СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра ПВА

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра ПВА»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Светлоярская средняя школа № 2 имени Ф. Ф. Плужникова»

Светлоярского муниципального района Волгоградской области

______________________________________________________

404171 Волгоградская область, р. п. Светлый Яр, микрорайон 1 дом 23 «а»

телефон: 6-16-69, 6-29-59.





















Работу выполнила:

Салина Марина Сергеевна

педагог-организатор















Светлый Яр

Пояснительная записка

Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Встаёт проблема: как в условиях жёсткой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, наживы личности сохранить лучшие нравственные качества.

Перестройка затронула многие стороны жизни общества, в котором мы живём, мы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшими общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. Новое испытание для человечества – СПИД – впервые заявило о себе в прямой связи с наркоманией.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Здоровье - наш выбор!». Программа предусматривает работу всего коллектива училища, родительской общественности, органов системы профилактики.

Цель: помочь подросткам осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.

Задачи:

формирование у детей представления об употреблении ПАВ как угрозе внутренней стабильности;

- развитие у детей навыков самоконтроля и саморегуляции.

- формирование негативного отношения к табакокурению, алкоголю, токсическим веществам.

Участники: 10-11 класс.



Ход игры:

I. Организационный момент.

(Участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа получает лист ватмана, фломастеры, цветную бумагу).

Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)

Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)

Ты пришел! (Разводят руки в стороны)

Хорошо! (Обнимаются)

Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.

Наркотики – химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения функционального состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.

Наркомания – тотальное (затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья, разрушающее тело.

Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ – инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, - это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность - сохранять эту свободу всегда.

Правила нашего сегодняшнего мероприятия:

  • говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;

  • всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;

  • если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.

  • если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше;

  • не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.

II. Выполнение заданий.

Задание 1. создайте портрет зависимого человека (зависимость от табака, алкоголя, наркотиков). Это может быть и символические изображения. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы – 10-15 минут.

После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и ребята делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.

Задание 2.

1. Назовите произведение М. Булгакова, название которого звучит как наркотик? Еще так звали бога сна в древнегреческой мифологии. ( Морфий)

2. Закончите пословицу: «Перед хмелем падко, во хмелю сладко, а после хмеля …» (гадко)

3. Арабский мыслитель XIII века Абу-ль-Фарадж писал, что чело век, употребляющий спиртное, в зависимости от степени опьянения выглядит, как животное: сначала - как павлин, потом - как обезьяна, затем - как лев и, наконец, как ...». О каком животном идет речь? (Свинья)

4. Орган, который задерживает более 30 % алкоголя, который поступает в организм (мозг).

5. Перечислите четыре инфекционных заболевания, риск инфицирования которыми у наркоманов очень высок по сравнению с людьми, не употребляющими наркотики. (СПИД; сифилис; туберкулез; гепатиты В и С).

6. Выберите правильный ответ:

Какое вещество может привести к зависимости уже через два Дня?

Героин, опий, гашиш или кокаин?

Ответ: героин.

7. Какой вид наркомании характеризуется следующими признаками: химический запах при дыхании или от одежды; необычные болезненные участки на теле, покраснения или сыпь вокруг носа или рта; постоянный кашель; снижение аппетита; невнятная речь; странность в поведении, скрытность.

Ответ: токсикомания.

8. С какими наркотиками связано общественное движение «Хиппи»?

Ответ: марихуана.

9. Еще испанские конквистадоры (завоеватели, грабители, захватчики) заметили, что кузнецы американского континента жуют листья какого-то растения, содержащего вещество, которое для наркоманов является «деликатесом», и они его особенно ценят по причине исключительно сильного эффекта. Что это за вещество?

Ответ: кокаин.

10. Правда ли что, наркотики появились в 19 веке? (Нет)

Наркотики появились более 5 тыс. лет назад Шаманы, прорицатели, жрецы использовали различные растительные наркотики и посредством магических обрядов и церемоний, пытались изменить состояние сознания, вызвать чувство особого психического подъема.

11. Правда ли что, в античные времена мак использовался для снятия боли и стресса? (Да)

Мак помогал людям переносить боль и забывать страх. Его использовали в медицинских целях.

12. Правда ли что, авторы литературных произведений 19 в. способствовали распространению наркотиков в Европе? (Да)

Массовое употребление наркотиков в Европе началось в 19 веке и этому способствовало литературное течение того времени, когда сами авторы произведений употребляли наркотики, в основном гашиш и опиум, входили в состояние галлюциногенных снов, в котором и писали свои произведения, описывая прелести наркотического состояния.

13. Правда ли, что гашиш (марихуана) – самый распространенный наркотик? (Да)

В нашей культурной среде гашиш самый распространенный наркотик. Количество молодых людей хотя бы с однократным опытом употребления гашиша трудно определить; 15-30% - это возрастная группа 20-летних людей. Постоянными потребителями, например, являются 5%.

14. Правда ли что, в 1820 г. в Китае началась кокаиновая война? (Нет)

Война была, но только не кокаиновая, а опиумная, приведшая к разрушению здоровья нации. Первое промышленное производство опиума было организовано в Бенгалии (Южная Азия) английской компанией, которая владела монополией на производство опиума в этой стране и продавала его в Китай. Когда в 1820 г. правительство Китая ввело запрет на импорт опиума, правительство Великобритании развязало первую опиумную войну, а спустя 15 лет вспыхнула вторая опиумная война, к которой уже присоединились французы и американцы. Китай проиграл войну, и, спасая страну от порабощения и инфляции, сам стал выращивать собственный опиумный мак.

15. Правда ли что, наркомания стала одной из важнейших мировых проблем лишь в ХХ в.? (Да)

Так как раньше люди употребляли наркотики разово и количество людей, употребляющих их, было меньше. Итак, несмотря на то, что злоупотребление наркотиками стало одной из важнейших мировых проблем совсем недавно – лишь в ХХ в., опыт употребления наркотических веществ измеряется тысячелетиями.

Задание 3.

Упражнение «Скрепка».

Цель упражнения: продемонстрировать возможную необратимость изменений в организме в результате употребления наркотиков.

Участникам раздаются скрепки (можно выбрать несколько участников по желанию, не менее пяти человек) и предлагается на счет три как можно быстрее развернуть скрепки и сложить их в одну прямую линию. При этом оценивается не только скорость выполнения задания, но и ровность проволоки. Далее предлагается максимально быстро вернуть скрепку в исходное положение, чтобы впоследствии ей можно было еще воспользоваться. (Как правило, вернуть скрепку в первоначальное состояние не удается никому, а у кого-то она даже ломается.)

После этого необходимо попросить участников сесть на свои места и обсудить упражнение.

Вывод:
Следуя каждый своей дорогой, мы можем, не задумываясь, свернуть на сторону наркопотребления, но необходимо помнить, что уже в начале этого пути наша жизнь может быть сломана (как скрепки в упражнении), и вернуться в прежнее состояние (психическое и физическое здоровье) практически невозможно. Мировая статистика говорит о том, что только 3–4% людей, которые начали употреблять наркотические средства, останавливаются, но след разрушения от наркопотребления остается абсолютно в каждой жизни.

Задание 4.

ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В черном ящике находится предмет, который ставили на стол во время застолья у египтян, а позднее у римлян, как напоминание о вреде и опасности чрезмерного пьянства. Что находится в черном ящике?

Ответ (человеческий череп)

Задание 5. участники деловой игры разбиваются на три группы. Каждая группа представляет собой реакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков, от сверстников. Задача группы – сочинить ответ, способный по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы группы – 10-15 минут.

Ситуация 1.

У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними.

Мне он нравится. Я не хочу его потерять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика.

ПОСОВЕТУЙТЕ, КАК?


Ситуация 2.

Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно и я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я уже наркоманка?» Ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома.

ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

Ситуация 3.

Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселыми и беззаботными. Она созналась, что несколько месяцев балуется ханкой и это ей нравится.

Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обраться за помощью ко взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?

Обсуждение:

Доступна ли форма ответа на письмо?

Насколько интересен, понятен ответ?

Не вызвал ли ответ чувство неприязни или смущения?

Смысл этого упражнения заключается в том, что подростки формируют навык аргументированного отстаивания своей позиции, причем в ситуации оказания помощи сверстнику.

Задание 6. участники деловой игры разбиваются на 3 группы. Каждая группа представляет собой работников телевидения. Их задача – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде зависимости. Можно работать в любых жанрах: реклама, музыкальный клип, мультипликация, сказка, постановка и пр. также можно использовать музыку, танцы, костюмы. Время подготовки группы – 10-15 минут. Это задание может быть подготовлено заранее.

По окончании просмотра роликов участники обсуждают, какой из роликов был самым удачным и почему. Это упражнение позволяет подросткам утвердиться в своей позиции и осознать, как легко становятся зависимыми молодые люди и какие последствия ожидают зависимых людей.

Задание 7. Инсценированный монолог.

Стоят 6 человек с одной широкой резинкой, соединённой в круг, один – для того, чтобы надевать резинку чтецу на руки и ноги, чтец в центре.

Знаете! Меня недавно спросил один человек: «Что такое счастье?» Я не знал, что ему ответить. Многие люди говорят, что счастье – это деньги. Хорошо, пусть будут деньги (ему надевают резинку на левую руку).

Деньги! Как много в этом слове. Деньги! Я же теперь могу купить всё. Всё, что захочу. Первым делом я куплю себе власть (надевают ему резинку на правую руку).

Деньги, власть. Для полного счастья мне не хватает только славы (надевают ему резинку на левую ногу).

Деньги, власть, слава. Когда есть у меня это всё, я могу погрузиться в другой мир. В мир наркотиков (надевают ему резинку на правую ногу).

Деньги, власть, слава, другой мир. Как много здесь людей. Как много здесь женщин. Одна, вторая, третья, СПИД (надевают резинку на шею).

Вот оно счастье (пробует выпутаться несколько секунд).

Да какое же это счастье?

Деньги. Вы говорите, что за деньги можно купить всё. А разве можно купить за эти деньги здоровье? (снимает резинку с левой руки)

Власть. Я совсем забыл про своих друзей. Про тех друзей, которые шли со мной плечо к плечу, которые меня никогда не оставляли (снимает резинку с правой руки).

Слава. Какое слово – слава! А где же мои родители? Где дом, мой дом? Мой дом – это же не простая кирпичная коробка. Дом – это там, где меня всегда ждут, там в меня всегда верят, там меня любят. Любят таким, какой я есть. Меня всегда там любят, не зависимо от того, какой я на самом деле (снимает резинку с левой ноги).

Другой мир. Наркотики (снимает резинку с правой ноги).

А где же цель? Моя цель? Цель в жизни, к которой я стремился долго. Где эта цель? (снимает резинку с шеи).

Вы говорите, что нет лекарств от чумы XXI века. Вы говорите, что нет лекарства против СПИДА. Есть! Это любовь! (смотрит на руки) Какое странное ощущение. Свобода! Свобода – это и есть счастье. Свобода!

(Звучит песня «Я свободен»)

Схема расположения людей во время монолога












Задание 8. Игра «Давай с нами!»

Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.

Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют наркотики. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления наркотиков. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

  • Что чувствовали участники?

  • Трудно ли было противостоять давлению группы?

  • Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?

  • Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?

  • Почему?

Ведущий: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.

Задание 9. смотрим видео (социальный ролик).

III. Подведение итогов. Я надеюсь, что если вам будут предлагать наркотик, вы скажите твердое нет. Желаю, чтоб ценности, такие как семья, здоровье, друзья были на первом месте.



Список литературы

1. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград, 2007.

2. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы/ авт. - сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград, 2008.

3. Классные часы.5-11 классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы/ авт. - сост. С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. – Волгоград, 2009.

4. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. – М., 2006

5. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/ авт-сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград, 2008.

6. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы /авт.- сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград, 2007.

7. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «Ладья». – Москва, 2015. Российский круглый стол.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!