Активизация учебной деятельности | - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Как можно сформулировать цель урока? «Трудная ли вещь – деление?». Человек, усвоивший в средние века деление, получал звание «доктора Абака». Я надеюсь, что в конце урока вы все получите звание «доктора Абака». . Аба́к — счётная доска, применявшаяся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э. в Древней Греции, Древнем Риме - Вспомним, что вы уже умеете делать, используя десятичные дроби? | Формулируют тему урока и записывают в тетрадь.
(Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы) - округлять десятичные дроби; - складывать и вычитать; - умножать на натуральные числа; - переводить одни единицы измерения в другие |
1. Округлите дроби: А) до целых: 63,17; 8,51 (52, 73; 12, 53) Б) до десятых:0, 39; 21,52 (0, 142; 7, 53) 2. Верно ли высказывание (ответ да, или нет) Корень уравнения 4,5 – х = 1 – есть число 3,5 (х + 2,5 = 6 – есть число 4,5) 3.Выполните умножение: 4 * 1,5; 2,1*3 (1,4*5; 3,2*3) 4.Верно ли высказывание (ответ да или нет) 0,5162*х = 516,2 (у*23,17 = 231,7) 5.Верно ли высказывание: Периметр треугольника со сторонами, равными: 1 м; 0,8м; 7дм, меньше трёх метров? (со сторонами: 1м; 0,5м; 9дм, больше двух метров) | Взаимопроверка: ученики, сидящие за одной партой, обмениваются своими листами. Проверяет сосед по парте, правильные ответы отмечает плюсами. |
Создание проблемной ситуации для самостоятельной формулировки темы и задач урока. Самостоятельная формулировка алгоритма Формирование способности самостоятельного решения проблемы | - Как называются элементы при делении? - Вспомним, что значит разделить одно число на другое? -Какие жизненные примеры вы можете привести, чтобы была необходимость делить десятичные дроби? -Помогите мне решить задачку. Рельс длиной 4,5м разрезали на 6 равных части. Найти длину каждой части. - А теперь давайте опишем математические действия. Вопросы классу: 1. Какова длина рельсы? 2. А в виде чего записано это число? 3. А на какое число нужно поделить? 4. А как называется это число? - Длина одной части будет меньше или больше одного метра? - В каких единицах длины мы можем измерить длину, кроме метров? - Давайте перейдем к этим единицам измерения. На доске: 4,5м = дм 4,5м = см 4,5м = мм - А какое число из трех полученных можно поделить без остатка? - Чему равна длина одной части? - Мы разделили натуральное число на натуральное.
-А тема нашего урока сегодня?
Сейчас мы попробуем вместе убедиться, что деление десятичных др. на натуральное число можно производить подобно делению натуральных чисел – «уголком». Следует обратить внимание на следующее - что будет с «запятой», когда она появляется? - Итак, начнём. Давайте попробуем записать деление столбиком. 4,5:6 (на доске записано деление столбиком – подробно.) ответ:0,75м - Как вы думаете, почему в частном в разряде целых, получили ноль? - Почему в разряде десятых, получили 7? - Давайте, еще раз обговорим: сначала делим целую или дробную часть числа? -Разделив целую часть, что поставим в частном? (форма работы – диалог) - Попробуйте, работая в паре, сделать предположение как может звучать алгоритм деления десятичной дроби на натур число? - проверим по учебнику правильность ваших предположений (на доске слайд). Алгоритм деления десятичной дроби на натуральное число: разделить дробь на это число, не обращая внимания на запятую; поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части. - Ребята, по аналогии с умножением десятичных дробей на 10,100 и т.д. - Предположите алгоритм деления десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.? - Установим соответствие: (первый столбик устно, второй запись в тетрадь) 1,25*10 1,25*1000 3,745*1000 3,745*100 3,745*10 | 1,25 : 10 1,25:1000 3,745:1000 3,745:100 3,745:10 | - Участвуют в беседе с учителем, отвечая на поставленные вопросы, на доске записывает один из сильных уч-ся. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Демонстрируется плакат Выполним деление 7,6 : 2 = 6,3 : 3 = 0,8 : 4 = 1,8 : 4 = 105.624 : 8 = (комментирование у доски)
| -делимое, делитель, частное - найти такое число, которое при умножении на делитель, даёт делимое. -участвуют в обсуждении, приводят примеры различных действий.
обсуждают 4,5м - в виде десятичной дроби - на 6 натуральное - дециметры, сантиметры, миллиметры - ребята выполняют переход к единицам измерения 4,5м = 45дм =… 450см = 4500мм Считают в уме - длина одной части 75см =750мм - «Деление десятичных дробей на натуральное число» Понимают, что знаний недостаточно и приходят к выводу, что нужно узнать новое. Формулируют цель урока. - выполняют деление числа 4,5 на 6
- обговаривают и делают выводы - запятую -предлагают варианты - читают вслух стр. 209 - при делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. надо перенести запятую в этой дроби на столько цифр влево, сколько нулей стоит после единицы в делителе. - примеры записывают в тетрадь Стр. 209 -у доски по желанию; -на местах стараются самостоятельно
|
| Используя нули и запятые, запишите правильный ответ. (парная работа с последующей проверкой.) а) 12,24 : 4 = 306 б) 37,1 : 53 = 7 в) 992,8 :8 = 1241 к доске выходит по желанию ученик, записывает правильное с его точки зрения решение. Идёт фронтальная работа.
№1340 (1 столбик) Применить новый алгоритм. Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово. Оцените свою работу 0,007 | 64,4 | 30,4 | 2,3 | 4,05 | 12,614 | а | и | м | у | ц | н | Вопрос для уч-ся, раньше всех справившихся с заданием (задание на карточках) - Чему равно частное от деления числа 7 на 25, записанное в виде десятичной дроби? Какие варианты решения можно предложить? | -далее, обсудив примеры в парах, решают их. у каждого на парте сигнальные карточки (красно-зелёные), -в случае несогласия поднимают красный цвет. - работают самостоятельно. (рядом с ответом записывают букву соответствия) Результат - УМНИЦА -ответ на второй вопрос – можно обыкновенную дробь, привести к дроби со знаменателем 10 или 100 или 1000. |