СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал содержит задания - карточки для проверки и закрепления знаний по теме "Правописание приставок". Учебно-методический материал можно использовать на уроках русского языка в 5 и 6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку.»

Раздаточный материал по русскому языку для 5-6 классов.

Карточки по теме «Правописание приставок».

Карточка №1.


Спишите, обозначая условия выбора гласных и согласных в приставках. Подберите и запишите к выделенным словам однокоренные.

П..бережье, з..речье, на..пилить, п..дорожник, о..точить, по..снежник, пре..плечье, по..катить, з.плыв, о..бегать, пр..дстартовый, по..тащить, з..каспийский, з..гримировать, по..солнух, з..граничный, з..мечтаться, пре..последний, д..срочный, н..глядеться, п..дкожный, з..готовить, о..считаться, о..давать, д..тащить, з..бетонировать, н..тренировать, о..тесать, н..бросать, пр..жевать.



Карточка №2.


Подберите и запишите однокоренные слова с данными приставками, обозначая в них орфограммы – гласные и согласные буквы.

Об-: шить, тянуть, вешать, сушить, скакать;

Про-: давать, караулить, ползти, давить, бежать;

Под-: ставить, кинуть, тянуть, держать, нести;

За-: цвести, асфальтировать, штукатурить, бросать, нести;

Над-: клеить, строить, пороть, писать, кусать;

От-: гореть, бежать, говорить, точить, считать.



Карточка №3.

Спишите, обозначая приставки и подчёркивая в них орфограммы – главные и согласные буквы.

Избушка старого рыболова Чубака (с) (за)крытыми окнами и (на)глухо (за)битыми дверьми од..ноко ст..яла среди днепровской поймы. Киевское море всё ближе и ближе (под)ступало к деревянным ступен(?)кам, и было ясно, что к следующему лету избушка полностью (с)кроется (под)водой.

Омелько Чубак ещё весной (пере)брался (в) деревеньку Ровы, а (в) домике.. остались только пара старых вёсел, несколько дырявых вёдер да большая проволоч(?)ная кле..ка. Раньше в кле..ке жил нутриёнок – пушистый, цвета тёмной соломы зверёк.

Но однажды забыл Омелько (за)переть кле..тку, и нутрия, (под)нявшись (на)задние лапы, (от)крыла дверцу, (вы)бралась (на) песок и (ис)чезла в (при)брежной осоке. Зверёк (по)селился в (за)рослях трос(?)ника д..леко (от) берега. (А.Морозов)





Карточка №4.

В левый столбик выпишите слова с приставкой с-, а в правый – с приставками на –з и –с, обозначая условия выбора орфограмм. Оставшиеся слова выпишите отдельно и объясните написание.

(С,з)береч(?), во(з,с)глас, (с,з)грести, (з,с)дание, во(з,с)будить, (с,з) ближаться, и(з,с)давать, (с,з)жеч(?), во(з,с) становить, (з,с)доровье, и(з,с)зябнуть, бе(з,с)звучный, (с,з)гибаться, и(з,с)сыхать, (с,з)двигать, бе(з,с)сердечный, (с,з)давать, ни(з,с)вергнуть, (с,з)зади, (с,з)жалиться, (с,з)зывать, (с,з)десь.


Карточка №5.

К данным словам подберите и запишите синонимы с указанным значением. Обозначьте в них приставки и условия выбора букв з и с.

Не имеющий жалости, душевной теплоты – жестокий --.

Не способный без посторонней помощи справиться с трудностями – слабый --.

Лишённый порядка, системы – хаотичный --.

Не испытывающий страха – смелый --.

С трудом подняться на крутой холм – взобраться --.



Карточка №6.

Раскройте скобки, обозначьте орфограммы.

Б..(с,з)страшный, н..(д,т)бавлять, в..влекать, н..давать, н..двязать, о(б,п)гонять, б..(з,с)защитный, в..(з,с)вращаться, з..граждать, н..готовить, и(з,с) страдаться, о(д,т)бегать, п..брататься, б..(з,с)смысленный, в..(з,с)звание, д..тащиться, з..катиться, о(б,п)тянуть, о(т,д)теснить, и(з,с)далека, н..гревать, пре(д,т)грозовой, з..болел, бе(з,с)покойный, (с,з)давать, (с,з)доровье, бе(с,з)совестный, з..граничный.




Карточка №7.

К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками на з и с. Обозначьте орфограммы.

Полезный, живой, порядок, сознательно, честь, разрушить, забывать, закат, всесильный, незнакомый, появляться, завязка, суживаться, гаснуть, сгибаться, согреться, боязливый.




Карточка №8.

Спишите, раскрыв скобки и вставив пропущенные буквы. Обозначьте приставки и подчеркните в них орфограммы – гласные и согласные буквы.

(Над) нашим домом во(з,с)вышался м..гучий, в..твистый тополь. Зимой мальчишки устраивали около него ледяную горку и весело к..тались (на)санках.

Однажды я з..б..лел и целыми днями с..дел у теплой батарее.., глядя в окно. Как-то утром (на)тополь сел и(з,с)синя-черный ворон. Я читал, что вороны живут триста лет, и п..думал, неужели и этому ворону столько. Может, он видел самого Кутузова и помнит Бородинское ср..жение.

Ворон что-то д..ржал (в) клюве и беспокойно озирался (по)сторонам. Убедившись, что вокруг никого нет, он головешкой слетел вниз и стал рыться в сухой листве.

Так повт..рялось каждое утро. Даже бабушка з..метила.

- Что это черноклювый ходит там? Или пот..рял чего?

После вызд..р..вления я первым делом пошел (к) тополю. Осторожно ра(з,с)греб листву и обнаружил целый склад орехов!

Оказывается, ворон прятал орехи!

Я н..брал полную шапку не..жиданных гостинцев и отнес домой.

Только я (не) мог спокойно з..снуть ночью. Жалко стало ворона. Он трудился, з..пасал себе на зиму орехи, а я пришел и все з..брал …

Н..утро, чуть з..брезжил серый ра(з,с)свет, я взял орехи и отнес их на прежнее место, прикрыв аккуратно листвой. (Н.Красильников)


Карточка №9.

Выберите подходящие по смыслу слова, обозначая в них условия выбора букв з и с в приставках.

1. Корабль плыл по (необозримому, бе(з,с)крайнему) океану. 2. Отряд туристов с трудом (влез, в(с,з)карабкался на крутой холм. 3. На небе (занялись, в(с,з)пыхнули первые звёзды. 4. После длительной болезни Петя выглядел (изнурённым, и(з,с)худалым. 5. Неожиданно (прозвучал, ра(з,с)дался) выстрел из орудия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!