Мастерская творческого письма.
Тема «Моя зима».
Оборудование: природный материал (веточки ели, шишки), елочные игрушки, дед мороз, снежинки, мишура, конфеты, бумага, ручка.
Цель: создание текста по личным впечатлениям.
Слайд 1
Сегодня я приглашаю вас не на урок, а в творческую мастерскую. Вы знаете, что такое мастерская? (ПОМЕЩЕНИЕ ДЛЯ КАКОГО-НИБУДЬ ПРОИЗВОДСТВА,)
- Какие еще вы знаете мастерские? например, мастерская художника
- А в чём отличие нашей мастерской? Мастерская, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в создании текстов, поучиться выражать свои чувства через искусство слова.
- открываем тетради, записываем число .
- А тему нашей мастерской вы узнаете, если отгадаете загадку.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? ... (Зима)
- запишем тему нашего занятия – МОЯ ЗИМА.
Слайд 2
С каким настроением вы пришли в мастерскую?
Рассмотрите предметы, лежащие на столе. Выберите один из предметов, напоминающий вам о зиме, о новогодних каникулах, и возьмите его себе.
Рассмотрите свой предмет. Слайд 3
Напишите слова-ассоциации: 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа: какой он по цвету, по форме. Записывайте через запятую слова всех частей речи. (Пример записи: зеленый, красивый, ………………..).
- Что у вас получилось??? – отвечают 1-2 человека из 1 группы.
Прислоните листок к щеке, почувствуйте его прохладу, свежесть, запах свежего морозного утра … Запишите слова-ассоциации- 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа
- Что вы выбрали? – отвечают из 2 группы
Лизните листок, почувствуйте или вспомните вкус новогодних каникул, вдохните запах праздника, новогодней ели… Обсудите в группе и Запишите слова-ассоциации – 1 группа, и выберите из предложенных – 2 группа.
- Что вы почувствовали, ощутили?
3. Используя все набранные слова, напишите 1 – 2 предложения о том, с чем можно сравнить предмет, который вы выбрали. Слайд 4
- Зачитайте получившиеся предложения.
- Запишите в свою тетрадь понравившиеся слова, образы, услышанные сейчас.
Слайд 5
Послушайте стихотворение А.С. Пушкина: Слайд 6
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Задание: выпишите понравившиеся слова, фразы
Прочитайте самостоятельно все набранные вами слова, выберите и подчеркните одно из них. Выпишите подчеркнутое слово на середину строки. Это – заголовок текста, который вы должны написать,
Но сначала давайте поработаем вместе: восстановим данный текст. На место пропусков вставим подходящие по смыслу слова.
Слайд 7
Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!
Проверим себя: слайд 8
Зима – чудесное время года. Повсюду снег, сугробы, свежий морозный воздух. Красота! Для меня зима – это самое лучшее время года. Ведь именно зимой весь мир преображается, превращается в заснеженное королевство. Зимняя природа подталкивает верить в чудеса, снег, искрящийся на солнце, радует глаз. Особенно красив зимой лес. Это зрелище похоже на сказку. Огромные деревья-великаны, стоят в белых снежных шубах, пушистые ветви покрыты охапками снега, кое-где на земле видны следы животных. Прекрасен зимний лес!
Слайд 9 Итак, возьмите цветной лист и напишите небольшой текст (4-5 предложений), используя весь набранный с начала занятия словесный материал – 1 группа, и напишите текст по данному началу – 2 группа. Вспомним, из скольких частей должен состоять текст, сочинение:
Вступление – мысль, которая будет раскрываться в сочинении, тема или осн мысль
Осн часть – факты, подтверждающие правильность мысли.
Вывод – мое впечатление , отношение
Давайте найдем эти части в тексте .
(10-15 минут)
- Итак, пишем.
7. Прочитаем получившиеся тексты вслух. Прочитавшие получают «отлично» за созданные тексты и за храбрость.
- (использовали ли вы в своей работе слова в переносном значении, синонимы, олицетворения? Докажите.)
8. рефлексия. Что вы чувствовали, работая в мастерской? С каким настроением вы покинете мастерскую?
9. Сдайте работы на проверку, подпишите листочки.
10. ДЗ – составить и записать в тетрадь список стихотворений о зиме – автор и название стихотворения. – слайд 10
11. Итог урока. Слайд 11
Сегодня в нашей мастерской произошло нечто, подобное чуду, мир засветился неожиданными гранями, слово показалось вкусны, объемным, весомым. Оно обрело цвет, запах; становилось то скользким, то шероховатым, то теплым, то холодным, колючим… «Почему бы не изображать слова, не дарить их?» - утверждает один из основателей мастерских Пьер Колен. Сегодня мы подарили друг другу эти необычные, сказочные, волшебные «зимние» слова, снова подарили себе праздник, которого с нетерпением ждем каждый год.
Сегодня каждый из вас почувствовал себя творцом, познал творческое волнение, вдохновение. В нашей работе был важен не столько результат, сколько сам процесс. Это особенность урока-мастерской: пройти, прожить путь от хаоса к порядку, из неопределенности в понимание.
Каждый человек неповторим, поэтому мы были интересны друг другу своей непохожестью. Наше общение было свободным, радостным, плодотворным. Благодарю вас за работу.
Приложение для 2 группы.
Ассоциации к выбранному предмету:
Сочный, оранжевый, красивый, вкусный, яркий, ароматный, колючая, зеленая, блестящий, радостный, белая, легкая, обворожительная, праздничный, воздушная, пахучая, пушистая, мягкая, сказочный, волшебный.
Ассоциации к ощущениям:
Радость, праздник, счастье, отдых, Ура!, подарки, прогулки, волшебство, удача, ожидание, волнение, расслабление, морозное утро, снег, скрипит, пахнет, зима, чародейка-зима, волшебница-зима.
Сравнения:
___________ - можно сравнить с мечтой. _____________ - такой же хрупкий, поэтому к________ нужно относиться бережно.
______ - вкус и запах детства. ___напоминает о радости (детстве, чудесах, волшебстве).
_______ подобна (подобен, похожа, сходна с …) звездочке (пушинка, белая бабочка). Это изящное творение природы (чудо природы), рисунок не повторяется.
…белые, как …
…ажурные, словно …
…легкие, будто …
Начало текста:
выберите понравившееся начало и составьте свой текст:
Зимой я особенно люблю смотреть на деревья за моим окном. Они покрыты мягким серебристым снегом.
Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы …
Русская зима прекрасна и удивительна. Она как будто сошла с праздничной открытки, которую нарисовал талантливый художник. Только русская зима …
Зимой в лесу тишина. На деревьях лежит пушистый снежок. Вот упала с ветки мягкая снежная шапка.
Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зима – _______время года. Повсюду снег, _______, _____________воздух. Красота! Для меня зима – это __________время года. Ведь именно зимой весь мир ___________ , превращается в _________ королевство. Зимняя природа _________верить в ______; снег, _________ на солнце, _______ глаз. Особенно ______ зимой лес. Это зрелище похоже _________. _________ деревья-великаны, стоят в ____________ шубах, _________ ветви покрыты _______ снега, кое-где на земле видны следы животных. _________ зимний лес!