СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое текст. тема текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обобщаются известные учащимся сведения о тексте – о ряде предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств. Все предложения в тексте объединены общей темой, подчинены общей идее (основной мысли), связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Просмотр содержимого документа
«Урок 11.ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА»

Русский язык. 5 класс. / М. М. Разумовская, В. И. Капинос / Урок 11


ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА Урок 11


Смолина Лариса Николаевнаучитель русского языка и литературы


Цели:

1. Повторить понятие текста.

2. Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы.

3. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.

Методическое обоснование: на уроке обобщаются известные учащимся сведения о тексте – о ряде предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью языковых средств. Все предложения в тексте объединены общей темой, подчинены общей идее (основной мысли), связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Повторяются типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В описании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки. При рассуждении выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод. Следует обратить внимание на то, что часто в одном высказывании сочетаются разные типы речи.

Ученики вспоминают о разговорном стиле речи и четырех книжных: научном, официально-деловом, публицистическом и художественном. При характеристике стиля речи определяется, когда и для чего он используется, какие языковые средства отбираются для достижения цели.

В научном стиле передается научная информация, изложение предельно точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении. Помимо нейтральных слов, которые используются во всех стилях, здесь есть специальные слова-термины, а прилагательные лишены оценочного характера.

В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль, основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование, поэтому используются специальные слова и стандартные обороты речи.

Задача публицистического стиля – при сообщении определенной информации повлиять на читателя, воздействовать на его мысли, чувства, сделать его союзником автора. Признак публицистического стиля: ярко выраженная позиция автора, который не только передает информацию, а осмысливает, оценивает ее, призывает читателя пережить те чувства, проникнуться теми мыслями, что волнуют его самого.

Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении (метафора), олицетворения, сравнения; слова, передающие эмоциональную оценку предметов и действий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней работы.

III. Повторение понятия текста.

Беседа о важнейших признаках текста по материалам параграфа 8 на с. 16–17.

План беседы

1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.

4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль – то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).

5. В тексте всегда есть начало.

6. Тема и идея текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Миктротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.

9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.

10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).

IV. Составление текста.

Учитель предлагает учащимся составить текст из предложений.

Вариант I

1) Самые разнообразные, самые капризные растения.

2) Тропические пальмы…

3) Пёстрые с терпким запахом гвоздики…

4) Яркие японские хризантемы…

Вариант II

1) В середине осени устанавливается удивительная погода.

2) Каждая травинка, каждый упавший на землю лист…

3) Небо чисто… Солнце начинает пригревать…

4) В эту осеннюю пору появляются самые лучшие, самые крепкие, самые вкусные грибы.

V. Тема текста.

1. Работа по материалам параграфа 9.

2. Определение темы текста (упражнение 39).

3. Понятие широкой и узкой темы (упражнение 40).

VI. Итог урока.

Учитель. Сделайте кратко выводы по сегодняшнему уроку.

Домашнее задание: параграфы 8, 9, упражнение 42.



Просмотр содержимого документа
«Урок 11.карточка ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. ТЕМА ТЕКСТА»

Правая фигурная скобка 4ТИПЫ РЕЧИ:

Прямая со стрелкой 1Прямая со стрелкой 2Прямая со стрелкой 3

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.


ОПИСАНИЕ

В описании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки.

РАССУЖДЕНИЕ

При рассуждении выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод.



ЧАСТО В ОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ СОЧЕТАЮТСЯ РАЗНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Прямая со стрелкой 5Прямая со стрелкой 8СТИЛИ РЕЧИ

РАЗГОВОРНЫЙ


Прямая со стрелкой 17КНИЖНЫЙ



Прямая со стрелкой 15

Прямая со стрелкой 16Прямая со стрелкой 18


научный

официально-деловой

публицистический

художественный

В научном стиле передается научная информация, изложение предельно точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении. Помимо нейтральных слов, которые используются во всех стилях, здесь есть специальные слова-термины, а прилагательные лишены оценочного характера.


В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль, основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование, поэтому используются специальные слова и стандартные обороты речи.


Задача публицистического стиля – при сообщении определенной информации повлиять на читателя, воздействовать на его мысли, чувства, сделать его союзником автора. Признак публицистического стиля: ярко выраженная позиция автора, который не только передает информацию, а осмысливает, оценивает ее, призывает читателя пережить те чувства, проникнуться теми мыслями, что волнуют его самого.

Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении (метафора), олицетворения, сравнения; слова, передающие эмоциональную оценку предметов и действий.




ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.

4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль – то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).

5. В тексте всегда есть начало.

6. Тема и идея текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Миктротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.

9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.

10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).










ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

1. Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

2. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация, повторяющиеся (лексический повтор) или однокоренные слова, местоимения, обращение, лексические и текстовые синонимы, родовидовые слова и др.

3. У текста есть заглавие.

4. В заглавии текста прямо или косвенно находит отражение его тема (то есть то, о чем или о ком говорится в тексте) и идея (основная мысль – то, к чему призывает, чему учит, ради чего написан текст).

5. В тексте всегда есть начало.

6. Тема и идея текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части (обладает делимостью): вступление (начало текста), основная часть, заключение (конец текста).

7. Часть текста, которая раскрывает содержание подтемы (микротемы – наименьшей составной части темы целого текста), называется абзацем. Абзац начинается с красной строки (отступа в начальной строке). Миктротекст – часть текста, в котором раскрывается микротема.

8. Все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и идею) и структурно, то есть по строению.

9. Последнее предложение текста должно заканчиваться словами, с которых текст начинался, или возвращать нас к заглавию, тогда текст получает композиционную завершенность, то есть в нем все сказано; его тема и идея раскрыты; ни убавить, ни прибавить ничего не надо.

10. Для текста характерно единство стиля (стилистическое единство).





Прямая соединительная линия 19

Правая фигурная скобка 20ТИПЫ РЕЧИ:

Прямая со стрелкой 23Прямая со стрелкой 22Прямая со стрелкой 21

ПОВЕСТВОВАНИЕ

Повествование рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.


ОПИСАНИЕ

В описании перечисляются конкретные детали предметов, явлений, называются их постоянные или временные признаки.

РАССУЖДЕНИЕ

При рассуждении выдвигается тезис, строятся доказательства, делается вывод.



ЧАСТО В ОДНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ СОЧЕТАЮТСЯ РАЗНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ

Прямая со стрелкой 24Прямая со стрелкой 25СТИЛИ РЕЧИ

РАЗГОВОРНЫЙ


Прямая со стрелкой 26КНИЖНЫЙ



Прямая со стрелкой 27

Прямая со стрелкой 28Прямая со стрелкой 29


научный

официально-деловой

публицистический

художественный

В научном стиле передается научная информация, изложение предельно точно, образные средства языка отсутствуют. Слова употребляются только в прямом значении. Помимо нейтральных слов, которые используются во всех стилях, здесь есть специальные слова-термины, а прилагательные лишены оценочного характера.


В различных документах (справках, расписках, указах, приказах) используется официально-деловой стиль, основная цель которого – передача деловой информации. Для этого стиля характерна точность изложения, исключающая разное толкование, поэтому используются специальные слова и стандартные обороты речи.


Задача публицистического стиля – при сообщении определенной информации повлиять на читателя, воздействовать на его мысли, чувства, сделать его союзником автора. Признак публицистического стиля: ярко выраженная позиция автора, который не только передает информацию, а осмысливает, оценивает ее, призывает читателя пережить те чувства, проникнуться теми мыслями, что волнуют его самого.

Цель художественного стиля – воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Для этого используются различные языковые средства: употребление слов в переносном значении (метафора), олицетворения, сравнения; слова, передающие эмоциональную оценку предметов и действий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!