1. Тема:«Правописание глаголов на -ться -тся»
Цель: формировать представление о правописании –тся и –ться в возвратных глаголах.
Задачи:
- познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научить задавать вопросы к глаголам;
- развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму;
- воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
Личностный результат – обучающиеся будут проявлять интерес к русскому языку.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД– обучающиеся будут осуществлять поиск необходимой информации в учебнике; проводить сравнение и осуществлять анализ объектов, делать выводы.
Регулятивные УУД – обучающиеся будут по названию темы формулировать цель; планировать деятельность; контролировать и оценивать результаты.
Коммуникативные УУД – обучающиеся будут вести диалог; строить речевое высказывание.
Предметные результаты – обучающиеся будут знать правило правописания –тся и –ться в возвратных глаголах; будут уметь определять необходимость написания мягкого знака в возвратных глаголах.
2.Структура урока «открытие» нового типа:
Организационный момент
Минутка чистописания
Словарно – орфографическая работа
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Сообщение темы, постановка учебной задачи
«Открытие» нового знания
Закрепление
Домашнее задание
Подведение итогов, рефлексия
Акт знаний и фикс затруд.
- Какую часть речи мы изучаем? (глагол)
- Что называется глаголом ? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делал?, что делает?, что сделает?, что сделать? и т.д, и обозначает действие предмета. Н-р: стоял, стоит, постоят, стоять)
- Что такое неопределённая форма глагола? (Это начальная неизменяемая форма глагола, она не указывает ни на время, ни на число глагола, отвечает на вопросы что делать? или что сделать?, и имеют ^ –ть или ^ –ти. Н-р: везти, писать)
- А сейчас работаем. Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите морфологические признаки.
Апрель
Апрель – месяц весенний. Весело звенит вешняя капель. На дворах сверкают лужи. Скоро прилетят с юга дикие утки. В голубой вышине зазвенит весёлая песня жаворонка.
Проверка.
Звенит – н.вр., 3л, ед.ч, 2 спр; сверкают – н.вр., 3л, мн.ч, 1 спр;
прилетят – б.вр., 3л, мн.ч, 2 спр., зазвенит – б.вр., 3л, ед.ч.,2 спр
- Какие глаголы называются возвратными? (Глаголы с ^ -ся наз-ся возвратными глаголами. Они отвечают на вопросы что делать?, что сделать?.Н-р: купаться, радоваться)
- Прочитайте пословицу:
Тот труда не бои(т…ся),
Кто умеет труди (т…ся).
- Спишите пословицу, вставляя пропущенное сочетание букв.
- Взаимопроверка
- Сравните свои работы.
- Что же получается? (Мы по-разному написали слова с пропущенными буквами)
- Задание было одно, а вы его выполнили по-разному. Почему так вышло? Чего мы ещё не знаем? (Мы ещё не знаем, когда пишется -тся или -ться)
- Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)
Сообщение темы,постановка учебной задачи
- Какой будет тема нашего урока? (Правописание -тся и -ться в глаголах)
- Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». На уроке я помогу вам познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на -тся и –ться; задавать вопросы к глаголам; развивать дальнейшее умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму.
- Какую вы поставили перед собой ?
( научиться определять нахождение ь знака перед ^ -ся в возвратных глаголах; объяснять написание -тся и -ться в глаголах; применять правило правописания -тся и -ться в возвратных глаголах)