.1.Тема:«Разделительный мягкий знак (ь)»
Цель: создание условий для ознакомления с орфограммой «правописание слов с разделительным мягким знаком», формирования умений различать разделительный мягкий знак с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных.
Задачи:
образовательные – научить распознавать мягкий знак, обозначающий мягкость и разделительный мягкий знак.
развивающие – развивать умение анализировать, сравнивать, группировать,
делать выводы, обогащать словарный запас учеников;
воспитательные – прививать культуру письма, интерес к предмету, формировать усидчивость, внимательное отношение друг к другу.
2.Структура урока «открытие» нового типа:
Организационный момент
Минутка чистописания
Словарно – орфографическая работа
Актуализация знаний
Сообщение темы, постановка учебной задачи
«Открытие» нового знания
Закрепление
Домашнее задание
Подведение итогов, рефлексия
Актуализация знаний:
Отгадайте загадки.
Близкие родственники, живущие вместе (семья).
Верхняя одежда, которую мы одеваем в холода (пальто).
Снежная буря, метель (вьюга).
Время суток, когда мы бодрствуем (день).
-Какой частью речи являются эти слова?
-Молодцы, это существительные.
Сообщение темы, постановка учебной задачи.
-А что еще объединяет все эти слова?
-Отлично, во всех этих словах есть мягкий знак.
-Скажите, как называется мягкий знак, который стоит в середине слова.
-У нас возникло затруднение, мы не владеем всеми знаниями о мягком знаке.
-Так какая тема нашего урока?
-Отлично, тема нашего урока разделительный мягкий знак.
-А какую цель на урок поставим?
-Отлично, мы узнаем, что такое разделительный мягкий знак, роль разделительного мягкого знака в словах, и научимся отличать мягкий знак от разделительного.
«Открытие» нового знания:
-Для того, чтобы узнать, где пишется разделительный мягкий знак поработаем над первым пунктом плана.
На доске: пю – пью, лёт – льёт, чи – чьи, бёт – бьёт.
-В чем особенность написания этих слов?
(Они написаны с мягким знаком)
-А что случится со словами, если убрать Ь?
(Они превратятся в слоги)
-Какую роль Ь играет в этих словах? ( мягкость согласных и пишется в конце слова и в середине слова между некоторыми согласными)
-Какой сделаем вывод в каких случаях пишется разделительный мягкий знак?
-Отлично, мягкий знак пишется в середине слова перед гласными ю,я,ё,и,е
-Давайте прочитаем слова на доске:
День, обезьяна, пень, ожерелье.
Скажите, чем отличается мягкий знак показатель мягкости от разделительного мягкого знака?
-Отлично, мягкий знак показатель мягкости смягчает согласный звук, а разделительный мягкий знак помогает согласному не слиться с гласным.
-А какую роль играет разделительный мягкий знак в словах?
-Отлично, разделительный мягкий знак помогает согласному не слиться с гласным.
(?)А сейчас вы поработаете в парах, на партах у вас лежат карточки со словосочетаниями, а вы совещаясь в паре постарайтесь заменить его одним словом, в котором будет разделительный мягкий знак.
Снежная буря – вьюга
Мама, папа, дети – семья
Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
-Итак, представитель первой пары каким словом вы заменили первое словосочетание?Какие буквы разделяет?
-Представитель второй пары каким словом вы заменили второе словосочетание?Какие буквы разделяет?
-Представитель третьей пары каким слово вы заменили третье словосочетание?Какие буквы разделяет?