СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Берегиня со младенцем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработала это занятие чтобы научить делать тряпичную куклу-мотанку. Вызвать интерес к русской народной культуре, традициям, семейным ценностям.

Просмотр содержимого документа
«Берегиня со младенцем»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития детей и молодежи»

города Смоленска







Тема: «Берегиня со младенцем»

Творческое объединение «Островок рукоделия» (мягкая игрушка)

художественная направленность

(7-14 лет)










Составитель: Козина Елена Александровна

педагог дополнительного образования





















г. Смоленск

2024

Тема занятия: Изготовить куклу - оберег - мотанку.

Дата и место проведения: 26.01.2024, клуб «Пламя»

Возрастная категория: 7-14 лет

Оборудование:

холлофайбер, белые нитки, красные нитки, широкая и тонкая цветные ленты, ситцевая ткань белого цвета, цветная ткань, тесьма, декор.

Перечень дидактических материалов: фотографии вариантов обереговых кукол

Цель: Научить делать тряпичную куклу-мотанку.

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с русской народной игрушкой;

- вызвать интерес к русской народной культуре, традициям.

развивающие:

- развивать эстетический и художественный вкус, творческую фантазию и воображение;

- развивать мелкую моторику.

воспитательные:

- воспитывать аккуратность усидчивость, терпение.

- воспитывать настойчивость в достижении цели, уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать патриотизм и любовь к русской культуре;

- укреплять институт семьи.

Планируемые результаты

Научиться делать тряпичную куклу-мотанку. Вызвать интерес к русской народной культуре, традициям, семейным ценностям.


Ход проведения

Организационный момент. Мотивация (4 мин.)

Нужно движения делать и проговаривать, а обучающиеся повторяют то, что курсивом, и делают движение соответствующее.


Кто, скажите, сможет, дети,

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо-влево разведу,

Это тоже я могу.

И, как птица полечу.

Это тоже я могу.

Головою поверчу.

Это тоже я могу.

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу.

И нисколько не устану.

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу.

Если надо, побегу.

Это тоже я могу.

Все на свете я смогу!

Все на свете я смогу!




Целеполагание (1 мин.)

Предлагаю изготовить исконно русский оберег для себя, для дома, для семьи – куклу-мотанку. Кукла, которую предстоит сегодня смастерить, у всех обязательно получится, ведь мы будем её делать с душой для своего семейного очага.


Теоретическая часть

История оберега (6 мин.)

Изготовление тряпичных кукол берет начало в символизме, любви к амулетам, вере в защиту высшей силы. Ранее считалось, что некоторые предметы наполнены божественной энергией, оберегают создавшего их человека, его близких. Мотанки – сильнейшие славянские обереги, наполненные силой хозяина. Кукла-мотанка, изготовленная своими руками, и сегодня считается мощным талисманом, древним символом славянской культуры и традиции.

Интересно происхождение слова «оберег». Не правда ли, похоже на слово «берег»?! Казалось бы, какое отношение к оберегу имеет берег? Самое прямое! Оберег – круговое движение от берега к берегу. Один берег – прошлое, деды и прадеды, другой – будущее, внуки и правнуки. Мы помним о прошлом и думаем о будущем. А оберег, кукла-берегиня, ожидает странника на берегу, бережёт.

Каждая славянка умела сделать мотанку для себя, своих родственников – такие куклы встречались во всяком доме, были в распоряжении большинства людей. Даже младенцы получали собственную куколку, с любовью созданную матерью. Оберег придавал малышу сил, ускорял рост, берёг от сглаза, поддерживал здоровье. Покидающему дом мужчине жена делала специальную куколку. Она оставалась в стенах родного жилья, восседая во главе стола, пока семья ожидала возвращения защитника. Наши бабушки верили, что благодаря амулету жизнь воина вне опасности.

Традиция создания куколки дошла до настоящего времени благодаря непоколебимой вере в защитные силы. Мотанки делали более пяти тысячелетий тому назад – этими куклами подменили обычай принесения женщины в жертву языческому богу. Так куклы стали защищать жизнь и здоровье, благополучие, семью и достаток. Впоследствии создание куклы понадобилось для отведения негатива, привлечения доброй силы. Некоторые игрушки изображали людей, животных, другие – духов, богов.

Ткань – не единственный материал для создания классической мотанки. Издавна кукол делали из лозы, тонких ветвей, золы, соломы. С веками текстиль вытеснил другие материалы как самый удобный в работе.

Правила изготовления куклы-мотанки (5 мин.)

Чтобы изделие наполнилось энергетикой, при мотании:

- не пользуются острыми предметами, иглами, ножницами (при необходимости материалы готовят заранее);

- не сшивают части игрушки (достаточно скрепить «замотать» нитками);

- применяют только натуральные материалы;

- избегают изображения не только глаз, но и других частей лица;

- укрывают голову головным убором, чтобы сохранить энергию внутри;

- выбирают оттенки нитей, тканей, исходя из предназначения игрушки (чаще берут красный, символизирующий жизнь, или желтый – знак благополучия).

Создание амулета – несложная задача, но важно верить в силу славянских знаков. Необходимо работать в хорошем настроении, связывая со своей жизненной силой. Такие куклы берегут энергетику рода. Важно учитывать символику элементов:

- бусы – материальная обеспеченность;

- длинные нити – долгая жизнь;

- рубашка – связь поколений;

- косы – семейное счастье, красота женщины.

Старинные правила создания мотанки:

- вышитые части делают так, чтобы на обороте не было узелков или же были только заговоренные;

- при работе контролируют мысли, не допуская негатива;

- работают в хорошем самочувствии;

- создают куклу за один этап, не отрываясь от процесса, не откладывая, не позволяя тревожить себя;

- работают при прибывающей луне или на второй день полнолуния.

Можно украсить наряды игрушки вышивкой с символикой, льняными веревками-подвязами, лентами.

Создать такую куклу очень просто. Главное делать ее с душой, и хорошими мыслями.


Аукцион знаний (9 мин.)

  1. Что нельзя использовать при изготовлении мотанки, если хочешь, чтобы она действительно стала оберегом, а не просто сувениром?

  2. Для чего мотанке головной убор? Может, простоволосая кукла была бы красивее?

  3. Почему у мотанки нет лица?

  4. О чём нельзя думать и говорить во время изготовления мотанки?

  5. Зачем мотанку дарили младенцам, которые ещё даже не знают, что такое игрушки?


Показ образца и представление поэтапного изготовления куклы(20 мин.)

Сегодня мы с вами изготовим куклу Мотанку.

Сейчас я покажу вам технологическую последовательность выполнения куклы:

1. Для начала возьмем немного холлофайбера и отрез белой ткани размером примерно  15 на 15 см.

Холлофайбер необходимо скатать в плотный шарик, расположить по центру ткани и сформировать овал – это будет голова куклы. Чтобы закрепить форму, необходимо внизу белой ниткой ткань туго обмотать по кругу.

2. Переходим к формированию рук, которые будут крепко держать младенца в объятиях. Для этого  нам понадобиться тонкая полоска ткани 7 на 20 см любого цвета.  Сначала сворачиваем её вдоль рулончиком, затем завязываем по средине узел (это символ сжатых рук), затем, как бы накрывая руками голову сверху, кладем узлом на макушку, и на шее фиксируем ниткой.

3.Делаем юбочку кукле. Берем отрез красивой ткани размером 12 на 30 см.

Формируем верхний край гармошкой, переворачиваем на изнаночную сторону и прикладываем по шее куклы. Плотно обматываем нитью. Выворачиваем ткань на лицевую сторону – пышная юбка готова. Теперь можно опускать ручки, обнимающие голову.

4.Дальше переходим к изготовлению младенца. Сматываем из белого материала размером 10 на 30 плотный рулончик, обматываем красной нитью по предполагаемому месту шеи и, затем, на месте пупка завязываем узелок.

5. Затем берем две ручки и приматываем их ниткой возле шеи. Наматываем на голову младенца платочек, оставляя лицо.

6.Теперь осталось завернуть в красивую пеленочку и закрепить её красивой лентой, крест накрест как у грудного младенца.

7. Повязываем кукле платочек на голову, вкладываем в руки младенца.

Наша куколка готова!


Динамическая пауза (3 мин.)

Прежде чем вы начнёте работу, давайте подготовим к ней руки, а особенно пальчики.

1. «Ёлочка». Переплетать пальцы обеих рук – сделать «Ёлочку».

2. «Счёт». Поочередно сгибать и разгибать каждый палец.

3. «Пальцы шагают». Правая рука на двух пальцах, указательном и среднем, «шагает» вперед, направо, левая – налево. Затем «идут» навстречу друг к другу.

4. «Гармошка» Пальцы раскрытой ладошки сходятся и расходятся.

5. «Кто быстрее прибежит?» Правая и левая руки, перебирая пальцами по столу, стараются обогнать друг друга.


Практическая часть. Изготовление куклы-мотанки (30 мин.)

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно изготовить куклу. Если у вас возникнут вопросы, пожалуйста, спрашивайте.

Тряпичная народная кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству. Являясь образом человека, она позволяет ребенку подражать миру взрослых отношений, в игре с куклой ребёнок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства.


Динамическая пауза в процессе работы. Физкультминутка «Солнце» (2 мин.)

Солнце вышло из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки (потягивания — руки вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём (потягивания — руки в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинки.


Заключительная часть

Подведение итогов (2 мин.)

В заключении нашего занятия, хочу поделиться с вами душевными строками стихотворения Железковой Нины

Ты берегла очаг свой, о, богиня!

Ты согревала дом своим теплом!

И звали тебя раньше – берегиня,

Женою стала зваться ты потом…

Мелькали дни, шли годы и столетия,

Но божья искорка в тебе всегда жила:

И в светлый час, и в пору лихолетья

Очаг семейный, как умела, берегла…

Любила мужа, сыновей растила,

И дочерям старалась передать

Частицу непонятной женской силы –

Теплом своих любимых согревать!

Пусть у тебя другое нынче имя,

О, женщина – жена, подруга, мать,

Ты, в сущности, всё та же – берегиня,

И твой удел – очаг оберегать!


- Понравилась ли вам работа по изготовлению куклы-мотанки?

- Мне сегодня очень понравилось, как вы занимались, молодцы!

- Давайте уберём свои рабочие места.


Выставка работ (3 мин.)

Фото выставки и отдельных работ. Общее фото.


Рефлексия (5 мин.)

АНКЕТА-ГАЗЕТА

На большом листе бумаги (ватмана) участникам предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося занятия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.

После того, как в оформлении и выпуске газеты все приняли участие, она вывешивается на всеобщее обозрение.

Жду вас на нашем следующем занятии. Всем спасибо! До свидания!



Список использованных источников:

Берстенёва Е. Кукольный сундучок.- Москва, Белый город: 2013 .- 111с.

Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся.- М.- Просвещение, 1994.

Моргуновская Ю. Лоскуток и соломинка. Русские народные куклы своими руками.- Эксмо, 2021


Приложение:

схема выполнения мотанки, варианты готовых работ, фото кукол древней Руси из музея.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!