СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деление на двузначное число

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Данный урок предназначен для обучащиюхся 4 класса   базового уровня изучения предмета математика

Просмотр содержимого документа
«Разработка Гроза В.К. НШ п.Харп»



Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная школа п. Харп

Урок учебного предмета «математика» 4 класс


Тема урока

 

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число


Тип урока


Урок открытия новых знаний


Цель: формировать умение делить многозначное число на двузначное число, совершенствовать общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Задачи:

предметные: создать условия для развития у обучающихся умения делить многозначное число на двузначное число;

использовать при выполнении заданий алгоритм деления на двузначное число .

метапредметные: создать условия для развития у обучающихся:

  • умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и ЭОР; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД);

  • умения работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

  • умения совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (личностный результат).


Основные понятия


Многозначные числа, двузначные числа, алгоритм, округление чисел.

Метапредметные

связи

Русский язык.

Ресурсы

 Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 3. Стр.32-33;

АРМ учителя и ученика, интерактивная доска, «Бортовой журнал» (приложение 2), карточка-компас (приложение 3), алгоритм самооценки (приложение 4), ЕК ЦОР.

Формы организации учебно-познавательной деятельности

фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.


Используемые технологии

В основе урока интерактивные методы обучения и технология проблемного обучения. Она подкреплялась информационно - коммуникационной и информационно - коммуникативной технологиями.




Этапы урока,

целевые ориентиры

Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов


Деятельность

учителя


Деятельность

учеников и возможные варианты ответов


Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

ВЫЗОВ

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин.).

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Проговорить правила поведения на уроке.


На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говори всё чётко, внятно,

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– Что мы сейчас повторили?


– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

Проговаривают стихотворение, отвечают на вопросы.


– Правила поведения на уроке.

– Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать.


К-планирование учебного сотрудничества.

П-учебно-познава- тельная мотивация.

Л-самоопределение.



II. Актуализация и выявление имеющихся знаний по теме урока

(10 мин.)

Цель: актуализировать и выявить имеющиеся у учащихся знания по теме урока с использованием приёма «Бортовой журнал».

1. Устный счет. Демонстрация на интерактивной доске.

Презентация. Слайд 2.



















2. Знакомство с основным вопросом урока. Работа на деление многозначного числа на круглое двузначное число. Демонстрация на интерактивной доске.

Презентация,

слайд 4.


Выявить базовый уровень знаний по теме урока.


3. Стадия вызова -выход на проблему.

Демонстрация на интерактивной доске.












4. Интерактивное задание на графическое деление в режиме «демонстрация» (алгоритм деления на однозначное число)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c8c4745-804c-454e-88a5-d5b3392afaad/ResFile.SWF

(Модель 1 ПК-много)


5. Работа в группах по выявлению имеющих знаний по теме урока

Организует фронтальную работу по работе с выражениями.

– Выполните действия и запишите только ответы.


Организует фронтальную работу

- Прочитайте числа. Что интересного заметили?



- Продолжите ряд ещё на три числа.



- Как получили последующее число?

- Назовите и подчеркните число данного ряда, сумма цифр которого равна 12.

- Округлите данное число до десятков;

- до тысяч.


– Что общего между этими выражениями?


- Выполните деление.

– Что заметили? Смогли ли вы полностью выполнить задание?

- Как найти значение выражения 210 : 35?








Создаёт проблемную ситуацию, ведущую к мини-исследованию.

- Перед вами выражение 210 :35. Давайте проведем маленькое исследование. Какие вопросы вы бы задали при исследовании?









Организует фронтальную работу по выполнению заданий.

- Посмотрим в режиме «демонстрация» компьютерное задание «Алгоритм деления на однозначное число». Демонстрирует задание на интерактивной доске.

- Какие трудности вы встретили при выполнении этого задания?





Организует работу в группах по выявлению имеющих знаний по теме урока используя прием «Бортовой журнал» (Приложение 1)

– Перед вами «Бортовой журнал», который нужно заполнить.

– Объясните как выполнили деление.

Фиксирует записи на доске, подводит к обобщению имеющихся базовых знаний по теме урока.

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке?




Записывают ответы выражений

(429, 629, 829)



- Каждое следующее число, больше предыдущего на 200.

Используя закономерность продолжают ряд.

(429, 629, 829, 1029, 1229, 1429)

Отвечают на вопросы.


- 1029.




- 1030.


- 1000.


- Деление трёхзначных чисел на двузначное число.

Выполняют деление.

- 4-й пример отличается от остальных.


Перечисляют известные способы деления.








Формулируют вопросы и отвечают на них.

Возможные вопросы и ответы:

- Можно ли использовать тот же алгоритм, что и при делении на однозначное число?

- Есть ли более точный (лёгкий) метод нахождения частного, чем метод подбора?

- Почему мы легко решали деление на круглое двузначное число?

- ….

Вспоминают алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.














Слушают объяснения учителя по заполнению «Бортового журнала».

Класс делится на группы. Каждая группа, используя алгоритм деления на однозначное число, решает пример.







- Будем учиться делить многозначные числа на двузначное число.

Заполняют 1-ю колонку «Бортового журнала». Читают получившиеся записи.

Возможные записи:

– Метод подбора;

- Алгоритм деления на однозначное число и др.

Развитие умения работать имеющими знаниями по теме урока.

П-самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью знаково- символических средств; сравнивать данные, выделять различия, определять общие признаки, упорядочивать объекты по выделенному основанию, соотносить предметы к группе на основе заданного признака.

К-умение аргументировать своё предложение.













П-составление целого из частей, самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов.

Р-внесение необходимых корректив и способов действия в расхождении с эталоном.

К-оформление своих мыслей в устной и письменной форме.




П-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Р-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.

























П-самостоятельный поиск способов решения проблем.


Р-выделение учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ОСМЫСЛЕНИЕ

IV. Открытие нового знания (13 мин.).

Цель: организовать совместное открытие нового знания.


1.Работа с учебником

С. 32, №3.

Рассказать, как выполнено деление



















2. Работа в группе по составлению алгоритма деления на двузначное число.







3.Применение теоретических знаний на практике.

С.32, №4








Организует фронтальную работу.

– Прочитайте задание.

– Каким методом воспользовались при делении?

– Какие числа округлили?

– Сформулируйте ответ на основной вопрос урока.

Организует фронтальную работу по обобщению тео-

ретических знаний.

– Сделайте вывод о том, как поделить многозначные числа на числа, запись которых не оканчивается нулями




- Что отсутствует в алгоритме деления на однозначное число?



Организует работу в группе по составлению алгоритма деления трехзначного числа на двузначное число.

- Составьте алгоритм деления на двузначное число.

Проверка работы. Показ алгоритма на экран через документ-камеру.


Организует индивидуальную работу с целью практического применения знаний.

Фронтальная проверка.


Организует самооценку деятельности, используя приём «Бортовой журнал» (Приложение 1)

- Во 2-ю колонку запишите, что нового вы узнали о делении многозначных чисел на двузначное число.


– Что вы записали?



Работают по учебнику, читают задание, отвечают на вопросы.

- Методом округления чисел.

- И делимое, и делитель.



Делают вывод.



- При делении многозначных чисел на числа, запись которых не оканчивается нулями, подбирают сначала пробное частное, округляя делимое и делитель.

- Округление и делимого, и делителя.




Сообща составляют алгоритм деления трехзначного числа на двузначное число.







Выполняют индивидуально задание.




Осуществляют самооценку деятельности.



Сверяют свои записи.

Заполняют 2-ю колонку «Бортового журнала».


Возможные записи:

- При делении округляем и делитель и делимое и др.

Делить трёхзначное число на двузначное.

П-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; вычитывать все виды текстовой информации.

Р-принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения задания.


П-структурирование и теоретическое обобщение знаний.

К-осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


П-моделирование – преобразование знаний в алгоритм.

К-интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.






Р-предвосхищение результата и уровня знаний.

Выделение и осознание того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

П-подведение под понятие.

V. Физминутка

(2 мин.)

Вместе проговаривают слова и выполняют движения.

Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.


Р-принимать учебную задачу и выполнять действия



Организует «мозговой экспресс - штурм» после проведения физминутки.

- Какие числа мы называли?

- Составьте трёхзначные и двузначные числа из этих чисел.

- Поделите любое трехзначное число на любое двузначное.

- Что вы заметили?

- Расскажите, как выполнили такое деление.

Оперативно отвечают на вопросы.


- 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

- 234, 45, 762….






- Это деление с остатком.

Объясняют выполненные деления.

Составлять, читать и делить с остатком трехзначное число на двузначное.

П- развитие внимания, памяти.


VI. Применение нового знания (10 мин.).

Цели:

– организовать самостоятельную работу по применению новых знаний, используя ИКТ;

– организовать самопроверку;

– организовать самооценку по алгоритму.



1. Работа в парах на выявлении причин ошибок при делении многозначного числа на двузначное.

Презентация, слайд 5.


2. Интерактивное задание на графическое деление в режиме «тренировка» в программе «Компьютерный практикум» для 4 класса по математике, № 145

(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/11b82386-b63b-4124-a4fd-932d4c7c75d7/?from=42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0& )

(Модель 1 ПК – 1У)


3. Работа с учебником.

С. 33, №7. По схеме составить задачи.

Работа в парах.


Взаимопроверка, исправление ошибок.



Самооценка по алгоритму.

Организует парную работу.









Организует выполнение самостоятельной работы.

- Выполните компьютерное задание «Деление трехзначного числа на двузначное».
















Организует работу в парах

- Придумайте задачи с помощью схем.





Организует взаимопроверку.





Организует самооценку, по предложенному алгоритму «Продолжи предложение» :

–У меня получалось …

–Я испытал затруднения…

–Легче было …

–Оцениваю себя …


Решают выражение и находят причины ошибок при делении (А, Б, В, Г, Д)







Самостоятельно выполняют задание на ПК.



















Читают задание, разбирают схемы, выполняют работу в паре.





Выполняют взаимопроверку с другими парами, сравнивают результат.



Выполняют самооценку по алгоритму. Несколько человек проговаривают вслух алгоритм самооценки.

Использовать при выполнении задания алгоритм деления на двузначное число.

П-использовать знания в нестандартной ситуации

К-участвовать в обсуждениях.

Понятно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания.

П-самостоятельный поиск способов решения

Р-выполнять учебные действия















К-работать консультантом и помощником для других ребят;

работать с консультантами и помощниками в своей паре, группе.

Л-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

Быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

Р-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

РЕФЛЕКСИЯ

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин.).

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Определить, какое новое знание открыли.



Рефлексия.




Организует рефлексию по пройденному материалу, используя приём «Бортовой журнал»


– Какое новое знание открыли?

– Используя «Бортовой журнал» и памятку (Приложение 2), расскажите, что нового вы узнали на уроке, что бы хотели ещё узнать.



Отвечают на вопросы, обобщая полученные знания, используя при ответе записи из «Бортового журнала»

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.



Р-участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; осознание качества и уровня усвоения.

П-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.


VIII. Домашнее задание

(1 мин.).

Цель:

– организовать выполнение д/з.

6, № 8 стр. 33, дополнительно №9

Объясняет домашнее задание.


Слушают задание, внутреннее осмысление, задают вопросы.

Использовать при выполнении заданий алгоритм деления с остатком.

К-слушать и понимать речь других.























Приложение 1

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал на уроке?













Приложение 2


1. На уроке я узнал …

2. Материал урока мне был (понятен, непонятен).

3. Я бы ещё хотел узнать…




Просмотр содержимого документа
«Тит., аннотация»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная школа п. Харп







Районный конкурс

«Формирование математической грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Номинация: методическая разработка урока математики

Тема: «Письменное деление многозначного числа

на двузначное число»


Разработчик

Гроза Виолета Константиновна

учитель начальных классов










п. Харп

2015 г.



Аннотация к уроку

Если раньше традиционной формой работы с учебным материалом было запоминание, заучивание, то сегодня на первый план выступили грамотный поиск, структурирование и моделирование информации, подача ее в различных формах.

Данный урок предназначен для обучащиюхся 4 класса базового уровня изучения предмета математика, обучающихся по образовательной системе «Школа 2100».

Базовый учебник: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-го класса. Часть 3. Стр. 32-33

Урок относится к теме «Письменное деление многозначных чисел на двузначное число», в системе уроков «Умножение и деление многозначных чисел», что определяет тип урока - урок открытия новых знаний.

Цель урока: формировать умение делить многозначное число на двузначное число, совершенствовать общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Задачи:

предметные:

- создать условия для развития у обучающихся умения делить многозначное число на двузначное число;

- использовать при выполнении заданий алгоритм деления на двузначное число .

метапредметные: создать условия для развития у обучающихся:

- умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и ЭОР; вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД);

- умения работать по плану; находить и исправлять ошибки самостоятельно; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериях; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД);

- умения совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД);

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач (личностный результат).

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Используемое оборудование: автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя и ученика, интерактивная доска, «Бортовой журнал» (приложение 1), алгоритм самооценки (приложение 2).

При использовании на уроке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) организуется деятельность по моделям:

1компьютер учителя – класс (фронтальная ФОПД) - (1ПК – много),

1 компьютер – 1 ученик (индивидуальная ФОПД) – (1ПК – 1УЧ)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Демонстрация «Алгоритм деления на однозначное число»

Интерактивное задание.

Информационный


Иллюстрация, анимация.

ЕК ЦОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4c8c4745-804c-454e-88a5-d5b3392afaad/ResFile.SWF)

2.

Компьютерный практикум для 4 класса по математике

Интерактивное задание.

Практический, контрольный.

Иллюстрация, анимация.

ЕК ЦОР(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/11b82386-b63b-4124-a4fd-932d4c7c75d7/?from=42f1c17e-05ad-4d83-8339-c26bf482dae0& )























Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока

Класс - 4

Тема урока: Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

Тип урока: урок открытия новых знаний

Дидактическая задача урока: научить обучающихся делению многозначных чисел на двузначное число.

Цели урока - формировать умение делить многозначное число на двузначное число, совершенствовать общий случай деления на двузначное число и зафиксировать его с помощью алгоритма.

Структура урока и отобранное содержание направлены на реализацию дидактической задачи урока.

Для эффективного усвоения знаний учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика.

Целесообразность предложенных заданий:

  • мини-исследование,

  • проблемные ситуации,

  • прием «Бортовой журнал»,

  • «мозговой экспресс-штурм»

имели практическую направленность, способствующую достижения предметных, метапредметных и личностных результатов (указаны в разработке по каждому этапу урока и реализованы в уроке).

На уроке использовались оптимальные формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная. Они имели результативное влияние на учебный процесс урока: смена видов деятельности, обучение, общение и выход на результат.

Познавательный потенциал урока повысился при использовании на уроке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и организации деятельности по разным моделям:

1ПК – много (фронтальная ФОПД),

1ПК – 1УЧ (индивидуальная ФОПД).

Структурирование учебного материала в начале урока и рефлексивная оценка в конце урока осуществлялись через приём «Бортовой журнал», в котором обучающиеся обозначают то, что им известно по данной теме и то новое, что они узнали на уроке. На уроке обучающиеся показали достаточный уровень самостоятельности. На этапе применения новых знаний самостоятельная учебная деятельность носила познавательный характер, а творческий обучающиеся проявят при выполнении домашнего задания.

Для достижения планируемых результатов обучения в основе урока интерактивные методы обучения и технология проблемного обучения. Она подкреплялась информационно - коммуникационной и информационно - коммуникативной технологиями.

Анализ соотношения методов обучения на уроке показал следующий результат:

словесные 8% (слышит),

наглядные – 12% (видит),

практические – 80% (делает сам).

Поэтому можно с уверенностью сказать, что на уроке обеспечивался деятельностный подход в обучении.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Муниципальное образовательное учреждение начальная школа п. Харп Деление  на двузначное число Автор: Гроза В.К.,  уч. нач. классов

Муниципальное образовательное учреждение

начальная школа п. Харп

Деление на двузначное число

Автор:

Гроза В.К.,

уч. нач. классов

Запиши ответ

Запиши ответ

  • 1 : 1 + 0 : 428 + 428 : 1
  • 2098 х 0 + 1 х (207 + 0 : 4267) + 422 : 1
  • 930 – 4 х (25 – 0) – 732 : 732
429 629 829 … 1029 1229 1429

429 629 829 …

1029 1229 1429

Вычислите 560 : 70 150 : 50 180 : 60 210 : 35

Вычислите

560 : 70 150 : 50

180 : 60 210 : 35

Причины ошибок А Пропущен или добавлен нуль в частном при переходе к более мелким счетным единицам. Б  Не снесены или снесены лишние нули при делении круглых чисел. В Неверно подобрана цифра частного. Г Вычислительная ошибка. Д Не выполнена прикидка результата.

Причины ошибок

А Пропущен или добавлен нуль в частном при переходе к более мелким счетным единицам.

Б Не снесены или снесены лишние нули при делении круглых чисел.

В Неверно подобрана цифра частного.

Г Вычислительная ошибка.

Д Не выполнена прикидка результата.

Продолжи предложения

Продолжи предложения

  • У меня получалось …
  • Я испытывал затруднения …
  • Легче было …
  • Оцениваю себя …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!