Урок «Безопасный Интернет»
(6-ые классы)
Учитель географии и информатики - Горяйновой Я.О.
Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Задачи:
информирование обучающихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
информирование обучающихся о способах незаконного распространения такой информации Интернете;
обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет;
Оборудование: презентация, памятки, анкеты.
Ход урока:
Слайд 1
Кл. руководитель
Вступление.
- Стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.
Вопрос учащимся – «Для чего нужен Интернет?»
Ответы учащихся
Сдайд 2.
Да, ребята, Интернет – это мир широких возможностей. Он позволяет вам:
общаться с друзьями, одноклассниками, семьей;
получать доступ к информации и развлечениям;
учиться, встречаться с людьми и узнавать новое.
- По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения: в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся); в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет; 25% пятилетних детей используют Интернет; порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы; две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно;
Слайд 3.
Расстоянья Интернету
Совершенно не страшны.
За секунду он доставит
Сообщенье хоть с Луны.
Не печалься, если вдруг
Далеко уехал друг.
Подключаешь Интернет —
Расстоянья больше нет!
Электронное письмо
Вмиг домчится до него.
Ну а видео-звонок,
Сократит разлуки срок.
Психолог
Слайд 4
- Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее, с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей.
Почему же затягивает Интернет? Дети признаются, что виртуальная жизнь дает им самое главное - в ней они могут быть теми, кем хотят быть. А если им то-то не нравится – они могут просто нажать кнопку выхода.
- Ребята, как вы думаете, какие опасности таит в себе Интернет? (Ответы учащихся)
Слайд 5
- это агрессия;
- это сайты с недопустимым содержанием;
- это интернет-мошенники.
Слайд 6
- На что «ловят» детей в Интернете? Статистика показывает:
увидев в интернете рекламу алкоголя или табака, хоть раз пробовали их купить — 28%;
готовы переслать свои фотографии незнакомцам в Сети — 28%;
периодически попадают на сайты для взрослых — 22%;
без колебаний соглашаются сообщить информацию о себе и своей семье (место жительства, профессия и график работы родителей, наличие в доме ценных вещей) — 17%;
отправляют платные SMS за бонусы в онлайн-играх, не обращая внимания на их стоимость — 14%;
пытались купить наркотики — 11%.
Соц. педагог
Слайд 7
- Ребята, остерегайтесь мошенничества в Интернете. Давайте посмотрим с вами видеоролик «Остерегайтесь мошенничества в Интернете».
- Давайте с вами вспомним правила безопасной работы в Интернете.
Слайд 8
- Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!
«Чтобы вор к нам не пришёл,
И чужой нас не нашёл,
Телефон свой, адрес, фото
В интернет не помещай
И другим не сообщай.»
Слайд 9
- Не встречайся без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
«Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!»
Слайд 10
- Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета. Чтобы избежать заражения компьютера вирусом, установи на него специальную программу — антивирус!
«Не хочу попасть в беду —
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в интернет,
Пригодится наш совет» .
Психолог
Слайд 11
- Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
«С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай —
Никого не обижай».
Кл. руководитель.
- Советов вы сегодня получили много. Чтобы их запомнить вам поможет «Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете (Приложение № 1). Давайте еще раз вместе прочитаем полезные советы.
Слайд 12
- В конце нашего урока я попрошу вас заполнить анкету «Осторожно, Интернет!»
- Итак, сегодня на уроке вы узнали, что Интернет может быть не только полезным и опасным. Если вам необходима помощь обратитесь за советом ко взрослым – родителям, учителям, психологу. Спасибо за внимание!
Приложение № 2
Анкета «Осторожно, Интернет!»
1. Какую информацию нельзя разглашать в Интернете?
1. Свои увлечения
2. Свой псевдоним
3. Домашний адрес
2.Чем опасны социальные сети?
1. Личная информация может быть использована кем угодно в разных целях
2.При просмотре неопознанных ссылок компьютер может быть взломан
3.Все вышеперечисленное верно
3.Виртуальный собеседник предлагает встретиться, как следует поступить?
1.Посоветоваться с родителями и ничего не предпринимать без их согласия
2.Пойти на встречу одному
3.Пригласить с собой друга
4.Что в Интернете запрещено законом?
1.Размещать информацию о себе
2.Размещать информацию других без их согласия
3.Копировать файлы для личного использования
5.Действуют ли правила этикета в Интернете?
1.Интернет - пространство свободное от правил
2.В особых случаях
3.Да, как и в реальной жизни.
Приложение № 1
Памятка для детей по безопасному поведению в Интернете
Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.
Используемые ресурсы
http://static.mts.ru
http://www.saferinternet.ru/
http://www.google.ru/familysafety/
http://detionline.com/
http://www.mvd.ru/userfiles/liflets
http://www.safety.mts.ru/ru/deti_v_inete/for_children/rules/
9