СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое текст?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена теория по теме. Теоретическая база дополнена практическими заданиями к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Что такое текст?»

Технология работы с текстом

Технология работы с текстом

   Понимание текста – процесс творческий. «Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке» (А.А. Потебня)

Понимание текста – процесс творческий.

«Понимание есть повторение процесса творчества в измененном порядке» (А.А. Потебня)

Восприятие текста физическое восприятие текста; ↓ понимание прямого, «поверхностного» значения; ↓ соотнесение с контекстом, действительностью, ↓ понимание «глубинного» значения; ↓ соотнесение с фондом знаний и опытом ↓ интеллектуально – эмоциональное восприятие текста, осознание смысла текста, интерпретация

Восприятие текста

  • физическое восприятие текста;
  • понимание прямого, «поверхностного» значения;
  • соотнесение с контекстом, действительностью,
  • понимание «глубинного» значения;
  • соотнесение с фондом знаний и опытом
  • интеллектуально – эмоциональное восприятие текста,
  • осознание смысла текста, интерпретация
Слово-это главное средство активизации познавательной деятельности Приемы работы со словом: Толкование лексического значения Чехов «Тоска». Чем различаются понятия? Грусть- светлая, легкая Печаль- проходящая Скорбь- мрачная, утрата Тоска- черная, звериная (Задание: подобрать эпитеты к словам)

Слово-это главное средство активизации познавательной деятельности

  • Приемы работы со словом:
  • Толкование лексического значения

Чехов «Тоска». Чем различаются понятия?

Грусть- светлая, легкая

Печаль- проходящая

Скорбь- мрачная, утрата

Тоска- черная, звериная

(Задание: подобрать эпитеты к словам)

На уроке Горница- «уборщица» Лапоть- «лопать», «лапать» Решето- «забор» Почин- «ремонт» Овчарня- «овчарка»

На уроке

  • Горница- «уборщица»
  • Лапоть- «лопать», «лапать»
  • Решето- «забор»
  • Почин- «ремонт»
  • Овчарня- «овчарка»
Вопросы-помощники Какого цвета слово? Из какого материала его можно сделать? Каким шрифтом его хочется написать? На что похоже это слово своим звучанием? Какой у него характер, темперамент?? Какие ассоциации у вас возникают со словом?

Вопросы-помощники

  • Какого цвета слово?
  • Из какого материала его можно сделать?
  • Каким шрифтом его хочется написать?
  • На что похоже это слово своим звучанием?
  • Какой у него характер, темперамент??
  • Какие ассоциации у вас возникают со словом?
Акростих Это постижение языковых связей слова С- тремясь совершенствовать мир Л- юбимое чадо творца-человек О- дин воцарился над ним. В- еликая, мощная сила-слова. О- оружие, кисть и всему голова.

Акростих

Это постижение языковых связей слова

С- тремясь совершенствовать мир

Л- юбимое чадо творца-человек

О- дин воцарился над ним.

В- еликая, мощная сила-слова.

О- оружие, кисть и всему голова.

Ассоциативно-логическая схема Структура : 1 часть- это толкование слова  2 часть-это ассоциации, логические связи слова. Защитник Защищать, охранять, заслонять, прикрывать, щит. Защитник Отечества, воин, защищающий свою Родину.  Удобно при введении терминологии и новых слов.

Ассоциативно-логическая схема

Структура : 1 часть- это толкование слова

2 часть-это ассоциации, логические связи слова.

Защитник

  • Защищать, охранять, заслонять, прикрывать, щит.
  • Защитник Отечества, воин, защищающий свою Родину.

Удобно при введении терминологии и новых слов.

«Дырявый текст» Используется при проверке теории-вставляются термины. И при анализе художественного текста. Ночевала тучка____________ На груди утеса______________ Утром в путь она__________ рано По лазури _________играя

«Дырявый текст»

Используется при проверке теории-вставляются термины. И при анализе художественного текста.

Ночевала тучка____________

На груди утеса______________

Утром в путь она__________ рано

По лазури _________играя

Синквейн Помогает осмыслить суть понятия Синтезирует информацию Название темы- существительное Описание темы- два прилагательных Действие- три глагола Чувства- фраза из 4 слов Повторение сути-синоним

Синквейн

  • Помогает осмыслить суть понятия
  • Синтезирует информацию
  • Название темы- существительное
  • Описание темы- два прилагательных
  • Действие- три глагола
  • Чувства- фраза из 4 слов
  • Повторение сути-синоним
Метафора Метафора Загадочная, необычная Волнует, переворачивает, удивляет Жизнь становится интереснее, красочнее Новый мир

Метафора

  • Метафора
  • Загадочная, необычная
  • Волнует, переворачивает, удивляет
  • Жизнь становится интереснее, красочнее
  • Новый мир
Диптрих Это поиск в тексте противоположных слов, образов, метафор, эпитетов Способствует постижению авторской концепции. Дается опорный план: Фон Место действия Состояние природы

Диптрих

  • Это поиск в тексте противоположных слов, образов, метафор, эпитетов
  • Способствует постижению авторской концепции.
  • Дается опорный план:
  • Фон
  • Место действия
  • Состояние природы
Диптрих-это осмысление текста  Краски Кто и как расположен на картине? Описание героя Перекликающиеся-контрастные слова Детали После чтения отрывка создается схема по опорным словам. Пример: сравнение сцены «Увоз Герасима из деревни» и «Возвращение»

Диптрих-это осмысление текста

  • Краски
  • Кто и как расположен на картине?
  • Описание героя
  • Перекликающиеся-контрастные слова
  • Детали
  • После чтения отрывка создается схема по опорным словам.
  • Пример: сравнение сцены «Увоз Герасима из деревни» и «Возвращение»
Дорога В Москву Из Москвы Ухабистая Ровная Время День, осень Ночь, весна Погода Жара, дождь, ветер Свежесть, ветер Герой Везут на телеге Идет бодро Состояние Покорность Взволнованность
  • Дорога

В Москву Из Москвы

Ухабистая Ровная

Время

День, осень Ночь, весна

Погода

Жара, дождь, ветер Свежесть, ветер

Герой

Везут на телеге Идет бодро

Состояние

Покорность Взволнованность

Метаморфоза

  • Сочинение-метаморфоза. Идентификация с предметом: что чувствую, что случилось... Например: Однажды я почувствовала, что я – книга на библиотечной полке. В книжном хранилище меня окружало множество книжных полок, заполненных самыми разными книгами. Библиотекарь приходила, выбирала книги и уносила, чтобы отдать очередному читателю. «Интересно, а меня выберут?» - думала я. И вот настал мой час. Меня выбрали для чтения, принесли домой. Мне повезло! Со мной обращались бережно, осторожно и трепетно. Надо мной рыдали, следы слёз так и остались у меня на нескольких страницах. Потом пришёл час расставания. Не хотелось терять друг друга. Но такова суровая необходимость! Как-то раз попала я в руки одного мальчишки. Он меня выбирать не хотел, просто его в школе заставили прочесть для внеклассного чтения, чтобы написать отзыв обо мне. Он не стал читать, а вырвал несколько листов, чтобы списать потом в классе. Мне было очень больно. Обидно. Но пожаловаться никому не могу, ведь мы, книги, говорим словами автора, а не своими. Всякое было в моей судьбе. Однажды меня положили в одну сумку с продуктами, молочный пакет порвался, и я вся промокла, буквы расплылись. Меня высушили, но я «растолстела» в объёме из-за покорёженных листов. Теперь многие отказываются от меня, говорят, что такую книгу не хочется в руки брать. Подолгу в задумчивости смотрю на полки с такими же книгами, как и я, и думаю: « А как сложится их судьба?» Так хочется, чтобы они подольше жили!
Кинолента видений  Ключевые слова.  Ворона, сыр, лисица, ель, мудрость.  Ворона нашла на улице кусочек сыра.  Взгромоздившись на ель, она решила позавтракать.  Лисца увидела сыр и решила обманным путём им завладеть.  Но ворона проявила мудрость, сказав лисице: «Эту басню каждый школьник знает». Сыр она придерживала когтистой лапой. Лисица осталась ни с чем.

Кинолента видений

Ключевые слова. Ворона, сыр, лисица, ель, мудрость. Ворона нашла на улице кусочек сыра. Взгромоздившись на ель, она решила позавтракать. Лисца увидела сыр и решила обманным путём им завладеть. Но ворона проявила мудрость, сказав лисице: «Эту басню каждый школьник знает». Сыр она придерживала когтистой лапой. Лисица осталась ни с чем.

Ребусы, шарады (varia)  1.Попытайтесь узнать, какие слова Т.Г.Шевченко здесь зашифрованы:    Ы Ю Л К  Е Я Б О  В Н В О  Ч О Ю Р  О Т Л Т  Н С К Е  Е Е Ь Г  Т М О С  Н Д Ю Т   (Читая в каждом столбце, начиная с правого крайнего, сначала первую букву сверху, затем первую букву снизу, вторую букву сверху, затем вторую букву снизу и так далее, прочтёте: «Кто согрет любовью к людям – не остынет вечно».

Ребусы, шарады (varia)

1.Попытайтесь узнать, какие слова Т.Г.Шевченко здесь зашифрованы:

Ы Ю Л К Е Я Б О В Н В О Ч О Ю Р О Т Л Т Н С К Е Е Е Ь Г Т М О С Н Д Ю Т

(Читая в каждом столбце, начиная с правого крайнего, сначала первую букву сверху, затем первую букву снизу, вторую букву сверху, затем вторую букву снизу и так далее, прочтёте: «Кто согрет любовью к людям – не остынет вечно».

Семья, дающая тепло  и любовь, обеспечивающая тем самым рост дерева Образование, дающее влагу и обеспечивающее тем самым рост дерева Дерево познания Плоды – новые открытия, результат исследования Ветви – составные культуры: образование, цивилизация, гражданственность Листья – учебные предметы  Ствол - традиции Ученик, осваивающий опыт Корни дерева - культура Педагог, демонстрирующий способы возделывания Почва – социум, опыт человечества

Семья, дающая тепло

и любовь,

обеспечивающая

тем самым рост дерева

Образование, дающее влагу и обеспечивающее тем самым рост дерева

Дерево познания

Плоды – новые открытия, результат исследования

Ветви – составные культуры: образование, цивилизация, гражданственность

Листья – учебные предметы

Ствол - традиции

Ученик,

осваивающий

опыт

Корни дерева - культура

Педагог, демонстрирующий способы возделывания

Почва – социум, опыт человечества

ПРИЕМЫ работы с текстом вРКМЧ - «Корзина» идей, понятий ….; Инсерт или «Пометки на полях»; составление таблицы «ЗУХ»; «Написание синквейна»; «Составление кластера»; «Мозговой штурм»; «Написание эссе»; «Чтение с остановками»; Тонкие и толстые вопросы; Фишбон Бортовой журнал и т.д.

ПРИЕМЫ работы с текстом вРКМЧ

- «Корзина» идей, понятий ….;

  • Инсерт или «Пометки на полях»;
  • составление таблицы «ЗУХ»;
  • «Написание синквейна»;
  • «Составление кластера»;
  • «Мозговой штурм»;
  • «Написание эссе»;
  • «Чтение с остановками»;
  • Тонкие и толстые вопросы;
  • Фишбон
  • Бортовой журнал и т.д.

Результаты РКМЧП Умение работать с потоком информации Задавать вопросы, формулировать гипотезу Решать проблемы Вырабатывать своё мнение и выражать свои мысли Аргументировать свою точку зрения Самостоятельно заниматься своим обучением Умение сотрудничать

Результаты РКМЧП

  • Умение работать с потоком информации
  • Задавать вопросы, формулировать гипотезу
  • Решать проблемы
  • Вырабатывать своё мнение и выражать свои мысли
  • Аргументировать свою точку зрения
  • Самостоятельно заниматься своим обучением
  • Умение сотрудничать
«Составление кластера»  Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»  Составление «кластера» позволяет: свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы; Кластер может быть использован на разных стадиях урока. «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности. «осмысление» - для структурирования материала. «рефлексия» - при подведении итогов.

«Составление кластера»

Кластер – графическая организация материала. Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»

Составление «кластера» позволяет:

  • свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы;

Кластер может быть использован на разных стадиях урока.

  • «вызов» – для стимулирования мыслительной деятельности.
  • «осмысление» - для структурирования материала.
  • «рефлексия» - при подведении итогов.
Физика

Физика

Физика

Физика

Прием

Прием "Fishbone"

Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся "разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов

История

История

  Суть метода - через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему.   В «голове рыбы» формулируется проблема.  «Косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за»,  по другую – «против».   В «хвосте рыбы» необходимо сделать вывод.

Суть метода - через графический систематизатор в наглядной форме выявить и обсудить проблему.

В «голове рыбы» формулируется проблема.

«Косточки скелета» по одну сторону представляют аргументы «за»,

по другую – «против».

В «хвосте рыбы» необходимо сделать вывод.

Дерево предсказаний

Дерево предсказаний"

ствол дерева – тема, проблема

ветви - предположения , которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"

"листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. "

Верные/ неверные утверждения  Тема: Лампы накаливания До чтения После Первые лампы появились в Х VII веке  чтения Лампа накаливания была изобретена в России  Срок службы ламп составлял 10-15 минут Телом накаливания был угольный стержень Вольфрам предложил использовать Т.Эдисон

Верные/ неверные утверждения

Тема: Лампы накаливания

До чтения После

Первые лампы появились в Х VII веке

чтения

Лампа накаливания была изобретена в России 

Срок службы ламп составлял 10-15 минут

Телом накаливания был угольный стержень

Вольфрам предложил использовать Т.Эдисон

Почему? Чем? оценочные Что изменилось? Как вы думаете? Где можно наблюдать? творческие Как поступили бы? Что такое практические имя прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? Что такое глагол? Простые ? Чем глагол отличается от сущ.? Уточняющие? Что нового Вы узнали на уроке? ……… ?????? интерпретационные

Почему? Чем?

оценочные

Что изменилось?

Как вы думаете?

Где можно наблюдать?

творческие

Как поступили бы?

Что такое

практические

имя прилагательное?

Как изменяется

имя прилагательное?

Что такое глагол?

Простые ?

Чем глагол отличается

от сущ.? Уточняющие?

Что нового Вы узнали

на уроке?

……… ??????

интерпретационные

Инсерт «V» - информация мне известна «+» - узнал что-то новое «--» - противоречит тому, что знаю; не согласен «?» - хочу узнать подробнее

Инсерт

«V» - информация мне известна

«+» - узнал что-то новое

«--» - противоречит тому, что знаю; не согласен

«?» - хочу узнать подробнее

Двойной дневник   Что привлекло мое внимание в тексте?  Мои  комментарии

Двойной дневник

Что привлекло мое внимание в тексте?

Мои

комментарии

В технологии РКМЧП используется много таблиц разного назначения    МАРКИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА Что известно Новое, но я с этим согласен Новое, но я с этим не согласен Непонятно

В технологии РКМЧП используется много таблиц разного назначения

МАРКИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА

Что известно

Новое, но я с

этим согласен

Новое, но я с

этим не согласен

Непонятно

Таблица ЗХУ ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ

Таблица ЗХУ

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ

Прием «Толстые и тонкие вопросы»  вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы)  вопросы, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы)  «толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы)

вопросы, на которые ответить столь определенно невозможно («толстые» вопросы)

«толстые» вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы

Толстые и тонкие вопросы Тонкие Толстые Кто Что Когда Может ли Будет ли Как звали Почему Почему вы думаете В чем разница Предположите Что будет, если

Толстые и тонкие вопросы

Тонкие

Толстые

  • Кто
  • Что
  • Когда
  • Может ли
  • Будет ли
  • Как звали
  • Почему
  • Почему вы думаете
  • В чем разница
  • Предположите
  • Что будет, если
  Попс формула:  П - позиция (я считаю,что …) О - объяснение( мое мнение подтверждается тем, что …)  П -пример (ссылки, цитаты, примеры) С-следствие( таким образом…)

Попс формула:

П - позиция (я считаю,что …)

О - объяснение( мое мнение подтверждается тем, что …)

П -пример (ссылки, цитаты, примеры)

  • С-следствие( таким образом…)
Прием “Корзина идей, понятий»  Ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме  Обмен информацией в парах или группах  От группы одно сведение или факт, без повторений (составляется список идей)  Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзинке” идей

Прием “Корзина идей, понятий»

  • Ученик вспоминает и записывает все, что знает по той или иной проблеме

  • Обмен информацией в парах или группах

  • От группы одно сведение или факт, без повторений (составляется список идей)

  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются в “корзинке” идей
 Приём

Приём "Пирамидная история"

имеет структуру, где номер строки обозначает количество слов, вписываемых в "Пирамиду":

  • 1) имя героя (темы)
  • 2)  характеристика или описание
  • 3) место действия (использования)
  • 4) проблема
  • 5) описание развития ситуации
  • 6) что предпринимается для решения проблемы
  • 8) решение проблемы или предположение того, что будет дальше.
Логико-смысловое моделирование

Логико-смысловое моделирование


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!