СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Великий и могучий русский язык!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: введение в речевой этикет и культуру общения, побуждение к осмысленному и ответственному отношению к слову и речевому поведению.

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Великий и могучий русский язык!"»

Беседа на тему: «Великий и могучий русский язык» (8 класс)

Цель:

- введение в речевой этикет и культуру общения и

- побуждение к осмысленному и ответственному отношению к слову и речевому поведению

Задачи:

- познакомить с основными понятиями и терминами: культура, культура поведения, культура речи, речевой этикет;

- дать представление о национальном речевом этикете и культуре речи;

познакомить с этикетными формулами, использующимися в различных речевых ситуациях.

Ход беседы:

Культура речи и речевой этикет

Что такое культура? Мо мнению лингвистов, слово культура многозначно. С одной стороны, под культурой понимают весь духовный и материальный опыт человечества, познавать который можно до бесконечности. Это мировая культура и национальные культуры, русская культура.

С другой стороны, есть личная культура человека, совокупность форм его повседневного поведения (в труде, в быту, в общественных местах, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы. Культура поведения взращивается в процессе воспитания личности и находит свое выражение в речевой деятельности, проявляется в том или ином уровне культуры речи.

«Скажи мне что-нибудь, чтобы я тебя увидел», - говорил Сократ. «Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит», -писал Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Связь между личной и общей культурой проявляется в готовности человека овладевать общепринятыми правилами, в том числе языковыми нормами. 

КУЛЬТУРА РЕЧИ— это и есть владение языковой нормой устного и письменного языка, умение сделать выбор между правильным и неправильным.

«Культура речи, речевого поведения выражается в этикетных словесных и несловесных (жесты, мимика) знаках, стереотипных формулах, которые мы используем в той или иной речевой ситуации, с помощью которых выражаем свое отношение к собеседнику. Например, требование уважения к людям в повседневном поведении выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т.п.» (Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. https://studfiles.net)

Что такое речевой этикет? 

ЭТИКЕТ (французское etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ – это совокупность национально-специфических правил или норм, регулирующих речевое поведение человека.

«Под речевым этикетом «понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально-специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности».

Зачем нужно соблюдать речевой этикет

Этикет подчинен сложной системе ценностей, отражает и закрепляет ее. Принимать этикет, выполнять его предписания означает принимать существующую систему ценностей и тем самым признавать себя членом данного общества.

По мнению Формановской Н.И., если хочешь быть членом своей среды, общности, в том числе и национальной, исполняй то, что от тебя ожидают. Речевой этикет — социальные «поглаживания», он для нас комфортен, желанен, приятен, его все хотят «получать», значит, надо его и «отдавать». Произнесение формулы речевого этикета представляет собой речевое действие, здесь «слово есть дело», и, сказав Спасибо!, я тем самым совершаю важное дело благодарности.

Вежливости, речевому этикету, культуре общения, культуре поведения, как и вообще культуре, надо настойчиво учиться, не забывая о самосовершенствовании.

Речевая ситуация

Культура речи, речевой этикет проявляется в речевых ситуациях. 

РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ — это ситуация общения, побуждающая к речи.

Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать, при этом действовать (с помощью речи) в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками: кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем.

Иначе говоря, чтобы возникла речь, нужен ее автор и адресат, тема, место и время речи, ее причина и цель.

Каждый человек находится во множестве ролевых и речевых ситуациях, постоянно ориентируется в обстановке общения, и в своем партнере, и в присутствующих третьих лицах и постоянно выбирает ту или иную речевую манеру, то или иное поведение. Вот в школе мальчик говорит приятелю: Эй, ты! Дай списать. Но входит учительница, и при ней он уже иной: Коля, дай посмотреть твою тетрадь. А самой учительнице: Анна Петровна, я сегодня не готов. Разрешите мне не отвечать. Это владение переключением речевого кода при том или ином ролевом речевом поведении — составная часть наших речевых умений и нашей культуры вообще.

Чем культурнее человек, тем выше его культура общения и тем совершеннее его способность переключаться.

Чем шире диапазон речевой практики, которая проявляется в различных жанрах от употребления языка в быту, в спонтанной разговорной речи, до подготовленной речи, использования литературного языка в письменной и устной речи в монологах, в публичной речи, тем выше уровень владения языком, тем богаче личность.

Частотность общения, высказывание суждений, впечатлений чувств, участие в беседах, обсуждении, спорах развивает речевые навыки, чувство языка.

Национальный речевой этикет и культура поведения

Речевой этикет — важный элемент всякой национальной культуры. В языке, речевом поведении, устойчивых формулах (стереотипах) общения

отложился богатый народный опыт, неповторимость обычаев, образа жизни,

условий быта каждого народа.

Современное поколение людей оперирует самыми элементарными приветствиями: «Здравствуйте», «До свидания», волшебными словами «Спасибо», «Пожалуйста». Большого разнообразия в выборе этикетных средств не наблюдается.

Между тем, как отмечают лингвисты, одних только приветствий в русском языке более 40. И есть такое, которое направляют работающему: Бог в помощь!, есть и для приехавшего: Добро, пожаловать!, С приездом!, и для входящего: Милости прошу!, есть для помывшегося в бане: С легким паром!, есть приветствия в зависимости от времени суток: Добрый день!; Доброе утро!; Добрый вечер!, а есть и тому, кого давно не видели: Сколько зим, сколько лет!

Этикетные речевые формулы

Этикетные речевые формулы служат для выражения различных коммуникативных целей, и по этому признаку их можно разделить на несколько семантических групп.

Этикетные формулы используются для:

приветствия: Привет! Здравствуй(те)! Добро пожаловать! Доброе утро! Добрый день (вечер)! Приветствую(ем)! Как дела? Как успехи? Рада тебя (Вас) видеть! и т.д.;

прощания и пожелания: Пока! До свидания! До (скорой) встречи! Счастливо! Счастливо оставаться! Увидимся! До завтра! Удачи! Счастливого пути! С Богом! Бывай! Всего хорошего! Всего! Позвольте откланяться! Позвольте попрощаться! и т.п.;

просьбы: Пожалуйста! Будьте любезны! Будьте добры! Будь другом! Не могли бы Вы.., Можно Вас попросить.., Сделайте одолжение, Я прошу тебя (Вас), Разрешите! и др.;

благодарности: Спасибо! Спаси Бог! Спаси Господи! Благодарю (Вас)! и т.д.;

ответа на благодарность: Не стоит (беспокоиться), Не стоит благодарностей! Да ладно! Мне было приятно (нетрудно)и т.д.;

извинения: Прости(те)! Извини(те)! Виноват! Приношу (свои) извинения, Прошу прощения! и др.;

ответа на извинения: Бог простит, и я прощаю! Я принимаю Ваши извинения, Принимается, Ничего страшного! Ничего! Ладно! Хорошо! Не нужно извинений! и т.п.

сочувствия: Сочувствую Вашей беде, горю, сопереживаю…и т.д.

соболезнования: Примите мои (наши) соболезнования, искренне соболезную Вам и т.п.

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты-общение или вы-общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте, добрый день (вечер, утро), привет, приветствую и т. п.

Обращение к незнакомцу

К сожалению, современный русский речевой этикет не имеет полноценного и удобного для любой ситуации оклика незнакомого человека. Современные формы обращения мужчина, женщина носят просторечный характер и не являются адекватными для любой речевой ситуации средствами.

До 1917 г. к постороннему можно было обратиться, учитывая его принадлежность к тому или иному социальному классу (сударь, сударыня, господин, госпожамадам, барин, барыня, барышня) Универсальная для советской эпохи форма товарищ уходит небытие.

Выработка одинаково приемлемого обращения к мужчине и к женщине - дело будущего: здесь скажут свое слово социокультурные нормы. Хотя опыт других языков подсказывает, что называть незнакомого человека на улице, в транспорте вовсе не обязательно. В этом случае этикетным будет начать разговор с фактических средств: «Извините…», «Простите…».

Заключение

Таким образом, культура речи, культура речевого поведения - это выражение личной культуры человека и общей культуры нации. Речевой этикет, его разнообразные формы, является выражением социокультурного богатства. Этикетная речь служит для того, чтобы не выйти из социума. Хочешь быть частью общества, представителем народа, носителем его культуры – соблюдай речевой этикет. Повышать качество своей речи, улучшать ее можно в любом возрасте и в любом социальном статусе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!