Курс «Эстетика» способствует формированию теоретически грамотного восприятия и понимания произведений искусства, сознательному отношению к художественному творчеству. В содержании курса отражена сущность эстетики как науки о гармонии человека с миром, изучаются тенденции ее развития в ходе истории, рассматривается эстетический анализ художественного творческого процесса. Изучение курса «Эстетика» даёт возможность обучающимся овладеть структурой эстетического сознания через понятия «эстетическое чувство», «эстетический идеал», «эстетический вкус» и смежных понятий: «норма», «оценка», «мера», познать специфику выражения категорий эстетики в разных видах искусства.

В ходе изучения курса осуществляется формирование моральных ценностей и ориентиров обучающихся, их моральной культуры, нравственного сознания, «эстетического» мировосприятия, эстетического вкуса, развития творческих способностей.

Формами организации работы являются урок-введение в тему, урок-исследование, проблемная лекция, интегрированная форма, панорамный урок.

Активными методами работы на уроке являются: работа с презентацией, тематическая дискуссия, мозговой штурм, анализ особенностей эстетического мировоззрения эпохи, анализ особенностей средств художественного выражения во всех видах искусства, блиц – тесты, сравнительно-сопоставительный анализ произведений различных направлений, представление ученического проекта.

Методология отбора содержательного компонента основывается на базовых общечеловеческих ценностях и ценностях отечественного общества – гуманизме, гражданственности, уважении к своему Отечеству, духовности и самоопределении личности.


Цели изучения курса


Цели курса «Эстетика» - изучение закономерностей эстетических отношений человека к миру, общих принципов творчества по законам красоты, генезиса, закономерностей развития и функционирования эстетического сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действительности;

воспитание и развитие способностей, необходимых для формирования эстетического сознания личности ученика, способной целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её многообразии.

Обозначенные цели изучения курса «Эстетика» в X – XI классах обуславливают постановку следующих задач:

- закрепить и расширить эстетические представления, полученные за период обучения в школе, о трактовании прекрасного в жизни, природе, искусстве, о многовековом опыте искусства и теории и об их современных представлениях;

- систематизировать полученные на уроках искусства знания о средствах выразительности разных видов искусств;

- обогатить имеющиеся знания о природе художественного образа, о механизме творческого процесса, о функциях искусства в жизни, об эстетических категориях;

- развивать общую эмоциональную культуру и эстетическое восприятие, критерии.


Учебно-тематический план курса «Эстетика»

X – XI классы

Класс

Раздел

Название раздела

Количество

часов

Х

Введение

Задачи изучения курса. Эстетика – наука о гармонии человека с миром (Универсумом).

1

Х

Тема 1

Эстетика в свете истории.

8

Х

Тема 2

Художественное творчество, как объект эстетического анализа.

7

Х

Тема 3

Эстетика – гносеология (возможность познания) искусства.

9

Х

Тема 4

Эстетика – генеалогия, морфология искусства

9

XI

Тема 1

Эстетика – теоретическая история искусства.

9

XI

Тема 2

Структура эстетического сознания.

7

XI

Тема 3

Художественные направления в искусстве ХХ столетия.

9

XI

Тема 4

Видовая специфика искусства: морфология искусства.


9



Итого:

68



Требования к результатам освоения курса «Эстетика»

Итогами изучения курса «Эстетика» в X – XI классах являются личностные, метапредметные и предметные результаты:


1)Личностные результаты:

- формирование эмпатии к эстетическому восприятию, выражающейся в отношении к явлениям действительности как к прекрасным или безобразным, возвышенным или низменным, трагическим или комическим и эмоциональное переживание их;

- формирование в эстетически-преобразовательной деятельности действия в сотрудничестве с другими людьми, в реальном их взаимодействии.

Эстетическая теория призвана формировать и совершенствовать культуру этого сотрудничества.

- формирование осознания возможного улучшения жизни людей, возрождения духовной культуры, через эстетическую науку;  

- формирование личного отношения  к эстетике как к «специфической аксиологии культуры», как к ее «самосознанию», имеющему самое прямое отношение к формированию культурно-ценностных эталонов и приоритетов.

2) Метапредметные результаты:

- самостоятельное определение цели и задач урока;

- критически оценивать и воспринимать художественное творчество, как объект эстетического анализа;

- иметь представление об эстетическом опыте античности, греко-православного направления, Нового времени;

- прогнозировать познавательную деятельность по законам эстетического освоения мира выражающейся в гармонии и полноте, культуре человеческих отношений, глобальной эстетичности;

- выстраивать подход к искусству с позиций целостного восприятия, единства материального и духовного.

3) Предметные результаты:

В результате тематического изучения курса на уровне среднего общего образования выпускник научится:

- приобретать навыки прекрасного и безобразного, высокого и низменного и т. д. в культуре, истории, человеческой жизни;

- обобщать эстетический опыт от античности до начала ХХ века;

- иметь представление о предмете искусства, художественном образе, содержании, форме;

- определять понятия «творчество», специфику творческого процесса в искусстве;

- уметь объяснить определения «художественный стиль», «художественное направление», «художественная эпоха», «художественный метод»;

- знать функции искусства;

- уметь проникать в суть эстетических взглядов с ощущением многосторонности и многомерности практически любого явления эстетической и художественной действительности. На этой основе возникает умение понимать ограниченность любого их однозначного и абсолютного осмысления.

Выпускник получит возможность научиться:

- контролировать и корректно отбирать наиболее значимый для работы материал;

- уметь слушать собеседника и вести диалог;

- убедительно излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- грамотно ставить вопрос;

- умело управлять в дискуссии своими эмоциями и предвидеть реакцию партнёра;

- иметь представление о высших моральных ценностях, их содержании, историческом развитии, их значении в процессе становления социума и личности;

- иметь представление о своеобразии эстетики как, месте этой науки в культуре, её связи с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;

- понимать роль эстетического восприятия действительности в осуществлении профессиональной деятельности.


Содержание учебного материала курса

«Эстетика»

Х класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки

Введение

Знать предмет изучения предмета эстетика.

Уметь дать определение понятиям «гармония», «эстетический опыт человечества». Самостоятельно определять цель урока и предлагать пути изучения материала:

- знакомство с тезисами, подобранными учителем по теме; самостоятельное изучение искусствоведческого материала, видеоинформации;

-отбор и фиксация выбранного материала, отмечая степень его важности;

- обмениваться мнениями по вопросам, рассматриваемым на уроке, – вести полилог;

- самостоятельно подвести итоги урока, построение перспективного плана дальнейшей работы по этому курсу.

Уметь сотрудничать с учителем, сотрудничать в малой группе, характеризовать своё видение проблемы, проявлять толерантность в отношении и суждении.

Эстетика в свете истории

Знать: особенности эстетического осмысления искусства и мировоззрения апологетами античности, средневековья, Западноевропейские направления, позднесредневекового периода, эстетики Фомы Аквинского, Данте Алигьери ренессанса, Византии, России Нового времени: петровских времён.

Уметь различать нормативно – рациоцентрическое направление эстетики классицизма, Просвещения, академизма, реализма и эстетики иррационально - духовного направления барокко и романтизма в общих характеристиках

Художественное творчество, как объект эстетического анализа

Знать определение и содержание понятий «предмет искусства», «художественный образ», «содержание, форма произведения искусства», « художественный стиль», «художественное направление», «художественная эпоха», «художественный метод», функции искусства.

Уметь описать развитие художественного образа в истории эстетической науки, представить художественный образ как синтез объективного и субъективного. Уметь представить художественный стиль, художественное направление, художественная эпоха – как динамическую систему, художественный метод как способ познания деятелем искусств действительности. Понимать функции искусства, полифункциональность современного искусства.

Эстетика – гносеология (возможность познания) искусства

Знать сущность выражения форм художественного мышления: метафоричности, парадоксальности, ассоциативности, самодвижения, многозначности и недосказанности. индивидуализированного обобщения, типизации, прочувствованной мысли, осмысленного чувства, оригинальности. Знать особенности постклассического эстетического сознания ХХ столетия, паракатегории современной художественно-эстетической деятельности: бессознательное, лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, телесность, вещь ,симулякр, артефакт, объект, эклектика, автоматизм, заумь, интертекст, гипертекст..

Уметь видеть и находить в произведении формы художественного мышления, характеризовать и анализировать выражение паракатегорий современной художественно-эстетической деятельности.

Эстетика – генеалогия, морфология искусства


Знать морфологию искусства литературы, риторики, поэтики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры.

Уметь: работать с художественным текстоманализировать средства выразительности. Понимать риторические операции и фигуры, типы риторических фигур, поэтические матрицы. Характеризовать общие выразительные средства ДПИ и архитектуры, выразительные средства ДПИ и архитектуры Луганщины. Уметь анализировать развитие техники и перспективы взаимодействие видов искусств в современном мире и в будущем.



Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Эстетика»

Х класс

п/п

урокав теме



Тема урока

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


1


1

Введение. Эстетика – наука о гармонии человека с Универсумом. Эстетический опыт человека.





2



1

Эстетика в свете истории

Имплицитная эстетика – свободное осмысление эстетического опыта в древних описаниях произведений искусства. Античность. Патристика – эстетическая система Блаженного Августина.



3

2

Греко-православное направление: Византия. Икона – особый символ.



4

3

Россия Нового времени: петровские времена – активное освоение западноевропейской эстетики. Демократически ориентированная эстетика реализма. «Эстетика жизни»: эстетика как наука лишь в ХIХ веке.



5

4

Западноевропейское направление. Позднесредневековый период. Эстетика Фомы Аквинского. Данте Алигьери: принцип многоуровневого толкования.



6

5

Новое время: переходный характер эпохи Возрождения – «Две стихии»- человек и природа.



7

6

Главные тенденции в западной эстетической культуре. Нормативно – рациоцентрическая: классицизм, Просвещение, академизм, реализм, техноцентризм, тяготеющая к рационализму, материализму, позитивизму, прагматизму, научно – техническому утилитаризму



8

7

Иррационально - духовное направление: двусмысленность гуманистических идеалов, их утопичность



9

8

Повторительно-обобщающий урок. Эстетика в свете истории.






10



1

Художественное творчество, как объект эстетического анализа

Предмет искусства, художественный образ, содержание, форма. Проблема художественного образа в истории эстетической науки. Художественный образ как синтез объективного и субъективного.



11

2

Определение понятия «творчество» Специфика творческого процесса в искусстве



12

3

Форма и содержание, как составные художественного произведения. Содержание художественного произведения как синтез трёх компонентов: темы, идеи, эмоционально-эстетической оценки.



13

4

Художественный стиль, художественное направление, художественная эпоха – как динамическая система.



14

5

Художественный метод как способ познания действительности, его разновидности. Проблема методологической трансформации.



15

6

Функции искусства. Полифункциональность современного искусства.



16

7

Повторительно-обобщающий урок. Художественное творчество, как объект эстетического анализа.




17



1

Эстетика – гносеология(возможность познания) искусства

Художественный образ – форма художественного мышления: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, самодвижение.



18

2

Художественный образ – форма художественного мышления: многозначность и недосказанность. Индивидуализированное обобщение. Типизация.



19

3

Художественный образ – форма художественного мышления: прочувствованная мысль, обмысленное чувство. Реальный мир и личность художника. Оригинальность.



20

4

Художественная реальность – система образов. Художественная правда и правдоподобие.



21

5

Постклассическое эстетическое сознание ХХ столетия. Паракатегории современной художественно-эстетической деятельности: бессознательное, лабиринт, абсурд.



22

6

Постклассическое эстетическое сознание ХХ столетия. Паракатегории современной художественно-эстетической деятельности: жестокость, повседневность



23

7

Паракатегории современной художественно-эстетической деятельности: телесность, вещь.



24

8

Паракатегории современной художественно-эстетической деятельности: симулякр, артефакт, объект, эклектика, автоматизм, заумь, интертекст, гипертекст. Итоги радикально эксперимента.



25

9

Повторительно-обобщающий урок. Эстетика – гносеология искусства.







26




1

Эстетика – генеалогия, морфология искусства

Искусство как художественное общение: звенья и формы. Интонация как средство художественного общения.

Литература – вербальная основа ХК, ведущий вид искусства



27

2

Художественный текст – центральное звено художественного общения

Эстетика – риторика художественной речи и поэтика художественной реальности. Новориторика и поэтика, их предмет.



28

3

Риторика – логика художественной мысли, средство создания художественной речи. Риторические операции и фигуры.

Типы риторических фигур.



29

4

Поэтика – средство создания художественной реальности. Поэтика пространства, времени и действия.

Поэтика точки зрения. Поэтические матрицы



30

5

Труд, магия и изобразительно – подражательная деятельность. Тотемизм. Знаки, их роль в художественном общении.




31

6

Декоративное искусство.

Прикладное искусство.



32

7

Декоративно прикладное искусство Луганщины



33

8

Архитектура как вид искусства. Специфика архитектурного образа. Памятники архитектуры Луганщины.



34

9

Развитие техники и перспективы взаимодействие искусств.



35

10

Повторительно-обобщающий урок. Эстетика – гносеология искусства. Обобщение





Содержание учебного материала курса

«Эстетика»

ХI класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Содержание учебного материала

Требования к уровню общеобразовательной подготовки

Эстетика – теоретическая история искусства

Знать, каков вклад в становление и развитие эстетики (какие понятия заложены) внесла античная эпоха; каких эстетических правил придерживалась эстетика средневековья на Западе и в Древней Руси; как отразился перелом в сознании общества на искусстве Эпохи Возрождения; эстетические каноны эпохи барокко, классицизма, сентиментализма, романтизма. Знать, кем впервые был введён термин «эстетика».

Уметь провести сравнение теоретических взглядов древнегреческих мыслителей; дать характеристику развитию искусства в средневековый период; найти убедительные примеры реалистического гуманного мировосприятия ренессанса; приводить примеры произведений разных видов искусств эпохи барокко, классицизма, сентиментализма, романтизма в подтверждение бытующих в этих периодах эстетических правил.

Структура эстетического сознания

Знать определение понятий «эстетическое чувство», «эстетический идеал», «эстетический вкус» и смежных понятий: «норма», «оценка», «мера». Знать специфику выражения категорий эстетики в разных видах искусств.

Уметь в конкретном произведении искусства охарактеризовать, как выражены понятия «эстетическое чувство», «эстетический идеал», «эстетический вкус» и смежные понятия: «норма», «оценка», «мера». Уметь приводить наглядные примеры произведений искусств для иллюстрирования выражения той или иной эстетической категории.

Художественные направления в искусстве ХХ столетия

Знать идейное содержание художественных направлений в искусстве ХХ столетия. Понимать, в чём заключается эстетическая футурология искусства.

Уметь назвать характерные черты эстетики соцреализма, экспрессионизма, абстракционизма, сюрреализма, экзистенциализма, супрематизма, кубизма, футуризма, неоклассицизма, постимпрессионизма, поп-арта, гиперреализма.

Уметь определять направление произведения искусства, опираясь на знание идейного содержания художественных направлений в искусстве ХХ столетия. Уметь строить предположения относительно будущего развития разных видов искусств.

Видовая специфика искусства: морфология искусства

Знать видовую специфику воплощения скульптурного, живописного, музыкального, хореографического образа, синтетическую природу театрального, кинематографического образа, основные этапы развития скульптуры, живописи, музыки, театра и кино.

Уметь называть художественные средства выразительности разных видов искусств и анализировать способ их подачи в конкретном скульптурном, живописном, музыкальном, хореографическом, театральном или кинематографическом произведении. Уметь приводить примеры произведений художественных деятелей Луганщины по каждому из видов искусств.




Примерное календарно-тематическое планирование

по курсу «Эстетика»

ХI класс


п/п

урокав теме



Тема урока

Дата проведения по факту


Дата проведения по факту



1



1

Эстетика – теоретическая история искусства

Древнегреческая эстетика. Единство теории и художественной практики. Взгляды, теоретическое наследие Сократа, Платона, Аристотеля



2

2

История развития эстетической мысли. Эстетика средневековья. Символизм искусства средневековья. Духовный потенциал христианства.



3

3

Роль итальянского Возрождения в развитии европейской культуры.

Эстетика Возрождения.



4

4

Эстетика эпохи Барокко: характерные черты искусства, мировоззрения.



5

5

Эстетика классицизма. Характерные черты искусства, развитие точных наук. «Рассуждение о методе» Рене Декарта



6

6

Эстетика как самостоятельная наука. А. Баумгартен и введение термина «эстетика».



7

7

Эстетика сентиментализма, романтизма.



8

8

Эстетика реализма



9

9

Повторительно-обобщающий урок. Эстетика – теоретическая история искусства. Диспут, круглый стол «Перекрёсток мнений о прошлом, будущем, настоящем».






10



1

Структура эстетического сознания

Эстетическое чувство. Специфика проявления эстетического чувства в художественном произведении.



11

2

Эстетический вкус и смежные понятия: «норма», «оценка», «мера». Эстетический и художественный вкус.



12

3

Эстетический идеал. Идеал и цель, идеал и прекрасное: проблема соотношения.



13

4

Категории эстетики: красивое, прекрасное,

эстетическое, возвышенное..



14

5

Категории эстетики: трагическое, безобразное, низменное, ужасное.Полифония эстетических качеств в искусстве.



15

6

Категории эстетики: комическое. Специфика воплощения комического в разных видах искусств. Формы: юмор, сатира, сарказм, гротеск, фарс Проблема комического в истории эстетической науки. Взаимодействие категорий.



16

7

Повторительно-обобщающий урок. Структура эстетического сознания.

Тестовая дифференцированная работа.






17



1

Художественные направления в искусстве ХХ столетия

Реализм ХХ столетия: ответственность личности, культура – основа общности и преодоления эгоцентризма.



18

2

Соцреализм. Экспрессионизм. Фовизм. Неоклассицизм.



19

3

Абстракционизм. Сюрреализм. Экзистенциализм.



20

4

Супрематизм. Кубизм.



21

5

Поп-арт: личность общества массового потребления



22

6

Сонористика и алеаторика.

Гиперреализм. Хэппенинг. Инсталляция.



23

7

Эстетика – футурология искусства .Наука о прогнозировании художественной культуры. Предмет и методы футурологии искусства.



24

8

Предвидимое будущее искусства. Виды искусства и их будущее развитие.



25

9

Повторительно-обобщающий урок. Художественные направления в искусстве ХХ столетия. Творческий конкурс «Искусство будущего»






26



1

Видовая специфика искусства: морфология искусства

Скульптура как вид искусства. Специфика скульптурного образа. Основные этапы развития скульптуры.



27

2

Живопись и её технические разновидности. Специфика живописного образа.



28

3

Скульптура и живопись Луганщины.



29

4

Музыка как искусство. Специфика музыкального образа. Жанровая структура музыки. Проблема сотворчества в музыкальном искусстве.



30

5

Музыкальное искусство Луганщины.



31

6

Кинематограф как вид искусства. Жанры. Этапы становления. Музыка и кинематограф.



32

7

Хореография как вид искусства. Специфика хореографического образа.

Особенности творческого процесса в хореографии. Выдающиеся представители.



33

8

Театр как искусство. Синтетическая природа театрального образа. Родовые модификации театра.



34

9

Искусство цирка. Синтез искусств в цирке.



35

10

Повторительно-обобщающий урок. Видовая специфика искусства: морфология искусства













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!