Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 11
ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА Урок 11
Смолина Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цели:
1. Повторить понятие текста.
2. Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы.
3. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.
Методическое обоснование: на уроке обобщаются известные учащимся сведения о тексте – о ряде предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств. Все предложения в тексте объединены общей темой, подчинены общей идее (основной мысли), связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
Повторяются типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В описании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки. При рассуждении выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод. Следует обратить внимание на то, что часто в одном высказывании сочетаются разные типы речи.
Ученики вспоминают о разговорном стиле речи и четырех книжных: научном, официально-деловом, публицистическом и художественном. При характеристике стиля речи определяется, когда и для чего он используется, какие языковые средства отбираются для достижения цели.
В научном стиле передается научная информация, изложение предельно точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении. Помимо нейтральных слов, которые используются во всех стилях, здесь есть специальные слова-термины, а прилагательные лишены оценочного характера.
В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль, основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование, поэтому используются специальные слова и стандартные обороты речи.
Задача публицистического стиля – при сообщении определенной информации повлиять на читателя, воздействовать на его мысли, чувства, сделать его союзником автора. Признак публицистического стиля: ярко выраженная позиция автора, который не только передает информацию, а осмысливает, оценивает ее, призывает читателя пережить те чувства, проникнуться теми мыслями, что волнуют его самого.
Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении (метафора), олицетворения, сравнения; слова, передающие эмоциональную оценку предметов и действий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашней работы.
III. Повторение понятия текста.
Беседа о важнейших признаках текста по материалам параграфа 8 на с. 16–17.
План беседы
1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.
2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.
3. У текста есть заглавие.
4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль – то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).
5. В тексте всегда есть начало.
6. Тема и идея текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).
7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Миктротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.
8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.
9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.
10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).
IV. Составление текста.
Учитель предлагает учащимся составить текст из предложений.
Вариант I
1) Самые разнообразные, самые капризные растения.
2) Тропические пальмы…
3) Пёстрые с терпким запахом гвоздики…
4) Яркие японские хризантемы…
Вариант II
1) В середине осени устанавливается удивительная погода.
2) Каждая травинка, каждый упавший на землю лист…
3) Небо чисто… Солнце начинает пригревать…
4) В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы.
V. Тема текста.
1. Работа по материалам параграфа 9.
2. Определение темы текста (упражнение 39).
3. Понятие широкой и узкой темы (упражнение 40).
VI. Итог урока.
Учитель. Сделайте кратко выводы по сегодняшнему уроку.
Домашнее задание: параграфы 8, 9, упражнение 42.