1. Орг. момент (1 мин.)
Словесный (слово учителя)
|
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу урок русского языка. Садитесь.
- Прежде чем начать урок, проверим вашу готовность. На столах у вас должны быть: учебник, тетрадь, пенал, конверты с заданиями.
|
Учащиеся настраиваются на урок.
М: умение слушать и понимать речь других
|
2. Минутка чистописания (7 мин.)
Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (иллюстрация, демонстрация написания букв, слов)
Практический (написание букв, слов)
|
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня 9 ноября. Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания, мы с вами пропишем букву, а чтобы узнать какую, нужно разгадать ребус.
- Чаша
- С какой буквы начинается слово «Чаша»? (С заглавной буквы Ч)
- Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Ч, ч.
- Рассмотрите образец (на слайде). Из каких элементов состоит буква «Ч, ч»?
(Заглавная- наклонная линия с закруглениями сверху и снизу, длинная наклонная линия с закруглением внизу вправо.
Строчная- волнообразная линия и короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо.)
Письмо строчной буквы «ч».
Начинаю писать чуть выше середины рабочей строки, веду наклонную до верхней рабочей строки, делаю небольшую короткую линию, с закруглением вправо, она провисает как ниточка и довожу линию до верхней рабочей строки и веду вниз наклонную до нижней рабочей строки с закруглением вправо. (раз-и-два-и).
Письмо заглавной буквы «Ч».
Начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз к верхней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до верхней линии и поднимаемся вверх вправо до середины вспомогательной строки. Не отрывая руки начинаем писать до середины вспомогательной строки. Ведем вниз: чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки. (и-раз -и- два-и).
Давайте напишем целую строчку букв Ч,ч (в таком порядке). После обведите те буквы, которые получились лучше всего.
Давайте запишем половину строки слово «час, и половину строки слово «Чита́».
|
Пишут число, классная работа.
Дети отгадывают ребус и прописывают букву «Ч,ч».
Р: оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
К: принимать участие в диалоге, общей беседе.
|
3.Сообщение темы, постановка задач (5 мин.)
Словесный (беседа)
Наглядный (иллюстрация)
|
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай слово».
- Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса).
- Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова).
- Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока).
- Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица.)
- Загадайте любое животное и опишите его. (Версии детей).
- Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает.)
- О чем же мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (Говорить о значении слов.)
- Тема нашего урока: «Что такое лексическое значение слова?»
- Итак, ребята, подумайте какие цели мы поставим перед собой на наш урок.
1) Узнать, что такое лексическое значение слова;
2) Научиться определять слово по его лексическому значению.
|
Дети выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.
Р: умение принимать и сохранять учебную задачу;
Узнают тему урока и ставят цели.
Р: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем
|
4. Открытие нового знания (15 мин.)
а) знакомство с разделом и темой
Словесный (беседа, работа с учебником)
б) знакомство с новым материалом (упражнение 50)
Словесный (беседа, работа с учебником)
Наглядный (иллюстрация)
в) работа с упражнением 48
Словесный (беседа, работа с учебником)
Наглядный (иллюстрация)
Практический (выполнение упражнения)
г) работа с упражнением 49
Словесный (беседа, работа с учебником)
Наглядный (иллюстрация)
Практический (выполнение упражнения)
Физминутка
|
- Откройте учебник на с. 41, прочитайте название раздела. (Слова, слова, слова…)
- Как вы думаете, что мы будем изучать? (Предположения детей).
- Прочитайте, чему мы будем учиться.
- Прочитайте тему урока.
- На какой вопрос мы сегодня с вами ответим? (Что такое лексическое значение слова.)
- Рассмотрите рисунок на с. 43. Какой предмет вы увидели? (Дерево.)
- Прочитайте его название. (Читают все хором название дерева - береза).
- Что обозначает слово берёза? (Версии учащихся).
- Прочитайте толкование значения этого слова. (Читают значение этого слова).
- Прочитайте правило на с. 43 самостоятельно. (Читают правило самостоятельно).
- Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает.)
- Посмотрите рисунок на с. 42. Скажите, кто здесь нарисован? (Дети и птицы.)
- Что ещё нарисовано? (Дома, деревья, холм.)
- На что нужно обратить внимание? (Дети читают названия групп и слова в них).
- Какие слова с картинки можете добавить в каждую группу? (Дети самостоятельно записывают предложение в тетрадь).
- Составьте по рисунку предложение и запишите его. (Составляют предложение, записывают в тетради).
- Какое предложение записали? О чем говорится в предложении? (Несколько учащихся читают свои варианты).
- Итак, ребята, что такое слово? (Всё, что нас окружает, мы можем назвать словом.)
- Обратите внимание на упражнение 49. Посмотрите на рисунок. (Смотрят рисунок).
- Ребята, как вы думаете, о чем написал в своих строках Аполлон Майков? (О кустах, либо о деревьях или о лесе и т.д.).
- Прочитайте строки. (Читают строки А. Майкова).
- Что вы представили, читая эти строки? Какие слова помогли представить эту картину? (Версии учащихся).
- Молодцы! Спишите предложение. (Списывают предложение).
- Ребята, я вижу вы немного устали. Встаем возле своих мест и повторяем движения за мной.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал-
Не споткнулся, не упал.
|
Работают с
учебником, выполняют задания.
П: строить речевое высказывание в устной форме;
К: работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.
|
5. Первичное закрепление (5 мин.)
а) работа с учебником
Словесный (беседа)
б) работа со словарем в учебнике (упражнение 51)
Словесный (беседа)
|
- Откройте «Страничку для любознательных» на с. 44, прочитайте самостоятельно. (Читают самостоятельно о происхождении слов).
- Что общего у слов лопух, лопата, лопоухий? (Часть лопа-, от которой образованы эти слова. Лопа означает «широкий лист».)
- Зная происхождение этих слов, можно легко запомнить безударную гласную в этих словах О.
- Какое лексическое значение имеет слово лопух? (Травянистое растение с большими листьями и цветами с крючочками.)
- Откройте толковый словарь в конце учебника, с. 138-140. Прочитайте лексическое значение слова «лопата». (Читают про себя лексическое значение).
- Почему он так называется? (Версии учащихся).
- Определите по словарю значение слова «шоссе». (Определяют лексическое значение слова «шоссе»).
- Где можно найти лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
|
Выполняют задания на закрепление темы.
П: использовать ранее полученные знания, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (6 мин.)
Словесный (инструктаж)
Практический (выполнение задания)
|
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как хорошо вы поняли тему урока. Возьмите задание для каждого из конверта.
- Сдайте свои листочки. Проверьте себя, на доске правильные ответы
- Молодцы! Поднимите руки, кто допустил одну ошибку, кто две, три и более. Поднимите руки. кто выполнил все верно.
|
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и проверяют себя по образцу.
Р: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
|
8. Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин.)
Словесный (беседа)
|
- На урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.
- Какие же цели мы ставили на наш урок?
- Поднимите руку, если вы считаете, что мы достигли поставленных целей.
- Давайте ответим на вопросы, которые у нас на слайде. Отлично!
- Сейчас я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Поднимите жёлтый кружочек, если вы считаете, что плохо усвоили тему урока и могли бы работать активнее. Поднимите зелёный кружочек, если вы считаете, что хорошо усвоили тему урока и работали достаточно активно.
- Наш урок окончен. До свидания!
|
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают тему, проверяют достижение целей, подводят итог, оценивают свою работу на уроке.
К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
|