СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум предполагает самостоятельную работу учащихся по исследованию текста повести Н.М.Карамзина с целью закрепления понятия сентиментализма. Руководствуясь планом, учащиеся находят цитатный материал, иллюстрирующий основные черты данного литературного направления. 

Просмотр содержимого документа
«Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза"»

Урок литературы в 9 классе

Тема. Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Тип урока. Практикум.

Цели урока.

Воспитательные: 

  • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения;

  • учиться коммуницировать в группах

Развивающие: 

  • способствовать развитию навыков исследования, анализа и обобщения материала в ходе определения идейно-художественных особенностей сентименталистского произведения;

  • развивать навыки самостоятельной работы;

  • развивать умения систематизировать умозаключения в виде кластера и синквейна;

  • способствовать развитию письменной речи

Образовательные: 

  • закрепить понятие «сентиментализма» на практическом материале;

  • определить главные черты литературного направления и проиллюстрировать их примерами из текста;

  • расширять словарный запас учащихся с учетом эстетики сентиментализма



Ход урока.

I. Организационный момент.


II. Повторение изученного.

1.Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» с позиций сентименталистского произведения. На прошлом уроке мы познакомились с биографией писателя и конспективно определили главные черты сентиментализма в литературе. Давайте назовем яркие особенности литературного направления и оформим наши знания в виде кластера.

2. Коллективная работа учащихся. ( Дети по желанию выходят к доске и записывают ассоциативное слово вокруг ключевого слова «сентиментализм». С помощью учителя дается необходимый комментарий каждому элементу схемы.) Результат работы заносится в тетрадь.













III. 1.Основная часть: практикум (работа в парах). Учащиеся работают по карточкам, в которых указаны основные пункты анализа характерных черт сентиментализма в повести Н.М.Карамзина. Свои наблюдения учащиеся оформляют в виде таблицы.

Черты сентиментализма

Цитаты

Комментарий

1. Символизм названия повести «Бедная Лиза»

« Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы».

Эпитет «бедная» многозначный:

- «беда» как предчувствие трагизма сюжета;

-сочувственное отношение автора;

- социальное положение героини;

- сиротство (без отца, нет поддержки);

- несчастная любовь;

- самоубийство



Приведем круг вопросов для анализа текста.

1.Символизм названия повести.

2. Авторское «я» (отношение к поступкам героев).

3. Психологический пейзаж.

4.Идеализация героини.

5. Противоречивость в характере героя.

6. Язык повести.

7. Пафос произведения.



2. Коллективное обсуждение итогов самостоятельной работы.

IV. Заключение. В качестве обобщения по теме учащимся предлагается создать синквейны по вариантам (с поддержкой учителя):

1.Герой.

2.(два прилагательных)

3.(три глагола)

4. «Эраст был богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным».

5. Раскаянье.



1. Героиня.

2.Доверчивая, самоотверженная.

3….

4. « Ибо и крестьянки любить умеют!»

5. …



1. Жанр.

2. …

3. Идеализировать, одухотворять, сострадать.

4. Главное в человеке – чувство.

5. …

3. Коллективное обсуждение и анализ самостоятельной работы учащихся.

V.Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Почему повесть Н.М.Карамзина так понравилась читателям?»



Использованные источники:

1.Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- М.:Просвещение,2016

2.https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/13/konspekt-uroka-po-povesti-bednaya-liza-nm-karamzina


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!