Конспект открытого урока литературного чтения.
Урок проведен в 4 «В» класс
МОБУ СОШ с.Дмитриевка
Тема урока : «С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
УМК: «Перспектива»
2020г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Образовательные ресурсы:
1.Учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.Н. Головановой, «Литературное чтение» Просвещение 2013;
2.Презентация,
3. Мультимедийный проектор,
4.Выставка книг С.Т.Аксакова,
5.Толковый словарь С.И.Ожегова.
Цель урока: создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» и понимания поступков и состояния героев.
Задачи:
- учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
- совершенствовать умение давать характеристику персонажу;
-развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
-воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
–формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
–формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Предметные:
–умение осознанно воспринимать художественный текст;
–совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения);
–овладение процедурами смыслового анализа текста;
- умение работать со словарём.
Метапредметные:
Межпредметная связь с курсом "Русский язык"
Регулятивные УУД:
- умение высказывать своё предположение;
–умение планировать пути достижения целей, познавательных задач;
– умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные УУД:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, словарь, свой жизненный опыт; осуществлять рефлексию способов действий.
Коммуникативные УУД:
–формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
–владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Технологии:
1) Здоровьесбережение (физминутка, проветривание, психологический климат, смена видов деятельности).
2) Системно-деятельностного подхода (дифференцированное домашнее задание, индивидуальная работа, работа в парах, целеполагание, планирование)
3) Обучение в сотрудничестве (групповая работа)
4) Проблемного обучения (определение автора и названия произведения).
5) Гуманно-личностная технология - создание ситуации успеха.
Организация пространства: фронтальная, групповая и индивидуальная работа.
Используемые источники
1. «Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса» Школа России Книга для учителя. М. «Просвещение»2013г.
2.Учебник Л.Ф.Климанова «Литературное чтение 3 класс.» Школа России М. «Просвещение» 2015г.
3. «Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 классы» М. «Просвещение» 2011г.
Интернет-ресурсы:
https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fdanieldefo.ru%2Fproxy.php%3Fimage%3Dhttp%253A%252F%252Fwww.ohotniki.ru%252Fupload%252Fohotniki%252F475%252F3d%252Fc8%252Fdd%252FDETAIL_PICTURE_646834_94043984.jpg%26hash%3D80db29425425c63fa7a927de6a010edc&icolor=white&p=2&text=серая%20ворона%20фото&pos=85&lr=98546&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?text=торба%20для%20лошади&noreask=1&img_url=https%3A%2F%2Fstatic4.depositphotos.com%2F1013341%2F335%2Fi%2F450%2Fdepositphotos_3351261-stock-photo-horse-with-a-bag-for.jpg&pos=12&rpt=simage&lr=98546
https://yandex.ru/images/search?p=4&text=мостовая&url=https%3A%2F%2Fstatic.chance.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fstyles%2Fbig_photo_gallery%2Fpublic%2Fimages%2FMesiniu_Street_in_Vilnius.JPG%3Fitok%3D1miwz2tz&img_url=https%3A%2F%2Fgetbg.net%2Fupload%2Ffull%2F367736_dmitrov_kreml_kamni_mostovaya_osen_1680x1050_(www.GetBg.net).jpg&pos=130&rpt=simage
https://yandex.ru/images/search?p=3&text=шинель&img_url=http%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9314%2F16122565.110%2F0_95050_823bf194_XL.jpg&pos=114&rpt=simage
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников, Предполагаемые ответы | Оформление |
1. | Организационный момент |
| -Повернитесь к нашим гостям. Подарите им добрую улыбку, чтоб наш урок начался с доброго, хорошего настроения. -Покажите, с каким настроением вы пришли на урок. | Смайлики | |
2. | Введение в тему, постановка учебной задачи | |
3. | -Послушайте и дополните: Одной дочери купец Золотой привёз….(венец). А другой, скажу вам я, Что-то дал из хрусталя. Назад скинет много лет, И зовется….(тувалет). Ребята, пойдёт речь о какой сказки и кто автор? Верно, послушайте биографию С.Т.Аксакова. … -Вы сказали ,что это сказка. А действительно ли это так? - Что такое сказка? -Послушав музку, скажите какое название сказки? музыка -«Аленький цветочек написан более 150 лет назад». Как вы считаете «Аленький цветочек»-это что за цветок? И что он символизирует? Вспомним, какие 2 большие группы сказок существуют? -Какие виды народных сказок нам знакомы? Сегодня на уроке наша задача- доказать, что «Аленький цветочек»-это сказка, найти в тексте подтверждение этому. Мы будем с вами исследователями! -Если это сказка , то как вы думаете-она ближе к какому виду относится? -Посмотрим, какие особенности есть у волшебных сказок Работа по теме урока -Прочитайте пословицу. Какой урок хотел преподнести автор этой сказки вы скажете в конце урока. -Итак, начинаем исследование. Докажем сказка ли произведение С.Т. Аксакова и какой урок она преподносит. Работа с текстом -Прочитайте отрывки произведения, которые лежат перед вами. Найдите признаки волшебной сказки в этих отрывках. Проверим, что у вас получилось. Какие элементы волшебной сказки вы нашли? -А были превращения? -Испытание героя? Динамическая пауза (Ф.М.) Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Положительные и отрицательные Герои - Были положительные и отрицательные герои? -Распределите качества и чувства героев произведения. -Кто положительный герой?(купец,чудище,младшая дочь) -Кто отрицательный герой?(сестры) Работа со словарем -Все ли слова были понятны? -Что такое самопожертвование, коварство? -Где можно узнать значение слов? Самопожертвование- Жертвование своими личными интересами ради других. Коварство- злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством - В чем коварство поступков сестер? -Почему? -В чем состояло самопожертвование отца? -Младшей дочери? -Почему дочка стремилась обратно к чудищу? -Что позволило расколдовать его? Подведение итогов -Подведем итог нашим исследованиям. -Вернемся к пословице. -«Аленький цветочек-это сказка? -Почему? -В основе «Аленького цветочка»-народная сказка, народная мудрость. -Но для литературной сказки свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит. Автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. -Что же хотел сказать нам С.Ф Аксаков? Чему учит его сказка? Рефлексия -Возьмите лепестки у вас на парте. Напишите, чему вас научила эта сказка. -Что – то вас удивило? -Что открыли для себя? -За что вы можете себя похвалить? -Покажите,с каким настроением закончили урок. -А какие рассказы нам встретились? Выступление детей ВЫВОД. | «Аленький цветочек» С.Т.Аксаков -Народные и литературные (авторские) -Волшебные, о животных и бытовые. -К волшебной. -Превращения, волшебные предметы, троекратное повторение… Работа в парах Ученики выполняют задание Ученики читают Работа в малых группах Ученики перечитывают отрывки вслух, затем самостоятельно находят подтверждение. (См. приложение) Волшебные сказки Превращения и чудеса Волшебные предметы Троекратное повторение, число 3 Испытание главного героя Положительные и отрицательные герои Добро побеждает зло Зачин Присказка концовка -Да-принц превращен в чудище. -младшая дочь купца отправилась к чудищу ,не зная, что ее ждет. И чудище получил награду за добро и испытания. Работа в малых группах Ученики расставляют в таблице слова -В толковом словаре. Ученики читают значение слов по словарю. Ответы учеников -хотели погубить чудище - завидовали -Готовы отдать жизнь за другого - Жалела его, обещала, полюбила. - Любовь и доброта ответы учеников -Да. -У нее признаки волшебной сказки. Ученики пишут на лепестках и прикрепляют на доске -Честности, доброте, любви. Смайлики | Слайд 1.(Портрет С.Т.Аксакова) Слайд 2. Сказки Народные Авторские(литературные) Волшебные О животных Бытовые Слайд 3. Волшебные сказки Превращения и чудеса Волшебные предметы Троекратное повторение,число3 Испытание главного героя Положительные и отрицательные герои Добро побеждает зло Зачин Присказка Концовка Слайд 4. Именитый - почтенный и знаменитый Парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями. Колода - короткое толстое бревно. Челядь дворовая - слуги. Сажень -старинная мера длины, равная 2м13см. Венец - драгоценный головной убор. Тувалет-столик с зеркалом и принадлежностями. Слайд 5. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Слайд 6. Волшебные сказки Превращения и чудеса Волшебные предметы Троекратное повторение,число3 Испытание главного героя Положительные и отрицательные герои Добро побеждает зло Зачин Присказка концовка Слайд 7. Купец | Сестры старшие | Младшая сестра | чудище | любовь | зависть | любовь | доброта | честность | самолюбование | честность | одиночество | самопожертвование | коварство | самопожертвование | доброта | доброта | | доброта | | Слайд 8. Слайд 9. Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Слайд 10. Спасибо за урок! |
1 .В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец, именитый человек.
Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчуга, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех; и любил он дочерей своих больше всего своего богатства, жемчугов, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны-по той причине, что он был вдовец, и любить ему было некого; любил он старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.
Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:
- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу - не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется.
Думали они три дня и три ночи, и пришли к своему родителю, и стал он их спрашивать, каких гостинцев желают.
2 .Прошёл третий день и третья ночь, пришла пора расставаться честному купцу, расставаться с дочерью меньшою, любимою; он целует, милует её, горючими слезами обливает и кладёт на неё крестное благословение своё родительское. Вынимает он перстень зверя лесного, чуда морского из ларца кованого, надевает перстень на правый мизинец меньшой, любимой дочери - и не стало её в ту же минуточку со всеми её пожитками.
Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных…
Захотелось ей осмотреть весь дворец, и пошла она осматривать все его палаты высокие, и ходила она немало времени, на все диковинки любуючись… Взяла она из кувшина золочёного любимый цветочек аленький, сошла она в зелены сады, и нашла она то место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький, краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина золочёного и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего.
3.И прошло тому немало времени: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка её нездоров лежит; и напала на неё тоска неусыпная, и увидал её в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать, отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных.
И возговорит к ней зверь лесной, чудо морское:
- И зачем тебе моё позволенье? Золот-перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пока не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу.
Стала она заверять словами заветными и клятвами, что ровно за час до трёх дней и трёх ночей воротится во палаты его высокие.
Простилась она с хозяином своим ласковым и милостивым, надела на правый мизинец золот-перстень и очутилась на широком дворе честного купца, своего батюшки родимого
СКАЗКИ:
НАРОДНЫЕ
АВТОРСКИЕ
ВОЛШЕБНЫЕ
О ЖИВОТНЫХ
БЫТОВЫЕ