СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская конференция по произведению В.Белова "Мальчишки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час

"Дети войны по произведению В.Белова «Мальчишки»"

Составила учитель русского языка Нурмухаметова Р.Р.

Цель:

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

-Формирование у школьников патриотической позиции.

- Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма детей войны, храбрости и мужества народа.

-Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях.

Задачи: рассказать обучающимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Тамара Гвердцители  Дети Войны», «День Победы». Рассказ В.Белова «Мальчишки» доклады детей.

 

Эпиграф          Кто-то родом из детства…

А я - из войны,                           Из блокадного бедствия, из его глубины.                           Влюблен был в небо, но небо меня                           Обмануло нелепо среди белого дня.                           С неба падали бомбы…

Галина Беднова

Учитель

Война – это страшное слово, прошедшее не только по жизням взрослых людей, но и лишившее детства самых маленьких жителей нашей  страны.

Она   ураганом ворвалась  в жизнь людей, все  ломая,  круша, калеча миллионы судеб. Началась окаянная война.

Дети и война… Сколько детских судеб и недетского горя проходит перед нами в произведениях о войне и в личной семейной памяти, и какая великая сила духа и вопреки всему светлого, чистого ощущения мира, любви и добра открывается в характере маленького человека из большой войны! В тяжелое лихолетье они заменили своих отцов в тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности.

Мы проведем сегодня с вами читательскую конференцию по небольшому произведению Василия Ивановича Белова «Мальчики»

Девятилетним подростком встретил войну Василий Иванович. Познал все тяготы  горького военного детства. В своем рассказе сумел показать  глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира, — открыть нам этот мир.

(Читаю эпиграф )

 Кто-то родом из детства…

А я - из войны,                           Из блокадного бедствия, из его глубины.                           Влюблен был в небо, но небо меня                           Обмануло нелепо среди белого дня.                           С неба падали бомбы…

 

Рассказ начинается со слово «Плачет». С первого слова автор погружает нас в атмосферу военного времени, а далее в рассказе не менее говорящие штрихи (у Капушки «убило на фронте мужа» — «Ваня Серегин — эвакуированный из Ленинграда» — «задачник был на двоих» — «очень хотелось есть» — «ноги под партой мерзли») усиливают ощущение сурового быта. Но, несмотря на невзгоды, жизнь в IV «б» идет своим чередом. — Это дети, во многом лишенные детства. — На совсем еще детские представления о жизни легла печать войны— Действительно, с каким пониманием и сочувствием относятся они к учительнице, а ведь им 9—10 лет, но все понимают: война «помогла».

Учитель Ленька Комлев и Ваня Серегин - главные герои. Каковы ваши представления о них в начале рассказа?

(примерные ответы детей: На мой взгляд, Ленька — человек очень добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и находит в ней свои маленькие радости (радуется решенной правильно задаче, интересной книге), его душа открыта в мир. — Он умеет прощать других — Соню-ябеду, к примеру. С ним интересно было бы дружить (VI класс). — Ленька готов делиться со своим другом Ваней всем — проблема лишь в том, что кроме задачника делиться нечем. Но о таком друге многие мечтают. — У Леньки чуткая душа и «низкий болевой порог». Чувство сострадания — одно из главных его качеств. Когда его другу делают укол, он чувствует сам эту боль.)

Учитель

Да, уколы — первая в рассказе «экстремальная ситуация», в ней происходит проверка героев «на мужество». — Белов дает нам ощутить душевное состояние героев — мы невольно «перевоплощаемся» в Леньку и начинаем чувствовать то же, что и он: в голове проносятся «страшные истории» об иглах, ломающихся в толстой коже, появляется страх умереть во время попадания воздуха под кожу — вместе с ним хочется убежать от этих страшных уколов. — А что же говорит нам его побег?

 (примерные ответы детей: Но его побег не дает еще пока нам права говорить о его трусости. Возможно, это даже храбрость — он сбежал под впечатлением книги, которую читал. В нем нет нарочитости и показной смелости. — А убежав, он сразу начинает мучиться угрызениями совести, чувствуя вину перед Ваней.)

Учитель А как ведет себя Ваня  Серегин ?

(примерные ответы детей:  Он ведет себя по-иному. Ваня является не только  смелым мальчиком, он принимает боль от укола самым первым.)  

Учитель Вы заговорили о возможном влиянии на Леньку читаемой им книги. Наверное, нельзя пройти мимо того факта, что автор не только повторил название чеховского рассказа, но и дал этот рассказ в руки своему герою. Почему?

(примерные ответы детей: Леня, как и многие мальчишки, мечтает о подвигах, о приключениях, а книги для него — маленькая дверка в этот мир мечты. )

Учитель. Давайте теперь выясним  взаимоотношения ребят. Ленька, несмотря на свой  юный возраст ,думает не по-детски.  Он хлопочет по Леньке, пытается отвлечь его от боли.  Да и Ваня тоже хорошо понимает, как Леньке стыдно за побег, как неприятно думать о том, что за это будет завтра.  Какое же «лекарство» находит для Ленькиной души?

 (примерные ответы детей: Он рассказывает ему о побеге еще двух ребят.— Может, это и помогает ребятам выстоять в такое трудное время — ведь, думая о других, меньше думаешь о себе и меньше обращаешь внимания на все сложности и горести жизни. Возможно, даже «благодаря» войне  люди становятся ближе и сплоченнее. — Их дружба проверяется не на словах, а на деле, причем очень важном для обоих.)

Учитель При помощи каких художественных деталей  автор «расширяет» художественное пространство рассказа?

(примерные ответы детей:

1) Отсутствие родителей у Леньки и его сестры — деталь многозначительная, говорящая о круглом сиротстве.

 2)А у тети Нины и Вани — рукавицы хранят память о близком человеке. Их давно можно было бы продать, но память и любовь дороже буханки хлеба и теплого одеяла, ведь они греют не руки, а человеческие души.

3) Песня, слова которой для Леньки мало что значат, — тоже очень важная художественная деталь: она помогает ему выразить свое душевное состояние.

3)Плакат с изображением Гитлера — тоже говорящая деталь.  Ребята, смеясь над Гитлером, легче переносят собственные беды.

4)Очень важен эпизод со сторожем, который последнюю горбушку делит с Ленькой пополам. А ведь доброта, как эстафета, передается от одного к другому. Вот и Ленька, незаметно для себя проглотив горбушку и не оставив Ване половину, ворует жмых для друга.)

Учитель. в рассказе не раз встречается слово «воровство», и возникает некое противоречие в толковании его смысла, не так ли?

(примерные ответы детей: Да, все зависит от цели: воровать пирожки Ленька не будет, потому что это для себя. Когда очень хочется есть, он осмелится попросить хлебца, но жмых крадет, чтобы поддержать Ваню, и уголь будет воровать, рискуя жизнью, для близких людей, чтобы их согреть и порадовать.)

 Учитель А как еще он может помочь?

 (примерные ответы детей : Ленька, думая о близких людях, пытается как-то скрасить их жизнь, и делает он это не для похвалы, он об этом даже не думает, — ему далеко не все равно, как они себя чувствуют (VI класс). — Рукавицы очень дороги для Вани, но мальчик жертвует своим «сокровищем» ради Леньки, можно сказать — это самопожертвование, которое еще раз подтверждает его взрослость.

Учитель. Как раскрывается характер Леньки в эпизоде с поездом? — (примерные ответы детей : Ленька ведет себя как взрослый: обдумывает, ждет и... вдруг прыжок, отчаянный, мужественный, самоотверженный, Именно в этом эпизоде он раскрывается полностью: значит, он не трус и ради близких пойдет на все

Учитель Мы подошли к нескольким кульминационным точкам рассказа Обратите  внимание на две фразы: «Надо было самостоятельно решить задачу про встречные поезда» и «За окном школы то и дело грохали поезда». Так внезапно для читателя в рассказ входит лейтмотив железной дороги — дороги жизни, на которой скрещиваются судьбы разных людей (лейтенанта из Киева, Николая Серегина из Ленинграда, Леньки с 608-го километра от Воркуты), задачка из учебника превращается в настоящую жизнь с непредсказуемыми встречами и смертельными опасностями и огромными проблемами. Почему лейтенант не слышал выстрелов? Стрелял или нет Серегин? —

(примерные ответы детей :1)Так хочется, чтобы выстрелов не было, но он стрелял, и почти не остается сомнений, что Ленька убит («...не должон» уйти, — говорит охранник, — и еще: «...видел я... как он в снег сунулся»), — Но если не мог уйти, то почему же остался цел и невредим и отделался только испугом?

2) Может быть, Серегин в воздух стрелял: ведь, увидев «диверсанта», он мог понять, что это мальчишка такого же возраста, как и его .

3)Стрелял, потому что не мог иначе. Ирония судьбы: человек, рукавицы которого Ленька надел, чтобы спасти Ваню, стрелял в него. Но это не его вина. Нельзя осуждать военных — они выполняют приказ.

4) Но если бы Николай Серегин попал в Леньку, а потом узнал про это, он сожалел бы об этом всю жизнь. Ведь он мог убить и своего сына )

Учитель . Писатель оставляет читателя наедине с этой загадкой и предлагает воссоздать дальнейшие события, ключом к которым становится найденная лейтенантом рукавица с надписью «Ник. Сер» . Не случайно потеряна рукавица, но Серегин ее не узнал. А значит, теряется связь с близкими людьми, что страшно и тоже является грозным следствием войны. — Словно по иронии судьбы Николай Серегин проезжает мимо своей семьи. Ленька и рукавицы — связующее звено, но связь рвется, теряется, и неизвестно, удастся ли родным людям снова когда-либо встретиться. — Николай Серегин даже не заметил, что его имя и фамилия написаны на рукавице, зато как попадет Леньке, когда узнают, что он потерял единственное сокровище — память об отце и муже . Николай Серегин, который стрелял в испугавшегося Леньку, не мог знать, что это был ребенок и что он каким-то образом связан с его семьей, а рукавица — надежда найти семью.

Мы не можем точно предсказать дальнейшие события — идет слишком жестокое испытание, война. И автор оставляет читателя на перекрестке трудных военных дорог — этого требует правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал, ибо надежда умирает последней.

Учитель :слово предоставим Мифтахову Айназу. Он расскажет нам о своей семье..

Мой дед –полугодовалый мальчик на колыбели тоже «провожал» своего отца со  своими сестрами и слепым братом на войну.

 Военные годы для прабабушки Мадании были очень нелегкими с грудным

 полугодовалым Фриксом, с двухлетней непоседой Люцией, с четырехлетним

 слепым сыном Марсом , и с шестилетней , не по годам рано повзрослевшей,

 но все же крохотным ребенком Флюсой . Но как бы ни была тяжела жизнь с

 четырьмя маленькими детьми, прабабушка наравне со всеми сумела

 прокормить и детей, и трудиться в колхозе во имя победы. Суп варила из

 разных съедобных трав, собирала семена лебеды и из них делала муку и

 лепила лепешки. Помощи ожидать было неоткуда. Нужно было надеяться

 только на себя, и разве что надеяться на помощь чуть повзрослевшей дочери

 Флюсы. Выкручивалась, как могла, хотя были моменты отчаяния. Несмотря

 на детский возраст, старшая дочь Флюса –непоседа,  наравне со взрослыми

 трудилась на полях колхоза. Как только растает снег, собирали они с

 прабабушкой мёрзлую картошку и прошлогодние колоски. В военное время 

дети трудились наравне со взрослыми. Рано повзрослел и мой дед Фрикс,  

 хотя к концу войны ему было всего пять лет, он помогал слепому брату, ухаживал за ним, оставаясь дома, когда мать с сестрами уходила на работу.

     Сестры моего деда и он сам  помнят то чувство, которое охватывало их,

 когда они приходили  вечером домой, уставшие, голодные и замерзшие, они

 садились и плакали, а потом ложились спать и, несмотря на усталость, долго

 не могли заснуть от голода.

Учитель    Сколько нелегких испытаний легло на плечи простых людей, кто-топриближал эту победу на фронте, а кто-то трудился, помогая фронту. И страна  отстояла, вытерпела, выжила и победила.

   Идут годы, всё меньше и меньше остаются рядом с нами ветераны войны,

 те, которые пережили войну в тылу. О них в память нам остаются лишь

 фотографии, фильмы, книги .

   У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом

 дедушки, бабушки. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш

 покой, счастье? К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько слез

 пролили за своих детей, внуков, сколько времени и сил, сколько труда и

 здоровья, сколько ласки и заботы тратили они на близких. Вырастаем и, 

 забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к

 празднику. А бабушки, дедушки ждут! И находят любые оправдания нашей

 чёрствости, нашей занятости,  нашему невниманию. И я хочу попросить

 вас- чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите

 ласковые слова, объясняйтесь в любви своим бабушкам, дедушкам! Ребята,

 радовать своих близких мы можем ежедневно, своим послушным

 поведением, хорошими отметками, помощью в уборке дома, беспричинными

объятиями и т.д. Ведь это они заслужили!

 Семьдесят шесть лет страну освещает свет победы в Великой Отечественной войне, но подвиг тех, кто одержал победу над фашизмом, кто трудился в тылу, вечен, он будет жить в наших маленьких сердцах. Мы гордимся тем, что они мужественно сражались против фашизма, любили свою Родину и стали примером нашему поколению.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция по произведению В.Белова "Мальчишки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Базитамак

муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан










Читательская конференция


"Дети войны по произведению В.Белова «Мальчишки»"















Подготовила и провела:

Нурмухаметова Р.Р.,

учитель русского языка и литературы








2021 г.



Классный час

"Дети войны по произведению В.Белова «Мальчишки»"

Составила учитель русского языка Нурмухаметова Р.Р.

Цель:

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.

-Формирование у школьников патриотической позиции.

- Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма детей войны, храбрости и мужества народа.

-Сформировать представление учащихся о Великой отечественной войне и её героях.

Задачи: рассказать обучающимся о роли детей в годы войны.

Форма: классный час.

Методы: рассказ-беседа.

Оборудование: фотографии детей военных лет, музыкальное сопровождение (песни военных лет), песня «Тамара Гвердцители  Дети Войны», «День Победы». Рассказ В.Белова «Мальчишки» доклады детей.



Эпиграф Кто-то родом из детства…

А я - из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблен был в небо, но небо меня
Обмануло нелепо среди белого дня.
С неба падали бомбы…

Галина Беднова

Учитель

Война – это страшное слово, прошедшее не только по жизням взрослых людей, но и лишившее детства самых маленьких жителей нашей страны.

Она ураганом ворвалась в жизнь людей, все ломая, круша, калеча миллионы судеб. Началась окаянная война.

Дети и война… Сколько детских судеб и недетского горя проходит перед нами в произведениях о войне и в личной семейной памяти, и какая великая сила духа и вопреки всему светлого, чистого ощущения мира, любви и добра открывается в характере маленького человека из большой войны! В тяжелое лихолетье они заменили своих отцов в тылу, взвалив на свои худенькие детские плечи груз взрослой ответственности.

Мы проведем сегодня с вами читательскую конференцию по небольшому произведению Василия Ивановича Белова «Мальчики»

Девятилетним подростком встретил войну Василий Иванович. Познал все тяготы горького военного детства. В своем рассказе сумел показать глубинные черты характеров своих героев и целостную картину мира, — открыть нам этот мир.

(Читаю эпиграф )

Кто-то родом из детства…

А я - из войны,
Из блокадного бедствия, из его глубины.
Влюблен был в небо, но небо меня
Обмануло нелепо среди белого дня.
С неба падали бомбы…



Рассказ начинается со слово «Плачет». С первого слова автор погружает нас в атмосферу военного времени, а далее в рассказе не менее говорящие штрихи (у Капушки «убило на фронте мужа» — «Ваня Серегин — эвакуированный из Ленинграда» — «задачник был на двоих» — «очень хотелось есть» — «ноги под партой мерзли») усиливают ощущение сурового быта. Но, несмотря на невзгоды, жизнь в IV «б» идет своим чередом. — Это дети, во многом лишенные детства. — На совсем еще детские представления о жизни легла печать войны— Действительно, с каким пониманием и сочувствием относятся они к учительнице, а ведь им 9—10 лет, но все понимают: война «помогла».

Учитель Ленька Комлев и Ваня Серегин - главные герои. Каковы ваши представления о них в начале рассказа?

(примерные ответы детей: На мой взгляд, Ленька — человек очень добрый и отзывчивый. Он любит жизнь и находит в ней свои маленькие радости (радуется решенной правильно задаче, интересной книге), его душа открыта в мир. — Он умеет прощать других — Соню-ябеду, к примеру. С ним интересно было бы дружить (VI класс). — Ленька готов делиться со своим другом Ваней всем — проблема лишь в том, что кроме задачника делиться нечем. Но о таком друге многие мечтают. — У Леньки чуткая душа и «низкий болевой порог». Чувство сострадания — одно из главных его качеств. Когда его другу делают укол, он чувствует сам эту боль.)

Учитель

Да, уколы — первая в рассказе «экстремальная ситуация», в ней происходит проверка героев «на мужество». — Белов дает нам ощутить душевное состояние героев — мы невольно «перевоплощаемся» в Леньку и начинаем чувствовать то же, что и он: в голове проносятся «страшные истории» об иглах, ломающихся в толстой коже, появляется страх умереть во время попадания воздуха под кожу — вместе с ним хочется убежать от этих страшных уколов. — А что же говорит нам его побег?

(примерные ответы детей: Но его побег не дает еще пока нам права говорить о его трусости. Возможно, это даже храбрость — он сбежал под впечатлением книги, которую читал. В нем нет нарочитости и показной смелости. — А убежав, он сразу начинает мучиться угрызениями совести, чувствуя вину перед Ваней.)

Учитель А как ведет себя Ваня Серегин ?

(примерные ответы детей: Он ведет себя по-иному. Ваня является не только смелым мальчиком, он принимает боль от укола самым первым.)

Учитель Вы заговорили о возможном влиянии на Леньку читаемой им книги. Наверное, нельзя пройти мимо того факта, что автор не только повторил название чеховского рассказа, но и дал этот рассказ в руки своему герою. Почему?

(примерные ответы детей: Леня, как и многие мальчишки, мечтает о подвигах, о приключениях, а книги для него — маленькая дверка в этот мир мечты. )

Учитель. Давайте теперь выясним взаимоотношения ребят. Ленька, несмотря на свой юный возраст ,думает не по-детски. Он хлопочет по Леньке, пытается отвлечь его от боли. Да и Ваня тоже хорошо понимает, как Леньке стыдно за побег, как неприятно думать о том, что за это будет завтра. Какое же «лекарство» находит для Ленькиной души?

(примерные ответы детей: Он рассказывает ему о побеге еще двух ребят.— Может, это и помогает ребятам выстоять в такое трудное время — ведь, думая о других, меньше думаешь о себе и меньше обращаешь внимания на все сложности и горести жизни. Возможно, даже «благодаря» войне люди становятся ближе и сплоченнее. — Их дружба проверяется не на словах, а на деле, причем очень важном для обоих.)

Учитель При помощи каких художественных деталей автор «расширяет» художественное пространство рассказа?

(примерные ответы детей:

1) Отсутствие родителей у Леньки и его сестры — деталь многозначительная, говорящая о круглом сиротстве.

2)А у тети Нины и Вани — рукавицы хранят память о близком человеке. Их давно можно было бы продать, но память и любовь дороже буханки хлеба и теплого одеяла, ведь они греют не руки, а человеческие души.

3) Песня, слова которой для Леньки мало что значат, — тоже очень важная художественная деталь: она помогает ему выразить свое душевное состояние.

3)Плакат с изображением Гитлера — тоже говорящая деталь. Ребята, смеясь над Гитлером, легче переносят собственные беды.

4)Очень важен эпизод со сторожем, который последнюю горбушку делит с Ленькой пополам. А ведь доброта, как эстафета, передается от одного к другому. Вот и Ленька, незаметно для себя проглотив горбушку и не оставив Ване половину, ворует жмых для друга.)

Учитель. в рассказе не раз встречается слово «воровство», и возникает некое противоречие в толковании его смысла, не так ли?

(примерные ответы детей: Да, все зависит от цели: воровать пирожки Ленька не будет, потому что это для себя. Когда очень хочется есть, он осмелится попросить хлебца, но жмых крадет, чтобы поддержать Ваню, и уголь будет воровать, рискуя жизнью, для близких людей, чтобы их согреть и порадовать.)

Учитель А как еще он может помочь?

(примерные ответы детей : Ленька, думая о близких людях, пытается как-то скрасить их жизнь, и делает он это не для похвалы, он об этом даже не думает, — ему далеко не все равно, как они себя чувствуют (VI класс). — Рукавицы очень дороги для Вани, но мальчик жертвует своим «сокровищем» ради Леньки, можно сказать — это самопожертвование, которое еще раз подтверждает его взрослость.

Учитель. Как раскрывается характер Леньки в эпизоде с поездом? — (примерные ответы детей : Ленька ведет себя как взрослый: обдумывает, ждет и... вдруг прыжок, отчаянный, мужественный, самоотверженный, Именно в этом эпизоде он раскрывается полностью: значит, он не трус и ради близких пойдет на все

Учитель Мы подошли к нескольким кульминационным точкам рассказа Обратите внимание на две фразы: «Надо было самостоятельно решить задачу про встречные поезда» и «За окном школы то и дело грохали поезда». Так внезапно для читателя в рассказ входит лейтмотив железной дороги — дороги жизни, на которой скрещиваются судьбы разных людей (лейтенанта из Киева, Николая Серегина из Ленинграда, Леньки с 608-го километра от Воркуты), задачка из учебника превращается в настоящую жизнь с непредсказуемыми встречами и смертельными опасностями и огромными проблемами. Почему лейтенант не слышал выстрелов? Стрелял или нет Серегин? —

(примерные ответы детей :1)Так хочется, чтобы выстрелов не было, но он стрелял, и почти не остается сомнений, что Ленька убит («...не должон» уйти, — говорит охранник, — и еще: «...видел я... как он в снег сунулся»), — Но если не мог уйти, то почему же остался цел и невредим и отделался только испугом?

2) Может быть, Серегин в воздух стрелял: ведь, увидев «диверсанта», он мог понять, что это мальчишка такого же возраста, как и его .

3)Стрелял, потому что не мог иначе. Ирония судьбы: человек, рукавицы которого Ленька надел, чтобы спасти Ваню, стрелял в него. Но это не его вина. Нельзя осуждать военных — они выполняют приказ.

4) Но если бы Николай Серегин попал в Леньку, а потом узнал про это, он сожалел бы об этом всю жизнь. Ведь он мог убить и своего сына )

Учитель . Писатель оставляет читателя наедине с этой загадкой и предлагает воссоздать дальнейшие события, ключом к которым становится найденная лейтенантом рукавица с надписью «Ник. Сер» . Не случайно потеряна рукавица, но Серегин ее не узнал. А значит, теряется связь с близкими людьми, что страшно и тоже является грозным следствием войны. — Словно по иронии судьбы Николай Серегин проезжает мимо своей семьи. Ленька и рукавицы — связующее звено, но связь рвется, теряется, и неизвестно, удастся ли родным людям снова когда-либо встретиться. — Николай Серегин даже не заметил, что его имя и фамилия написаны на рукавице, зато как попадет Леньке, когда узнают, что он потерял единственное сокровище — память об отце и муже . Николай Серегин, который стрелял в испугавшегося Леньку, не мог знать, что это был ребенок и что он каким-то образом связан с его семьей, а рукавица — надежда найти семью.

Мы не можем точно предсказать дальнейшие события — идет слишком жестокое испытание, война. И автор оставляет читателя на перекрестке трудных военных дорог — этого требует правда жизни. Можно только надеяться на счастливый финал, ибо надежда умирает последней.

Учитель :слово предоставим Мифтахову Айназу. Он расскажет нам о своей семье..

Мой дед –полугодовалый мальчик на колыбели тоже «провожал» своего отца со своими сестрами и слепым братом на войну.

Военные годы для прабабушки Мадании были очень нелегкими с грудным

полугодовалым Фриксом, с двухлетней непоседой Люцией, с четырехлетним

слепым сыном Марсом , и с шестилетней , не по годам рано повзрослевшей,

но все же крохотным ребенком Флюсой . Но как бы ни была тяжела жизнь с

четырьмя маленькими детьми, прабабушка наравне со всеми сумела

прокормить и детей, и трудиться в колхозе во имя победы. Суп варила из

разных съедобных трав, собирала семена лебеды и из них делала муку и

лепила лепешки. Помощи ожидать было неоткуда. Нужно было надеяться

только на себя, и разве что надеяться на помощь чуть повзрослевшей дочери

Флюсы. Выкручивалась, как могла, хотя были моменты отчаяния. Несмотря

на детский возраст, старшая дочь Флюса –непоседа, наравне со взрослыми

трудилась на полях колхоза. Как только растает снег, собирали они с

прабабушкой мёрзлую картошку и прошлогодние колоски. В военное время

дети трудились наравне со взрослыми. Рано повзрослел и мой дед Фрикс,

хотя к концу войны ему было всего пять лет, он помогал слепому брату, ухаживал за ним, оставаясь дома, когда мать с сестрами уходила на работу.

Сестры моего деда и он сам помнят то чувство, которое охватывало их,

когда они приходили вечером домой, уставшие, голодные и замерзшие, они

садились и плакали, а потом ложились спать и, несмотря на усталость, долго

не могли заснуть от голода.

Учитель Сколько нелегких испытаний легло на плечи простых людей, кто-топриближал эту победу на фронте, а кто-то трудился, помогая фронту. И страна отстояла, вытерпела, выжила и победила.

Идут годы, всё меньше и меньше остаются рядом с нами ветераны войны,

те, которые пережили войну в тылу. О них в память нам остаются лишь

фотографии, фильмы, книги .

У каждого из нас возникает чувство защищённости и покоя, когда рядом

дедушки, бабушки. Но всегда ли мы осознаём, какой ценой оплачены наш

покой, счастье? К сожалению, мы редко задумываемся о том, сколько слез

пролили за своих детей, внуков, сколько времени и сил, сколько труда и

здоровья, сколько ласки и заботы тратили они на близких. Вырастаем и,

забываем позвонить, написать пару строчек, подписать открытку к

празднику. А бабушки, дедушки ждут! И находят любые оправдания нашей

чёрствости, нашей занятости, нашему невниманию. И я хочу попросить

вас- чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите

ласковые слова, объясняйтесь в любви своим бабушкам, дедушкам! Ребята,

радовать своих близких мы можем ежедневно, своим послушным

поведением, хорошими отметками, помощью в уборке дома, беспричинными

объятиями и т.д. Ведь это они заслужили!

Семьдесят шесть лет страну освещает свет победы в Великой Отечественной войне, но подвиг тех, кто одержал победу над фашизмом, кто трудился в тылу, вечен, он будет жить в наших маленьких сердцах. Мы гордимся тем, что они мужественно сражались против фашизма, любили свою Родину и стали примером нашему поколению.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!