СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические материалы по русскому языку. Творческие диктанты с продолжением (5 - 6 классы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие диктанты с продолжением могут использоваться в качестве дидактических материалов для организации творческой работы на уроках русского языка в 5 - 6 классах.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы по русскому языку. Творческие диктанты с продолжением (5 - 6 классы)»

Творческие диктанты с продолжением



Творческий диктант с продолжением

(на основе отрывка из рассказа Н. Носова «Дневник Коли Синицына»)



Задание.

Запишите текст под диктовку. Согласны ли вы с Колей Синицыным? Сформулируйте главную мысль текста. Напишите сочинение – рассуждение, используя собственные аргументы «за» или «против».



Про наше звено написали в газете: как мы сделали улей и стали разводить пчёл. И все наши фамилии напечатаны. И карточка, на которой мы все сняты с ульем.

Не знаю, показывали ребята кому-нибудь газету или нет, а я показал и маме, и папе, и дяде Васе, и тёте Наде. Потом пошёл всем соседям показывать. Все хвалили меня, хвалили. Мне даже совестно стало.

Я стал думать, почему мне совестно, и что это за совесть такая, почему она людей мучит. Почему, когда сделаешь хорошо, совесть не мучит, а когда плохо, так мучит?

По-моему, совесть – это что-то вроде человека внутри человека. Только этот человек очень хороший и не любит, когда делают плохо.



Творческий диктант с продолжением

(на основе отрывка из рассказа Николая Носова «Дневник Коли Синицына»)

Задание.

Запиши под диктовку текст. Продолжи его, определив, какую проблему поднимает автор.

Вырази своё мнение по поводу этой проблемы. Приведи примеры в пользу своего мнения.



Дома я думал о хвастовстве. Что такое хвастовство? Почему люди хвастают? Вот, например, некоторые воображают, что они очень хорошие, и всем твердят, какие они хорошие. А зачем об этом твердить? Если ты хороший, то и без слов видно, что ты хороший, а если нехороший, то сколько ни тверди, всё равно тебе не поверят.



Творческий диктант с продолжением

(на основе отрывка из повести Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома»)



Задание.

Прослушайте текст. Передайте его содержание 3 – 4 предложениями. Продолжите его, высказав своё мнение по проблеме, поднятой в тексте. Чью точку зрения вы разделяете: Вити Малеева или Вани Пахомова и Глеба Скамейкина?



После урока говорю ребятам:

- Что же вы подсказываете так, что Ольга Ивановна всё слышит? Орут на весь класс! Разве так подсказывают?

- Как же тут подскажешь, когда ты возле доски стоишь! – говорит Вася Ерохин. – Вот если б тебя с места вызвали…

- «С места, с места»! Потихоньку надо.

- Я и подсказывал тебе сначала потихоньку, а ты стоишь и ничего не слышишь.

- Так ты, наверно, себе под нос шептал, говорю я.

- Ну, вот! Тебе и громко нехорошо и тихо нехорошо! Не разберёшь, как тебе надо!

- Совсем никак не надо, сказал Ваня Пахомов. – Самому надо соображать, а не слушать подсказку.

- Зачем же мне свою голову утруждать, если я всё равно ничего в этих задачах не понимаю? - говорю я.

- Оттого и не понимаешь, что не хочешь соображать, сказал Глеб Скамейкин. – Надеешься на подсказку, а сам не учишься. Я лично никому больше подсказывать не буду. Надо, чтоб был порядок в классе, а от этого один вред.



Творческий диктант с продолжением

(на основе отрывка из произведения Лии Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)



Задание.

Запишите текст под диктовку. Продолжите его, придумав свою историю об одном волшебном приключении Вити Перестукина в Стране невыученных уроков.



На другой день после уроков у нас было классное собрание. Зоя Филипповна попросила неуспевающих ребят рассказать, что им мешает хорошо учиться. Каждый что-нибудь да выдумывал. А когда дошла очередь до меня, я прямо сказал, что мне никто не мешает. Вернее, мешает один человек. И этот человек – я сам. Но я буду с собой бороться.

Все ребята удивились. А Зоя Филипповна спросила, почему и как я додумался до этого.

Я молчал. А Люська закричала: «Он побывал в Стране невыученных уроков!» Ребята стали просить, чтобы я рассказал об этом путешествии. Я немножко поломался, а потом начал рассказывать.



Творческий диктант с продолжением

(на основе отрывка из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»)

Задание.

Запишите под диктовку отрывок из сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Затем продолжите этот текст, ответив на вопрос: «Правильно ли поступил старик, решив утаить от старухи правду о случившемся на реке?»



Старик добыл Серую Шейку из полыньи и положил за пазуху.

«А старухе я ничего не скажу, - соображал он, направляясь домой. – Пусть её шуба с воротником вместе ещё погуляет в лесу. Главное – внучки вот как обрадуются…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!