СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Десятилетие научного студенческого форума кгу «музыкальная культура, педагогика и образование»: главные векторы и достижения исследовательской деятельности обучающихся российских и зарубежных вузов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются история, идея и особенности проведения ежегодного научного студенческого форума «Музыкальная культура, педагогика и образование» факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета с привлечением студентов и преподавателей отечественных и зарубежных вузов-партнеров. В ней представлен анализ научных исследований обучающихся бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, проведенных на базе профильных кафедр за прошедшее десятилетие.

Просмотр содержимого документа
«Десятилетие научного студенческого форума кгу «музыкальная культура, педагогика и образование»: главные векторы и достижения исследовательской деятельности обучающихся российских и зарубежных вузов»

УДК 37 : 39 : 7.06 : 78 : 65: 79


ДЕСЯТИЛЕТИЕ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ФОРУМА КГУ «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ»: ГЛАВНЫЕ ВЕКТОРЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ



Рудзик М. Ф.,

Курский государственный университет

г. Курск, Россия



Аннотация. В статье раскрываются история, идея и особенности проведения ежегодного научного студенческого форума «Музыкальная культура, педагогика и образование» факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета с привлечением студентов и преподавателей отечественных и зарубежных вузов-партнеров. В ней представлен анализ научных исследований обучающихся бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, проведенных на базе профильных кафедр за прошедшее десятилетие.

Ключевые слова: музыкальная культура и искусство; музыкальная педагогика и психология; музыкальное образование и воспитание; научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе; научный студенческий форум.

Abstract. The article reveals the history, idea and features of the annual scientific student forum «Musical Culture, Pedagogy and Education» of the Faculty of Arts and Art Pedagogy of Kursk State University with the involvement of students and teachers of domestic and foreign partner universities. It presents an analysis of scientific research of undergraduate, graduate and postgraduate students conducted on the basis of specialized departments over the past decade.

Key words: musical culture and art; musical pedagogy and psychology; musical education and upbringing; research activities of students at the university; scientific student forum.



Более десяти лет на кафедре музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета осуществляется подготовка магистров по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Музыкальное искусство и образование». В рамках реализации магистерской образовательной программы профессорско-преподавательским составом кафедры ведется целенаправленная работа по формированию комплекса профессионально-значимых компетенций обучающихся, среди которых особое значение приобретают компетенции, связанные с научно-исследовательской, управленческой и организационно-методической деятельностью будущих специалистов.

Накопление обучающимися суммы знаний, необходимых для выполнения профессиональных функций в указанных областях деятельности, и опыта научно-исследовательской и экспериментальной работы происходит в процессе реализации комплекса взаимодополняющих и коррелирующих между собой учебных дисциплин, проектно-технологических и педагогической практик. Однако, полноценная демонстрация их способности к осуществлению названных функций, на наш взгляд, может происходить лишь при условии «погружения» магистрантов в реальную ситуацию непосредственного решения профессиональных задач. Эта идея обусловила поиск эффективной формы проведения масштабного научного мероприятия силами студентов 2-го курса магистратуры под руководством преподавателей кафедры.

В декабре 2014 года по инициативе кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания музыки и изобразительного искусства Марины Федоровны Рудзик в рамках Года культуры в России на факультете искусств КГУ был подготовлен и проведен Первый научный студенческий форум «Музыкальная культура, педагогика и образование». Изначально он носил статус вузовского. К участию в этом форуме были привлечены 60 студентов выпускных курсов бакалавриата очной и заочной форм обучения, осваивавшие профессиональную программу по направлению подготовки «Педагогическое образование (Музыка)», и магистранты всех курсов, проводившие научно-педагогические изыскания по темам магистерских работ.



Составление программы и организация участников форума, а также руководство работой секций поручались магистрантам-очникам выпускного курса при поддержке преподавателей кафедры. Участники форума выступали с докладами на двух секциях («Музыкальная культура и искусство» и «Музыкальная педагогика и образование»), где представляли результаты своих научных исследований, проведенных в ходе выполнения выпускных квалификационных работ. Тематику прозвучавших на первом форуме докладов можно условно отнести в трем направлениям исследований: «академические» аспекты истории искусства и культуры; проблемы теории и методики музыкального образования в России; музыкальное краеведение (это придало форуму определенную научную новизну и особую практическую значимость).

Первый научный студенческий форум проходил в открытом формате. Он вызвал заинтересованность со стороны всех его участников и гостей. Кроме того, мы отметили повышение познавательной активности студентов, усиление мотивации обучающихся к ведению профессионально значимой научно-исследовательской деятельности. Магистранты, обеспечивавшие его проведение, приобрели ценный практический опыт организационной и научно-методической работы. По итогам успешного проведения первого форума на кафедре было принято решение сделать его ежегодным.

Постепенно форум расширял свои масштабы и в плане увеличения количества секций, и в плане состава его участников, и в плане охвата проблемного поля исследований. С 2016 года он вышел на уровень всероссийского: к нему присоединились первые представители других отечественных вузов – РГПУ им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Государственный инженерно-педагогический университет (г. Симферополь, Республика Крым). Впоследствии расширилась и география партнерства профильной кафедры КГУ с другими вузами России.

Шло время. В 2016 году кафедра сменила свое название (стала кафедрой музыкального искусства и образования), в 2018 году вновь изменились названия кафедры (музыкального образования и исполнительства) и факультета (искусств и арт-педагогики), но наш ежегодный научный проект продолжал реализовываться и развиваться. Со временем студенческий форум получил статус всероссийского с международным участием.


В 2020 году мероприятие пришлось на период пандемии по коронавирусу, но нами была изыскана возможность для проведения форума в дистанционном формате. И нужно сказать, что он прошел не менее успешно, чем в предыдущие годы. В нем приняли участие более 80 обучающихся из разных вузов. Среди них были представители российских городов (Москвы, С.-Петербурга, Белгорода, Ст. Оскола, Брянска, Курска, Курчатова, Суджи, Железногорска, Фатежа) и районных поселений Курской области; Краснодарского края, Республики Крым (Севастополя, Симферополя, Бахчисарая), а также Туркмении, Украины, Вьетнама и Палестины.



В 2021 году форум также проводился в дистанционном, но в более расширенном межвузовском формате. К нему подключился целый ряд российских вузов: ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь, Республика Крым); ФГБОУ «Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина»; ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» (г. Коломна Московской обл.); ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»; ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет».



В содержательном плане форум обозначил новые векторы научных исследований обучающихся. В их докладах освещались дефициты и противоречия современных музыкально-образовательных систем, тенденции их перспективного развития, инновационные идеи и опыт совершенствования музыкального обучения и воспитания обучающихся на разных уровнях образования; раскрывались и анализировались актуальные проблемы музыкальной педагогики и психологии, гражданско-патриотического, художественно-эстетического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, пути приобщения подрастающего поколения к высоким достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры и искусства.

С 2022 года всероссийский с международным участием студенческий форум стал проводиться в смешанном формате, что дало возможность для продуктивной организации профессионального общения и обмена результатами исследовательской деятельности обучающимся вузов не только нашей страны, но и зарубежья. К форуму присоединились университеты Белоруссии и Новороссии, список участников превысил 100 человек, поэтому работа секций осуществляется в течении двух дней.

Изменился и формат секций. Они стали более масштабными и представляют смежные области научных исследований:

1) Музыкальная культура и искусство;

2) Музыкальная педагогика и психология:

3) Музыкальное образование и воспитание.

На секционных площадках форума ведутся жаркие дискуссии по содержанию представляемых докладов. Участники форума активно включаются в обсуждение выступлений, затрагивающих нетривиальные темы, открывающие новые перспективы для исследовательской, опытно-экспериментальной и внедренческой работы.

Особый интерес у слушателей вызывают такие темы, как: «Авторские методики обучения игре на фортепиано: русская фортепианная школа ХХ века», «Рок-музыка и война: за или против», «Наследие А. В. Свешникова в Коломне», «Профессиональные заболевания скрипачей: причины и профилактика», «Музыка в Мариинской гимназии города Курска», «Достижение целевых ориентиров музыкального воспитания детей в ДОУ средствами предметно-развивающей среды», «Музыкальный репертуар китайских композиторов для детского хора», «Применение музыкально-компьютерных технологий в учебной работе с обучающимися по классу гитары в условиях дополнительного образования», «Исполнительская деятельность учителя музыки как фактор развития музыкальной культуры обучающихся», «Реализация педагогических идей русских хоровых деятелей в образовательном процессе детских школ искусств», «Обучение игре на кларнете во Вьетнаме и ориентация на будущее», «Ретроспективный анализ генезиса вокального искусства и вокальной педагогики в Китае (с ХХ в. по настоящее время)», «Гармонизация речевого и певческого развития обучающихся младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования», «Пластическое интонирование в творческом развитии дошкольников», «Мультимедийные игры как средство музыкальной терапии на уроках музыки», «Влияние западноевропейской музыкальной культуры на развитие хоровой музыки православной традиции», «Реализация вариативного подхода к музыкальному обучению в начальной школе и его результативность», «Проблема развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки средствами цифровых технологий» и др.

Зачастую темы проводимых в разных вузах студенческих исследований оказываются созвучными, но при этом рассматривают разные аспекты сходных проблем, дополняя друг друга. Это подчеркивает актуальность и востребованность исследовательских работ обучающихся, которые предлагают оригинальные пути их решения.

21-22 декабря 2023 года на базе факультета искусств и арт-педагогики Курского государственного университета в контексте научно-исследовательской работы магистрантов кафедры музыкального образования и исполнительства состоялся юбилейный Х Международный научный студенческий форум «Музыкальная культура, педагогика и образование» (научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук, доцент кафедры МОИ Марина Федоровна Рудзик).

Юбилейный форум проводился в рамках регионального плана Десятилетия науки и технологий и приобрел статус международного. За 10 лет форум стал востребованной площадкой межвузовского взаимодействия, на которой происходит обмен результатами разноплановых научных исследований студентов. В 2023 году на ней собралось более 100 участников из числа обучающихся бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, получающих образование по направлениям музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической подготовки на профильных кафедрах вузов разных регионов России и зарубежья.



Повышенное внимание к данному научному мероприятию было обусловлено возможностью использования смешанной (очной на базе КГУ и дистанционной на платформе Zoom) формы взаимодействия.

В форуме приняли участие обучающиеся и преподаватели базового вуза – Курского государственного университета; Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (г. Минск, Республика Беларусь); Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна Московской области); Мелитопольского государственного университета (г. Мелитополь Запорожской обл.); Московского городского педагогического университета (г. Москва); Мордовского государственного педагогического университета им. М. Е. Евсевьева г. (Саранск); Самарского государственного социально-педагогического университета (г. Самара); Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург); Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (г. Ярославль).



В числе участников форума – представители Республики Беларусь (г. Минск); Китайской народной республики (гг. Жумадянь, Лулян,Сычуань, Саньмэнься); Германии (г. Вюрцбург); Демократической Республики Конго; а также многих регионов России: Республики Коми; Брянской, Владимирской, Запорожской, Курской, Московской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Свердловской областей; городов Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Владимир, Воркута, Екатеринбург, Мелитополь, Карачев; Кашира, Коломна, Кузнецк, Новокуйбышевск, Новоуральск, Орел, Раменское, Самара, Севастополь, Ставрополь, Сысерть, Отрадный, Тюмень, Ярославль; п. Комаровский Ясненского р-на Оренбургской обл., с. Немчиновка Одинцовского р-на Московской обл.; городов Железногорск, Курск, Курчатов, Льгов, Обоянь, Рыльск, Суджа, Фатеж, Щигры и ряда районных населенных пунктов Курской области.

Открытие Х Всероссийского с международным участием научного студенческого форума факультета искусств и арт-педагогики КГУ «Музыкальная культура, педагогика и образование» состоялось 21 декабря 2023 г. в конференц-зале университета. Торжественная церемония открытия началась со звучания студенческого гимна «Gaudeamus» в исполнении Камерного хора КГУ (руководитель– доцент кафедры МОиИ Людмила Николаевна Антонченко).





Затем с приветственными и напутственными словами выступили ректор КГУ, доктор педагогических наук, профессор Александр Николаевич Худин и первый заместитель министра образования и науки Курской области Татьяна Александровна Сорокина.







Церемонию завершило музыкальное приветствие Женского хора факультета искусств и арт-педагогики КГУ (руководитель – ст. преподаватель кафедры музыкального образования и исполнительства Анна Валерьевна Грицан, концертмейстер Екатерина Геннадьевна Мартынова).



22 декабря форум продолжил свою работу, которую также открывал студенческий гимн «Gaudeamus» и приветственные слова декана факультета искусств и арт-педагогики КГУ, доктора педагогических наук, профессора Ольги Петровны Шабановой, исполняющего обязанности заведующего кафедрой музыкального образования исполнительства кандидата педагогических наук, доцента Зои Ивановны Гладких и руководителя проекта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры МОИ Марина Федоровна Рудзик.




Согласно программе форума, в рамках работы секций были представлены результаты научных исследований в области музыкальной культуры и искусства, музыкального краеведения, музыкальной педагогики и психологии, музыкального образования и воспитания, проведенных в 2023 году обучающимися разных вузов.




На секциях прозвучали специальные доклады магистрантов выпускного курса ФИиАП КГУ, раскрывающие вопросы организации музыкального обучения и воспитания детей и молодежи;





развития широкого спектра способностей и дарований обучающихся в музыкально-творческой деятельности;






совершенствования вокально-исполнительской культуры;





предпрофессиональной подготовки обучающихся в сфере музыкального исполнительства;






коррекционной музыкальной педагогики и психологии.


Присутствовавшими были заслушаны и обсуждены выступления участников форума, затрагивающие актуальные аспекты музыкальной культуры прошлого и современности;






проблемы, связанные с изучением музыкального краеведения и разработкой региональных образовательных курсов;


вопросы истории, теории и методики общего и дополнительного музыкального образования;


предпрофессионального и профессионального музыкального образования по направлениям культуры и искусства;



а также идеи дидактического характера и др.




Исследования обучающихся затрагивают сегодня масштабный круг актуальных проблем: «История и современное состояние развития детского хорового пения Китая и Беларуси», «Виртуальный синтезатор как инструмент для развития творчества», «Музыкальная драматургия в экранизациях русской классической литературы», «Наставничество в музыке: П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов», «Аниме как средство ознакомления российских подростков с музыкальной и художественной культурой Японии», «Авторские методики обучения игре на фортепиано Л. В Николаева и К. Н. Игумнова», «Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся вокалу», «Проблемы и перспективы развития системы углубленного музыкального образования в условиях общеобразовательной школы», «Средства музыкальной фасцинации в практике педагога-музыканта», «Артистическая подготовка исполнителя-гитариста в процессе обучения в детской школе искусств», «Театр песни как форма профессионального музыкального становления эстрадных исполнителей» и др. Это свидетельствует о широком поле научно-педагогических изысканий, осуществляемых сегодня студентами и аспирантами на профильных кафедрах российских и зарубежных вузов под руководством высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава.

Обмен результатами проведенных исследований является важным фактором профессионального саморазвития обучающихся. Поэтому хочется надеяться, что накопленный нами за 10 лет проведения в КГУ научного студенческого форума «Музыкальная культура, педагогика и образование» опыт организации межвузовского взаимодействия будет и впредь наполняться новыми формами представления лучших научно-исследовательских достижений, актуальным содержанием, оригинальными идеями и творческими открытиями. Мы благодарны нашим партнерам за активное сотрудничество и желаем им дальнейших успехов на профессиональном поприще.

С первого года проведения форума нами была установлена замечательная традиция издания сборника научных статей «Музыкальная культура, педагогика и образование», написанных авторами докладов, прозвучавших на научном мероприятии.












Все изданные сборники размещены в РИНЦ. С ними можно познакомиться на сайте научной электронной библиотеки elibrary.ru.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!