СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Буквы И-Ц после Ц"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Буквы И-Ц после Ц"»

























Л.Н. Костенок















Урок – мастерская

с использованием технологий

личностно ориентированного, проектного обучения,

элементов игровой и ИК-технологий

















Технологическая карта урока русского языка

5 класс

Тема: Буквы Ы-И после Ц

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

  • познакомить с новой орфограммой – правописанием Ы-И после Ц, обозначением данной орфограммы;

  • продолжить формирование орфографической зоркости учащихся;

  • развивать внимание, память, умение логически мыслить;

  • воспитывать бережное и сознательное отношение к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные: знать правило написания букв Ы-И после Ц в корнях, словах на –ЦИЯ, окончаниях, суффиксах; слова-исключения; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать написания буквы Е после Ц в корне, проверяемой ударением, и букв Ы-И после Ц в разных частях слова;

  • метапредметные: умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии;

  • личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, «таланты» (жетоны).

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые умения (УУД)

Примечания

1.Эмоциональный настрой на урок

Добрый день! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы посетим театр, не выходя из класса. Вы будете играть разные роли, то есть применять “мозаичное” правило: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». (Качественно и ответственно выполнять разнообразные обязанности в семье и школе).

А ещё сегодня можно заработать «талант», и даже не один, а потом обменять у меня на отметку в обменном пункте в конце урока.

Сейчас вы – детективы из агентства "Зоркий глаз". У каждого настоящего детектива есть заветная записная книжка. У вас – это тетрадь. Открываем её, пишем – Пятнадцатое января. Классная работа.

По имеющимся приметам звука необходимо найти в стихотворении О. Кургузовой букву и выписать слова с ней, распределив их по каким-то признакам в два столбика. Итак, две задачи: найти и оформить!

Приметы – "согласный; глухой непарный; твёрдый непарный". (Слайд 1)

Докладывайте, детективы!























Молодцы, детективы! Запишем эти слова в столбики на доске.

Следующая задача: выяснить, в каких частях слова стоят И, Ы после Ц?








Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.


































Это буква Цэ. Слов с этой буквой найдено двенадцать. Распределены по следующим признакам: Ы после Ц – И после Ц:

1 столбик

на цыпочках

из больницы

цыплёнок

у львицы

львицын

у медведицыной

у тигрицына

2 столбик

операцию

на циферблат

циркуль

ситуация

на станцию





Дети записывают слова, выходя по одному к доске.




Данные буквы замечены в корнях (например, цыплёнок, циркуль...), суффиксах (например, львицын, у медведицыной...); в окончаниях (например, из больницы, у львицы...); в словах на –ция (например, ситуация, на станцию...)

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах.












Приём

«Получи талант»




















































2.Тема урока и цели.

Как вы считаете, уважаемые детективы, о чём пойдёт в дальнейшем речь?

Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись.

Цели (Слайд 3):

1) запомнить условия, при которых...;

2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор ...;

3) повторить изученный материал: ... после шипящих и ... гласные в корне слова; разбор слова ...; ... разбор простого предложения;

4) продолжить "Путешествие по ... тропе".


Мы отыскали букву по её характерным звуковым признакам. Слова с ней распределили, учитывая гласные, стоящие после неё.

Вывод: речь пойдёт о написании букв И, Ы после Ц. Значит, тема урока "Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова".

















1) запомнить условия, при которых пишутся и,  ы после ц;

2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор и, ы;

3) повторить изученный материал: гласные после шипящих и безударные гласные в корне слова; разбор слова по составусинтаксический разбор простого предложения;

4) продолжить "Путешествие по этимологической тропе". (Слайд 4 появляется после выступлений учеников)

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения



































3.Выявление места и причины затруднения

Какие же вы умные детективы! А теперь приступим к реализации целей урока. Я прочитаю несколько слов, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой повторяющийся звук слышится во всех словах? Читаю: цирк, цифровой, циркуль, лекция, бледнолицый, цыплёнок, львицын, птицы.


А посмотрите, как написано на доске. (Доска сначала закрыта)

1 столбик

цирк

циркуль

цифровой

лекция

2 столбик

бледнолицый

цыплёнок

львицын

птицы

Звук один, но пишутся разные буквы, и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после "ц" пишется "и", а в каких – "ы".

Слова первого столбика прочитайте внимательно, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с "-ция": конференция, авиация, милиция)



Верно! В русском языке есть слова, которые заканчиваются на-ция, и все они пишутся с буквой и. Итак, буква и пишется после ц в двух случаях. В каких?



Теперь переходим к словам второго столбика. Уважаемые детективы, в какой части слова обнаружена искомая орфограмма и нет ли лишнего?











Правильно, всеведущие детективы! В слове цыплёнок орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать и, а не ы. Но ни одно правило не обходится без исключений. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными, например: слово цивилизация из лат. сivilis, слово цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне(цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения. (Слайд 5)

Итак, юные детективы, в каких случаях пишем ы после ц?




















[ц]



























Орфограмма находится в корне, а лишнее слово "лекция".








И после ц пишем в корне и на -ция.











Проведя расследование, выявили места нахождения и, ы после ц в корне, суффиксе и окончании. Но так как мы только что сделали вывод о написании и после ц, то слово цыплёнок исключается из второго столбика.

































После ц пишется ы: в окончаниях существительных и прилагательных; в суффиксе имён прилагательных -ын; в исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и в словах, от них образованных, например, цыганский, цып-цып, цыплячий...

Личностные:

имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации






















































































Приём

«Сформулируй определение»






4.Актуализация опорных знаний

Благодарю вас, уважаемые детективы, за профессиональное расследование! А так как сбором, хранением и обработкой информационного материала занимается информатика, то сейчас вам поручается роль ведущих программистов из группы "Монитор". Вы обработаете собранную информацию и сохраните её в виде опорной схемы и алгоритма.

В сотрудничестве с учителем составляют алгоритм правила и опорную схему



Схема:



Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Приём

«Создай алгоритм»

5.Динамическая пауза


6.Закрепление первичных знаний

Прекрасно справились с работой умные программисты! Дорогие артисты, у вас роли внимательных писарей из бюро "Грамотей".

1.Распределительный диктант.

- Распределите по двум столбикам: с ЦЫ и ЦИ

Цинк, цитата, курицын, цыплёнок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, полиция.

2.Выборочно-восстановительный диктант.

- Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание Ы-И после Ц»

- По выписанным словам восстановите текст.

На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повел коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые.

3.Игра «Лови ошибку»

(Слайд)

- К нам пришло письмо, давайте прочтем его и исправим ошибки.

Профессору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна:цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попадались даже цыкады.Птици мешают в работе.

(Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.)

4.Безошибочный диктант.

Предприятия нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину.

5.Словарно-смысловой диктант «Одним словом»

  • Точная выдержка из текста. (цитата)

  • Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть)

  • Систематическое собрание каких-либо предметов.(Коллекция)

  • Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, мандарины, апельсины.(Цитрусовые)

  • Бурное движение атмосферы, сопровождающееся сильными осадками.(Циклон)


Выполняют упражнения 461-464, отвечают на вопросы














При первом чтении записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняют каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде.

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.































Приём

«Лови ошибку!»

















Приём «Самопроверка»

7. Итог урока. Домашнее задание.

Рефлексия

Д/з:

1 уровень (обязательный минимум)

Упр. № 465.

2 уровень (тренировочный)

Выпишите отрывок из худ. произведения, которое вы сейчас читаете, обозначьте в словах орф. №15.

3 уровень (творческое задание)

Напишите мини-сочинение о революционере С.М. Цвиллинге.





А теперь для вас роль адекватного и справедливого критика: поставьте себе оценку, проанализировав свою артистическую работу. Можно воспользоваться таким началом:

  • «Оказывается,…»

  • «Я понял, что…»

  • «Никогда не думал, что…»

  • «Меня обрадовало, что…»

А закончить работу так:

  • «Усвоил, что…»

  • «Могу по секрету объяснить, как…»

  • «Хочу поделиться знанием…»

Решите, какая оценка пойдёт в журнал: ваша или та, что поставил одноклассник за домашнее задание. Пользуйтесь нашим «мозаичным» советом: Семь раз примерь – один отрежь. (Тщательно всё обдумать и предусмотреть перед началом серьёзного дела).




Приём

«Три уровня домашнего задания»















Приём «Самооценка»



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!