СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Башҡорт халыҡ байрамы "Кәкүк сәйе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена учителям, преподающим Культуру родного края. В этой работе описывается башкирский народный праздник "Кукушкин чай" - "Кәкък сәйе". 

Просмотр содержимого документа
«Башҡорт халыҡ байрамы "Кәкүк сәйе"»

Исследовательская работа БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ “КУКУШКИН ЧАЙ” (“КӘКҮК СӘЙЕ” )  Выполнил: ученик 8Г класса  Хаиров Марсель   Научный руководитель:  учитель башкирского языка  и литературы Р.М.Габбасов    Стерлитамак 2017

Исследовательская работа

БАШКИРСКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ “КУКУШКИН ЧАЙ”

(“КӘКҮК СӘЙЕ” )

Выполнил: ученик 8Г класса

Хаиров Марсель

Научный руководитель:

учитель башкирского языка

и литературы Р.М.Габбасов

Стерлитамак 2017

Актуальность этой темы в том, что мы часто забываем свои традиции, обычаи. Например, к таким и относится обычай, который называется «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Еще несколько десятилетий назад не было деревни и села, где не проводились бы «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Цель исследования – изучить проведение и организации башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Задачи: Изучить литературу по данной теме. Изучить игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Сделать по этой теме презентацию. По окончанию исследования составить сценарий для проведения в школе обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Актуальность этой темы в том, что мы часто забываем свои традиции, обычаи. Например, к таким и относится обычай, который называется «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Еще несколько десятилетий назад не было деревни и села, где не проводились бы «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Цель исследования – изучить проведение и организации башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Задачи:

  • Изучить литературу по данной теме.
  • Изучить игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).
  • Сделать по этой теме презентацию.
  • По окончанию исследования составить сценарий для проведения в школе обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).
Объект исследования: башкирский обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Предмет исследования: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Гипотеза: можно ли на основании исследуемой работы составление сценария и проведение в школе башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Теоретическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках «Башкирский язык», «История, культура Башкортостана», при проведении национальных праздников, обычаев, традиций. Практическая значимость: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Методы исследования: изучение специальной литературы; Встреча и беседа с бабушкой.

Объект исследования: башкирский обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Предмет исследования: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Гипотеза: можно ли на основании исследуемой работы составление сценария и проведение в школе башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Теоретическая значимость: материалы исследования можно использовать на уроках «Башкирский язык», «История, культура Башкортостана», при проведении национальных праздников, обычаев, традиций.

Практическая значимость: составление сценария башкирского обычая «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Методы исследования:

  • изучение специальной литературы;
  • Встреча и беседа с бабушкой.
Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием. Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.  Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»). Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия.

Глава I. Что такое башкирский народный обычай «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Кәкүк сәйе – кукушкин чай (кәкүк – кукушка, сәй – чай). Женское празднество кәкүк сәйе было широко известно в восточной Башкирии. Проводилось оно на горе или у реки. Одним из составных элементов празднества было загадывание будущего участниками празднества. Загадав что-либо о себе или о близких, женщины обращались к кукушке. Причем, загаданное вслух не произносилось. Если “в ответ” кукушка куковала звонко и долго без перерыва, женщины радовались, считая это хорошим предзнаменованием.

Глава II. Возрождение народного «Кәкүк сәйе» («Кукушкин чай»).

Позабытый уже было традиционный праздник башкирского народа Кәкүк сәйе, который корнями уходит в историю, начал возрождаться в конце XX века. В давние времена такие птицы, как грач и кукушка, у башкирского народа считались священными. Им посвящали праздники, которые отмечали каждую весну на лоне природы, где участниками становились только женщины и дети. Они просили у этих птиц щедрого лета, богатого урожая и благополучия.

Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе. К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок, йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула). К весне обычно скудели продуктовые запасы и начинался авитаминоз, поэтому люди с радостью отправлялись в поля и леса в поисках природных вкусностей. Но делали это не просто как, а свой поход превращали в праздник. Обычно в деревне была пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. Ее называли а г инәй, буквально - белая (чистая) бабушка. Именно она руководила всем «священнодейством»

Кәкүк сәйе проводился в связи с прилетом кукушек. Башкиры очень любят кукушку и отнюдь не согласны с басней дедушки Крылова, в которой тот неуважительно отзывается о ее голосе.

К прилету кукушки появлялись дикорастущие съедобные растения: борщевик, щавель, ускун (дикий чеснок, йыуа (дикий лук), медуница, барашки (дикая примула).

К весне обычно скудели продуктовые запасы и начинался авитаминоз, поэтому люди с радостью отправлялись в поля и леса в поисках природных вкусностей. Но делали это не просто как, а свой поход превращали в праздник. Обычно в деревне была пожилая женщина, которая пользовалась всеобщим уважением. Ее называли а г инәй, буквально - белая (чистая) бабушка. Именно она руководила всем «священнодейством»

В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений. Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или катык (род ряженки).

В лес брали казан, продукты (кто чем богат). Придя на место, пожилые женщины читали молитвы (удивительное переплетение ислама и язычества!) и с ритуальными песнями приступали к сбору съедобных растений. Казан ставили на огонь. Затем с молитвами и благопожеланиями опускали в кипяток крупу (смесь круп), собранные борщевик, щавель. Заправляли суп диким луком или чесноком. Подавали его со сметаной или катык (род ряженки).

Заваривали травяной чай из молодых листьев дикой смородины и малины. Чаепитие заканчивалось молитвами, ритуальными песнями. Для детей организовывали соревнования в беге, прыжках, борьба на поясах. Сочиняли частушки, плясали. Мальчики, сделав лук и стрелы, стреляли, соревнуясь в меткости. В этот день гадали по кукованию священноц птицы, пытаясь узнать.ю кто сколько проживет. А домой несли охапки даров природы.

Зауральские и южные башкиры в конце мая ежегодно отмечали другой праздник «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай), посвященный приходу лета, начало которого приходилось на так называемый кәкүк айы (месяц кукушки). В это время женщины устраивали коллективное чаепитие на природе, исполняли песни, танцы, играли, гадали. На чаепитие собирались в определенном месте на берегу реки или на склоне горы, а иногда устраивали угощение на лужайке перед чьим-нибудь домом. Считалось, что чем больше радушия окажет хозяйка этого дома, тем благополучнее сложится год для ее семьи. На востоке Башкортостана (Учалинский район) этот же праздник известен как Йома сәйе (Чай в пятницу), в северных районах Башкортостана и в Пермской области его называю Сәйе эсеу (Чаепитие). Существовала и другая версия празднества Кәкүк сәйе, согласно которой солдатки и вдовы собирались вместе, чтобы обрести душевное успокоение. Известный фольклорист-музыковед Р.С. Сулейманов так пишет об этом: «Весной на лоне природы солдатки устраивали своеобразный пикник (обрядовый праздник). Там они обменивались впечатлениями. Пели песни, а иногда куковали, подражая голосу кукушки. Излив на празднике все, что у них накипело в сердце, они получали душевное успокоение и поздно вечером возвращались домой»

Глава III. Игры, проводимые на «Кәкүк сәйе» (Кукушкин чай).

В течение дня на месте празднества не смолкали песни, игры на кубызе, исполнялись пляски, игры. Женщины раскладывали пищу на листья, камни, приговаривали: ”Бына һи ң ә, кәкүк, өлөшөндө бирәбе ҙ “. По рассказу информаторов села Утяганово Кармаскалинского района, в годы войны женщины, угощая кукушек, просили:

Йылдар имен булһын! Пусть будут мирные годы!

Һүгыштар баҫылыһын! Пусть прекратиться война!

Аслык булмаһын! Пусть не будет голода!

По словам информаторов, кукушка кукует ровно 60 дней: примерно с 18 мая по 18 июля. Особенно звонким становится ее голос в начале июня. С этого времени, со слов информаторов, кукушка ”зовет“особенно настойчиво (”ихлас саҡыра“). Вот тогда женщины с угощением для кукушки выходят на природу. К этому времени расцветают луга, душистые травы покрывают долины и горы. Женщины, по рассказам информаторов, должны полюбоваться на цветы, деревья, травы, послушать пение птиц, кукушек, покормить их. В июле кукушка, по рассказу Байгужиной, отдает свой голос сизому воробью.

Женские празднества ҡарһа бутҡаһы, ҡарһатуй, кәкүк сәйе выражает стремление людей приобщаться к живительной силе природы – деревьев, цветов, трав, птиц и др. Женщины, с одной стороны, задобривают природу. Желают ей пышного цветения, с другой стороны – просят быть союзницей людей в их стремлении к изобилию пищи и всяческому благополучию.

Этноним кәкүк также встречается в названиях родов, родовых подразделений (кәкүк- тәнгәүер – кукушка-тангаурцы, кәкүк ҡыүаҡан – кукушка куваканцы).

Женщины на празднике усаживались все вместе и исполняли популярные в данной местности песни.

Когда одна из женщин пела, остальные в конце каждой строфы поддерживали ее различными одобрительными возгласами, репликами, а в конце куплета подтягивали все вместе, помогая солистке перевести дух. Образцытакого пения записаны в Баймакском и Хайбулиннском районах.

Прекрасна жизнь.

(Ва-ай, это так!)

Кукушка зовет, поют птицы, (Да?)

Когда иду вдоль берегов Ташлы

(Эхэй, вот как!)

Громко запеваю песню

(Эх жизнь, так!)

Вспоминая о прошедшей жизни.

(Вэ-эй, так!)

На праздниках ҡарһа бутҡаһы, кәкүк сәйе исполнялись различные игры, хороводы.

Часть танцевальных игр, одинаковых по форме, приобрели у разных групп башкир различное содержание. Так, на юго-востоке Башкирии была популярна игра ҡапҡа, являвшаяся отражением скотоводческого быта башкир. На это указывает и речитатив, сопровождающий игру, и возгласы кәз-кәз-кәз (сзывание коз). У западных башкир-земледельцев эта игра называлась борсаҡ сәсеү – посев гороха. Если одна из девушек, в быстром беге не успевая за подругами, падала, считалось, что “горох посеян”. Старинные игры үткес үткәрмеш, возможно, имитировали проходы животных между весенними кострами с целью очищения. Этот обряд исполнялся у полукочевых башкир перед выездом на летовки. В северо-восточной Башкирии аналогичная игра называлась арпа тапау – молотить ячмень. То есть, у башкир-полукочевников игры еще сохраняли древнее скотоводческое содержание, у западных башкир эти же игры обрели новое значение – земледельческое.

Глава IV. В Башкирии впервые провели этнофестиваль «Кукушкин чай».

Впервые в Башкортостане, в туристическом горнолыжном центре «Павловский Парк», был организован двухдневный этнофестиваль «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай». Посмотреть, как народный обряд превращается в мероприятие событийного туризма, было очень интересно, и я с утра в субботу потащил в Нуримановский район всю семью.

Что такое «Кукушкин чай»? Башкирский обрядовый праздник связан с языческими поклонением животным и издревле проводился в «месяц кукушки»- май. Массовое гуляние на свежей весенней природе состояло из веселых игр, песен, плясок, гаданий и, конечно чаепития. Кукушке приносились дары, угощения с целью задобрить ее. В празднике принимали участие в основном женщины, молодежь, дети.

Обряд «Кукушкин чай», песни и танцы про кукушку невероятно популярны на башкирской эстраде и сегодня. Только ленивый из фольклорных коллективов не имеет этот обряд в своем репертуаре. Интернет пестрит сценариями праздника кукушки, песни «Ай-ҙәр, кәкүк» звучит почти на каждом концерте. Я и сам дважды, будучи студентом академии искусств, и потом работая в филармонии, принимал участие в постановках «Кукушкинского чая».

«Кукушкин чай» является уникальным наследием башкирской культуры, так как содержит и танец, и песню кукушки, и различные тайные традицию Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать, создавать на их основе привлекательные для туристов мероприятия, на которые бы приезжали гости со всей России и из-за рубежа, считает директор Центра туризма Башкортостана Наталья Никольская.

«Кукушкин чай» является уникальным наследием башкирской культуры, так как содержит и танец, и песню кукушки, и различные тайные традицию Такие замечательные праздники, элементы башкирской культуры надо обязательно популяризировать, создавать на их основе привлекательные для туристов мероприятия, на которые бы приезжали гости со всей России и из-за рубежа, считает директор Центра туризма Башкортостана Наталья Никольская.

Глава V. Значение обычая «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай». Старинный праздник относится к обрядам весенне– летнего периода. Так башкирский народ встречает весну. «Кукушкин чай» – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В «месяц кукушки» жители особое внимание обращали на народные приметы, пытаясь предугадать каким будет год. Было поверье, что если кукушка прилетает в деревню, то год будет голодным. Поэтому местные жители выходили на поляну, и приносили с собой молочные продукты – катык, молоко, чтобы положить под дерево, куда садилась кукушка, тем самым привлекая удачу. Затем все вместе садились пить чай. Праздник завершался песнями и народными играми. Спасибо за внимание!

Глава V. Значение обычая «Кәкүк сәйе» – . «Кукушкин чай».

Старинный праздник относится к обрядам весенне– летнего периода. Так башкирский народ встречает весну. «Кукушкин чай» – это коллективное чаепитие, сопровождающееся играми, песнями, плясками, гаданиями. В «месяц кукушки» жители особое внимание обращали на народные приметы, пытаясь предугадать каким будет год. Было поверье, что если кукушка прилетает в деревню, то год будет голодным. Поэтому местные жители выходили на поляну, и приносили с собой молочные продукты – катык, молоко, чтобы положить под дерево, куда садилась кукушка, тем самым привлекая удачу. Затем все вместе садились пить чай. Праздник завершался песнями и народными играми.

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!