СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход при создании текста на уроках русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на обучение созданию собственного текста на уроке развития речи в 5 классе с применением дифференцированного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход при создании текста на уроках русского языка в 5 классе»

Мастерская творческого письма.

Тема «Моя зима».

Оборудование: природный материал (веточки ели, шишки), елочные игрушки, дед мороз, снежинки, мишура, конфеты, бумага, ручка.

Цель: создание текста по личным впечатлениям.

Слайд 1

  1. Сегодня я приглашаю вас не на урок, а в творческую мастерскую. Вы знаете, что такое мастерская? (ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ КАКОГО-НИБУДЬ ПРОИЗВОДСТВА,)

- Какие еще вы знаете мастерские? например, мастерская художника
- А в чём отличие нашей мастерской? Мастерская, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в создании текстов, поучиться выражать свои чувства через искусство слова.

- открываем тетради, записываем число .

- А тему нашей мастерской вы узнаете, если отгадаете загадку.

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? ...  (Зима)

- запишем тему нашего занятия – МОЯ ЗИМА.

Слайд 2


С каким настроением вы пришли в мастерскую?

  1. Рассмотрите предметы, лежащие на столе. Выберите один из предметов, напоминающий вам о зиме, о новогодних каникулах, и возьмите его себе.

Рассмотрите свой предмет. Слайд 3

Напишите слова-ассоциации: 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа: какой он по цвету, по форме. Записывайте через запятую слова всех частей речи. (Пример записи: зеленый, красивый, ………………..).

- Что у вас получилось??? – отвечают 1-2 человека из 1 группы.

Прислоните листок к щеке, почувствуйте его прохладу, свежесть, запах свежего морозного утра … Запишите слова-ассоциации- 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа

- Что вы выбрали? – отвечают из 2 группы

Лизните листок, почувствуйте или вспомните вкус новогодних каникул, вдохните запах праздника, новогодней ели… Обсудите в группе и Запишите слова-ассоциации – 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа.

- Что вы почувствовали, ощутили?


3. Используя все набранные слова, напишите 1 – 2 предложения о том, с чем можно сравнить предмет, который вы выбрали. Слайд 4

- Зачитайте получившиеся предложения.
- Запишите в свою тетрадь понравившиеся слова, образы, услышанные сейчас.

Слайд 5



  1. Послушайте стихотворение А.С. Пушкина: Слайд 6



Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.



Задание: выпишите понравившиеся слова, фразы

  1. Прочитайте самостоятельно все набранные вами слова, выберите и подчеркните одно из них. Выпишите подчеркнутое слово на середину строки. Это – заголовок текста, который вы должны написать,

  2. Но сначала давайте поработаем вместе: восстановим данный текст. На место пропусков вставим подходящие по смыслу слова.

Слайд 7



Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!

Проверим себя: слайд 8

Зима – чудесное время года. Повсюду снег, сугробы, свежий морозный воздух. Красота! Для меня зима – это самое лучшее время года. Ведь именно зимой весь мир преображается, превращается в заснеженное королевство. Зимняя природа подталкивает верить в чудеса, снег, искрящийся на солнце, радует глаз. Особенно красив зимой лес. Это зрелище похоже на сказку. Огромные деревья-великаны, стоят в белых снежных шубах, пушистые ветви покрыты охапками снега, кое-где на земле видны следы животных. Прекрасен зимний лес!





  1. Слайд 9 Итак, возьмите цветной лист и напишите небольшой текст (4-5 предложений), используя весь набранный с начала занятия словесный материал – 1 группа, и напишите текст по данному началу – 2 группа. Вспомним, из скольких частей должен состоять текст, сочинение:

  • Вступление – мысль, которая будет раскрываться в сочинении, тема или осн мысль

  • Осн часть – факты, подтверждающие правильность мысли.

  • Вывод – мое впечатление , отношение

  • Давайте найдем эти части в тексте .

(10-15 минут)

- Итак, пишем.

7. Прочитаем получившиеся тексты вслух. Прочитавшие получают «отлично» за созданные тексты и за храбрость.

- (использовали ли вы в своей работе слова в переносном значении, синонимы, олицетворения? Докажите.)

8. рефлексия. Что вы чувствовали, работая в мастерской? С каким настроением вы покинете мастерскую?

9. Сдайте работы на проверку, подпишите листочки.

10. ДЗ – составить и записать в тетрадь список стихотворений о зиме – автор и название стихотворения. – слайд 10



11. Итог урока. Слайд 11

Сегодня в нашей мастерской произошло нечто, подобное чуду, мир засветился неожиданными гранями, слово показалось вкусны, объемным, весомым. Оно обрело цвет, запах; становилось то скользким, то шероховатым, то теплым, то холодным, колючим… «Почему бы не изображать слова, не дарить их?» - утверждает один из основателей мастерских Пьер Колен. Сегодня мы подарили друг другу эти необычные, сказочные, волшебные «зимние» слова, снова подарили себе праздник, которого с нетерпением ждем каждый год.

Сегодня каждый из вас почувствовал себя творцом, познал творческое волнение, вдохновение. В нашей работе был важен не столько результат, сколько сам процесс. Это особенность урока-мастерской: пройти, прожить путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание.

Каждый человек неповторим, поэтому мы были интересны друг другу своей непохожестью. Наше общение было свободным, радостным, плодотворным. Благодарю вас за работу.

















Приложение для 2 группы.



Ассоциации к выбранному предмету:

Сочный, оранжевый, красивый, вкусный, яркий, ароматный, колючая, зеленая, блестящий, радостный, белая, легкая, обворожительная, праздничный, воздушная, пахучая, пушистая, мягкая, сказочный, волшебный.



Ассоциации к ощущениям:

Радость, праздник, счастье, отдых, Ура!, подарки, прогулки, волшебство, удача, ожидание, волнение, расслабление, морозное утро, снег, скрипит, пахнет, зима, чародейка-зима, волшебница-зима.

Сравнения:

  1. ___________ - можно сравнить с мечтой. _____________ - такой же хрупкий, поэтому к________ нужно относиться бережно.

  2. ______ - вкус и запах детства. ___напоминает о радости (детстве, чудесах, волшебстве).

  3. _______ подобна (подобен, похожа, сходна с …) звездочке (пушинка, белая бабочка). Это изящное творение природы (чудо природы), рисунок не повторяется.

  4. …белые, как …

…ажурные, словно …

…легкие, будто …

Начало текста:

выберите понравившееся начало и составьте свой текст:

  1. Зимой я особенно люблю смотреть на деревья за моим окном. Они покрыты мягким серебристым снегом.



  1. Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы …



  1. Русская зима прекрасна и удивительна. Она как будто сошла с праздничной открытки, которую нарисовал талантливый художник. Только русская зима …



  1. Зимой в лесу тишина. На деревьях лежит пушистый снежок. Вот упала с ветки мягкая снежная шапка.











Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------



Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------



Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!



-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!