1.Эмоциональный настрой на урок | Добрый день! Начинаем урок русского языка. Сегодня мы посетим театр, не выходя из класса. Вы будете играть разные роли, то есть применять “мозаичное” правило: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». (Качественно и ответственно выполнять разнообразные обязанности в семье и школе). А ещё сегодня можно заработать «талант», и даже не один, а потом обменять у меня на отметку в обменном пункте в конце урока. Сейчас вы – детективы из агентства "Зоркий глаз". У каждого настоящего детектива есть заветная записная книжка. У вас – это тетрадь. Открываем её, пишем – Пятнадцатое января. Классная работа. По имеющимся приметам звука необходимо найти в стихотворении О. Кургузовой букву и выписать слова с ней, распределив их по каким-то признакам в два столбика. Итак, две задачи: найти и оформить! Приметы – "согласный; глухой непарный; твёрдый непарный". (Слайд 1) Докладывайте, детективы! Молодцы, детективы! Запишем эти слова в столбики на доске. Следующая задача: выяснить, в каких частях слова стоят И, Ы после Ц? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Это буква Цэ. Слов с этой буквой найдено двенадцать. Распределены по следующим признакам: Ы после Ц – И после Ц: 1 столбик на цыпочках из больницы цыплёнок у львицы львицын у медведицыной у тигрицына | 2 столбик операцию на циферблат циркуль ситуация на станцию | Дети записывают слова, выходя по одному к доске. Данные буквы замечены в корнях (например, цыплёнок, циркуль...), суффиксах (например, львицын, у медведицыной...); в окончаниях (например, из больницы, у львицы...); в словах на –ция (например, ситуация, на станцию...) | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах. | Приём «Получи талант» |
2.Тема урока и цели. | Как вы считаете, уважаемые детективы, о чём пойдёт в дальнейшем речь? Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. Используйте для этого запись. Цели (Слайд 3): 1) запомнить условия, при которых...; 2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор ...; 3) повторить изученный материал: ... после шипящих и ... гласные в корне слова; разбор слова ...; ... разбор простого предложения; 4) продолжить "Путешествие по ... тропе". | Мы отыскали букву по её характерным звуковым признакам. Слова с ней распределили, учитывая гласные, стоящие после неё. Вывод: речь пойдёт о написании букв И, Ы после Ц. Значит, тема урока "Буквы И, Ы после Ц в разных частях слова". 1) запомнить условия, при которых пишутся и, ы после ц; 2) отрабатывать навык написания, обосновывая выбор и, ы; 3) повторить изученный материал: гласные после шипящих и безударные гласные в корне слова; разбор слова по составу; синтаксический разбор простого предложения; 4) продолжить "Путешествие по этимологической тропе". (Слайд 4 появляется после выступлений учеников) | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | |
3.Выявление места и причины затруднения | Какие же вы умные детективы! А теперь приступим к реализации целей урока. Я прочитаю несколько слов, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какой повторяющийся звук слышится во всех словах? Читаю: цирк, цифровой, циркуль, лекция, бледнолицый, цыплёнок, львицын, птицы. А посмотрите, как написано на доске. (Доска сначала закрыта) 1 столбик цирк циркуль цифровой лекция | 2 столбик бледнолицый цыплёнок львицын птицы | Звук один, но пишутся разные буквы, и наша с вами задача – разобраться, в каких случаях после "ц" пишется "и", а в каких – "ы". Слова первого столбика прочитайте внимательно, обратите внимание на то, в какой части слова находится орфограмма? А какое слово лишнее? (Если сбиваются, то нужно вывести на подобные слова с "-ция": конференция, авиация, милиция) Верно! В русском языке есть слова, которые заканчиваются на-ция, и все они пишутся с буквой и. Итак, буква и пишется после ц в двух случаях. В каких? Теперь переходим к словам второго столбика. Уважаемые детективы, в какой части слова обнаружена искомая орфограмма и нет ли лишнего? Правильно, всеведущие детективы! В слове цыплёнок орфограмма находится в корне и, согласно первому правилу, мы должны были написать и, а не ы. Но ни одно правило не обходится без исключений. Написание ци в корне – историческое явление. Слова с таким буквосочетанием являются обычно иноязычными, например: слово цивилизация из лат. сivilis, слово цитата – лат. citatum. В русском же языке буква ц передает твердый звук, после которого может произноситься только [ы], но не [и]. Поскольку заимствованных слов с ци в корне подавляющее большинство, то русские слова с цы в корне(цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц) попали в исключения. (Слайд 5) Итак, юные детективы, в каких случаях пишем ы после ц? | [ц] Орфограмма находится в корне, а лишнее слово "лекция". И после ц пишем в корне и на -ция. Проведя расследование, выявили места нахождения и, ы после ц в корне, суффиксе и окончании. Но так как мы только что сделали вывод о написании и после ц, то слово цыплёнок исключается из второго столбика. После ц пишется ы: в окончаниях существительных и прилагательных; в суффиксе имён прилагательных -ын; в исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, цыкать и в словах, от них образованных, например, цыганский, цып-цып, цыплячий... | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации | Приём «Сформулируй определение» |
4.Актуализация опорных знаний | Благодарю вас, уважаемые детективы, за профессиональное расследование! А так как сбором, хранением и обработкой информационного материала занимается информатика, то сейчас вам поручается роль ведущих программистов из группы "Монитор". Вы обработаете собранную информацию и сохраните её в виде опорной схемы и алгоритма. | В сотрудничестве с учителем составляют алгоритм правила и опорную схему Схема: | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Приём «Создай алгоритм» |
6.Закрепление первичных знаний | Прекрасно справились с работой умные программисты! Дорогие артисты, у вас роли внимательных писарей из бюро "Грамотей". 1.Распределительный диктант. - Распределите по двум столбикам: с ЦЫ и ЦИ Цинк, цитата, курицын, цыплёнок, акация, белолицый, щипцы, Куницын, циркуль, овцы, цыган, информация, цифра, сестрицын, полиция. 2.Выборочно-восстановительный диктант. - Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание Ы-И после Ц» - По выписанным словам восстановите текст. На берегу реки расположился цыганский табор. Старый цыган повел коней на водопой. Цыганята рассматривали коллекцию ружей и ели цитрусовые. 3.Игра «Лови ошибку» (Слайд) - К нам пришло письмо, давайте прочтем его и исправим ошибки. Профессору Синицину Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна:цыклон. Удалось собрать коллекцыю насекомых, попадались даже цыкады.Птици мешают в работе. (Текст с ошибками, которые исправляются ярким красным цветом, с объяснением.) 4.Безошибочный диктант. Предприятия нашего города выпускают разнообразную продукцию. В заводских цехах надо соблюдать дисциплину. 5.Словарно-смысловой диктант «Одним словом» Точная выдержка из текста. (цитата) Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой. (Цыкнуть) Систематическое собрание каких-либо предметов.(Коллекция) Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, мандарины, апельсины.(Цитрусовые) Бурное движение атмосферы, сопровождающееся сильными осадками.(Циклон) | Выполняют упражнения 461-464, отвечают на вопросы При первом чтении записывают только те слова, в правописании которых сомневаются. Устно объясняют каждое слово, затем записывается текст диктанта и сверяется с ключом на слайде. | Личностные: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Приём «Лови ошибку!» Приём «Самопроверка» |
7. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия | Д/з: 1 уровень (обязательный минимум) Упр. № 465. 2 уровень (тренировочный) Выпишите отрывок из худ. произведения, которое вы сейчас читаете, обозначьте в словах орф. №15. 3 уровень (творческое задание) Напишите мини-сочинение о революционере С.М. Цвиллинге. А теперь для вас роль адекватного и справедливого критика: поставьте себе оценку, проанализировав свою артистическую работу. Можно воспользоваться таким началом: «Оказывается,…» «Я понял, что…» «Никогда не думал, что…» «Меня обрадовало, что…» А закончить работу так: «Усвоил, что…» «Могу по секрету объяснить, как…» «Хочу поделиться знанием…» Решите, какая оценка пойдёт в журнал: ваша или та, что поставил одноклассник за домашнее задание. Пользуйтесь нашим «мозаичным» советом: Семь раз примерь – один отрежь. (Тщательно всё обдумать и предусмотреть перед началом серьёзного дела). | | | Приём «Три уровня домашнего задания» Приём «Самооценка» |