I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Проговорить правила поведения на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори всё чётко, внятно, Чтобы было всем понятно. Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. – Что мы сейчас повторили? – Для чего нам нужно соблюдать эти правила? | Проговаривают стихотворение, отвечают на вопросы. – Правила поведения на уроке. – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать. | | К-планирование учебного сотрудничества. П-учебно-познава- тельная мотивация. Л-самоопределение. |
II. Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока (10 мин.) Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока с использованием приёма «Бортовой журнал». | 1. Устный счет. Демонстрация на интерактивной доске. Презентация. Слайд 2. 2. Знакомство с основным вопросом урока. Работа на деление многозначного числа на круглое двузначное число. Демонстрация на интерактивной доске. Презентация, слайд 4. Выявить базовый уровень знаний по теме урока. 3. Стадия вызова -выход на проблему. Демонстрация на интерактивной доске. 4. Интерактивное задание на графическое деление в режиме «демонстрация» (алгоритм деления на однозначное число) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c8c4745-804c-454e-88a5-d5b3392afaad/ResFile.SWF (Модель 1 ПК-много) 5. Работа в группах по выявлению имеющих знаний по теме урока | Организует фронтальную работу по работе с выражениями. – Выполните действия и запишите только ответы. Организует фронтальную работу - Прочитайте числа. Что интересного заметили? - Продолжите ряд ещё на три числа. - Как получили последующее число? - Назовите и подчеркните число данного ряда, сумма цифр которого равна 12. - Округлите данное число до десятков; - до тысяч. – Что общего между этими выражениями? - Выполните деление. – Что заметили? Смогли ли вы полностью выполнить задание? - Как найти значение выражения 210 : 35? Создаёт проблемную ситуацию, ведущую к мини-исследованию. - Перед вами выражение 210 :35. Давайте проведем маленькое исследование. Какие вопросы вы бы задали при исследовании? Организует фронтальную работу по выполнению заданий. - Посмотрим в режиме «демонстрация» компьютерное задание «Алгоритм деления на однозначное число». Демонстрирует задание на интерактивной доске. - Какие трудности вы встретили при выполнении этого задания? Организует работу в группах по выявлению имеющих знаний по теме урока используя прием «Бортовой журнал» (Приложение 1) – Перед вами «Бортовой журнал», который нужно заполнить. – Объясните как выполнили деление. Фиксирует записи на доске, подводит к обобщению имеющихся базовых знаний по теме урока. - Значит, чем мы будем заниматься на уроке? | Записывают ответы выражений (429, 629, 829) - Каждое следующее число, больше предыдущего на 200. Используя закономерность продолжают ряд. (429, 629, 829, 1029, 1229, 1429) Отвечают на вопросы. - 1029. - 1030. - 1000. - Деление трёхзначных чисел на двузначное число. Выполняют деление. - 4-й пример отличается от остальных. Перечисляют известные способы деления. Формулируют вопросы и отвечают на них. Возможные вопросы и ответы: - Можно ли использовать тот же алгоритм, что и при делении на однозначное число? - Есть ли более точный (лёгкий) метод нахождения частного, чем метод подбора? - Почему мы легко решали деление на круглое двузначное число? - …. Вспоминают алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. Слушают объяснения учителя по заполнению «Бортового журнала». Класс делится на группы. Каждая группа, используя алгоритм деления на однозначное число, решает пример. - Будем учиться делить многозначные числа на двузначное число. Заполняют 1-ю колонку «Бортового журнала». Читают получившиеся записи. Возможные записи: – Метод подбора; - Алгоритм деления на однозначное число и др. | Развитие умения работать имеющими знаниями по теме урока. | П-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью знаково- символических средств; сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, упорядочивать объекты по выделенному основанию, соотносить предметы к группе на основе заданного признака. К-умение аргументировать своё предложение. П-составление целого из частей, самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов. Р-внесение необходимых корректив и способов действия в расхождении с эталоном. К-оформление своих мыслей в устной и письменной форме. П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Р-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. П-самостоятельный поиск способов решения проблем. Р-выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
IV. Открытие нового знания (13 мин.). Цель: организовать совместное открытие нового знания. | 1.Работа с учебником С. 32, №3. Рассказать, как выполнено деление 2. Работа в группе по составлению алгоритма деления на двузначное число. 3.Применение теоретических знаний на практике. С.32, №4 | Организует фронтальную работу. – Прочитайте задание. – Каким методом воспользовались при делении? – Какие числа округлили? – Сформулируйте ответ на основной вопрос урока. Организует фронтальную работу по обобщению тео- ретических знаний. – Сделайте вывод о том, как поделить многозначные числа на числа, запись которых не оканчивается нулями - Что отсутствует в алгоритме деления на однозначное число? Организует работу в группе по составлению алгоритма деления трехзначного числа на двузначное число. - Составьте алгоритм деления на двузначное число. Проверка работы. Показ алгоритма на экран через документ-камеру. Организует индивидуальную работу с целью практического применения знаний. Фронтальная проверка. Организует самооценку деятельности, используя приём «Бортовой журнал» (Приложение 1) - Во 2-ю колонку запишите, что нового вы узнали о делении многозначных чисел на двузначное число. – Что вы записали? | Работают по учебнику, читают задание, отвечают на вопросы. - Методом округления чисел. - И делимое, и делитель. Делают вывод. - При делении многозначных чисел на числа, запись которых не оканчивается нулями, подбирают сначала пробное частное, округляя делимое и делитель. - Округление и делимого, и делителя. Сообща составляют алгоритм деления трехзначного числа на двузначное число. Выполняют индивидуально задание. Осуществляют самооценку деятельности. Сверяют свои записи. Заполняют 2-ю колонку «Бортового журнала». Возможные записи: - При делении округляем и делитель и делимое и др. | Делить трёхзначное число на двузначное. | П-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации. Р-принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания. П-структурирование и теоретическое обобщение знаний. К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. П-моделирование – преобразование знаний в алгоритм. К-интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Р-предвосхищение результата и уровня знаний. Выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. П-подведение под понятие. |
| Организует «мозговой экспресс - штурм» после проведения физминутки. - Какие числа мы называли? - Составьте трёхзначные и двузначные числа из этих чисел. - Поделите любое трехзначное число на любое двузначное. - Что вы заметили? - Расскажите, как выполнили такое деление. | Оперативно отвечают на вопросы. - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. - 234, 45, 762…. - Это деление с остатком. Объясняют выполненные деления. | Составлять, читать и делить с остатком трехзначное число на двузначное. | П- развитие внимания, памяти. |
VI. Применение нового знания (10 мин.). Цели: – организовать самостоятельную работу по применению новых знаний, используя ИКТ; – организовать самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму. | 1. Работа в парах на выявлении причин ошибок при делении многозначного числа на двузначное. Презентация, слайд 5. 2. Интерактивное задание на графическое деление в режиме «тренировка» в программе «Компьютерный практикум» для 4 класса по математике, № 145 (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/11b82386-b63b-4124-a4fd-932d4c7c75d7/?from=42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0& ) (Модель 1 ПК – 1У) 3. Работа с учебником. С. 33, №7. По схеме составить задачи. Работа в парах. Взаимопроверка, исправление ошибок. Самооценка по алгоритму. | Организует парную работу. Организует выполнение самостоятельной работы. - Выполните компьютерное задание «Деление трехзначного числа на двузначное». Организует работу в парах - Придумайте задачи с помощью схем. Организует взаимопроверку. Организует самооценку, по предложенному алгоритму «Продолжи предложение» : –У меня получалось … –Я испытал затруднения… –Легче было … –Оцениваю себя … | Решают выражение и находят причины ошибок при делении (А, Б, В, Г, Д) Самостоятельно выполняют задание на ПК. Читают задание, разбирают схемы, выполняют работу в паре. Выполняют взаимопроверку с другими парами, сравнивают результат. Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки. | Использовать при выполнении задания алгоритм деления на двузначное число. | П-использовать знания в нестандартной ситуации К-участвовать в обсуждениях. Понятно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания. П-самостоятельный поиск способов решения Р-выполнять учебные действия К-работать консультантом и помощником для других ребят; работать с консультантами и помощниками в своей паре, группе. Л-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи. Р-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Определить, какое новое знание открыли. Рефлексия. | Организует рефлексию по пройденному материалу, используя приём «Бортовой журнал» – Какое новое знание открыли? – Используя «Бортовой журнал» и памятку (Приложение 2), расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать. | Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания, используя при ответе записи из «Бортового журнала» Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух. | | Р-участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осознание качества и уровня усвоения. П-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |