СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Интеграция математики с другими предметами"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Интеграция математики с другими предметами". 

Просмотр содержимого документа
«Доклад»

Интеграция математики с другими предметами

Как часто на уроках мы слышим: «неинтересно учиться», «мне это не надо», «а зачем это мне?» Но чтобы ребенку было интересно в предмете, педагогу нужно создать соответствующие необходимые условия: показать, насколько интересна задача, которую можно решить несколькими способами; проявить изобретательность в подходе к решению и удивить учащегося; сделать макет и помочь понять абстрактно непонятную ситуацию. Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет будет ученикам.

Интеграция – процесс объединения частей в целое.

Какие преимущества интеграции на уроке

Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

У каждого из нас есть свои методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Я хотела бы поделиться с вами опытом работы, как связать математику с другими предметами школьного курса в 5 – 9 классах. Для этого вовсе не обязательно проводить полноценный интегрированный урок, достаточно включить хотя бы одну «интегрированную» задачу. Есть задачи, которые можно встретить в школьных пособиях по различным предметам и даже в литературных произведениях.

Математика и Химия.

Это наши знаменитые задачи на смеси, задачи на процентное содержание вещества. Например, задача из сборника по химии.

  • Вычислить массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. (Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля).

Математика и география.

Составить диаграммы по теме: «Озёра. Озеро Байкал».

  • Из учебника по географии можно узнать, что в Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых 5 Великих озер, и в 23 раза больше, чем в Ладожском озере.

Математика и история.

В течение года на уроках математики я стараюсь включать задания, так или иначе связанных с какой либо исторической датой. Например:

  • 1812 году 450 тысяч французов вторглись в Россию, 200 тысяч русских приняли бой. Сколько французских воинов приходилось на одного русского?

Математика и литература.

Математические задачки встречаются и в художественной литературе. Из рассказа А. П. Чехова «Репетитор».

  • Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоит 5 рублей за аршин, а черное сукно 3 рубля за аршин?

Или в рассказах Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» и «Путешествие на санях», причем некоторые математические расчеты приводятся с ошибками. Можно например дать задание уч-ся – найти эти ошибки.

Математика и физика.

Из учебника физики:

  • Через какое время тело, брошенное со скоростью 20 м/с, достигает высоты 15 м? Может ли оно достичь высоты 25 м?

Замечу, что подобные задачи у уч-ся всегда вызывают трудности. Поскольку на физике они «забывают», что можно применить алгебру (здесь используется решение квадратного уравнения), а на алгебре они «забывают» закон, по которому движется тело, брошенное вверх, а поэтому не могут составить по условию квадратное уравнение.

Математика и теория вероятности.

«День космонавтики» примерно совпадает по времени с изучением темы «Теория вероятности». Взяв за основу документальные факты, можно придумать несколько задач. Вот пример одной из них:

  • Для первого космического полета человека в космос 12 апреля 1961 года были отобраны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов. Сколько возможно вариантов распределения между ними обязанностей основного пилота, дублера и резервного космонавта? Какова вероятность, что первым космонавтом будет именно Юрий Гагарин, а дублером – Титов?

Математика и ОБЖ.

Решая задачи на движение, даже на уроках математики можно затронуть и вопросы безопасности на дорогах. Например, рассмотрим такую задачу:

  • Успеет ли перейти дорогу шириной 6 м пешеход, идущий со скоростью 1 м/с, если автомобиль движется по второй полосе со скоростью 36 м/с при условии, что невнимательный водитель не видит пешехода и в данный момент находится на расстоянии 12 м от пешеходного перехода.

Расчет времени показывает, что при таких условиях переход для пешехода является опасным, и он может оказаться под колесами автомобиля.

Математика и технология (домоводство).

На масленицу хозяйки готовили напиток – сбитень. Для каждого рецепта необходимо посчитать - на какое количество человек можно приготовить данный напиток? (из расчета на 1 человека – 200 мл).

Рецепт 1: Сбитень обыкновенный.

150 г меда, 150 г сахара, 700 мл воды, гвоздика, корица, имбирь, кориандр.

Рецепт 2: Сбитень с вареньем.

150 г ягодного варенья, 40 г меда, по ½ г имбиря и гвоздики, 1 г корицы, 1 л воды.

А на уроках домоводства уч-ся (девочки) смогут приготовить данный напиток и провести дегустацию предложенных рецептов.

Что же касается 10 - 11 классов. В старшей школе Лицея обучение ведется по двум профилям: физико-математическому и гуманитарному. И в этом учебном году появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект».

Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;

- проявлять социальную ответственность;

- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;

- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Индивидуальный проект выполняется учащимся самостоятельно под руководством педагога с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.

В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе.

На данный момент проекты выполняют 13 учеников физико-математического профиля. Направления проектов разнообразны. К примеру, интеграция математики и экономики, математики и статистики, математики и физики, математики и архитектуры и т.д. В большинстве проектов так же имеется связь с информатикой.

Один из проектов «Компьютерное моделирование полета тела, брошенного под углом к горизонту». В данной работе интеграция математики с предметами физика и информатика.

В этой работе тип проекта - творческий. Данный проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов.

Следующий проект «Использование математических функций в жизни человека». Тип проекта – информационный. Такой проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.







К сожалению, все проекты показать невозможно. Но на данных двух примерах, хотела показать интеграцию математики с другими предметами, а также применение математики в жизни человека.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, их рост в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

А в заключении хочется сказать, что включая в уроки математики подобные интегрированные элементы, реализуются требования ФГОС: развитие метапредметных связей, использование практико-ориентированных задач, формирование нравственной личности гражданина России и др.



Просмотр содержимого презентации
«Доклад»

Интеграция математики  с другими предметами МИХАЙЛОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА учитель математики МБОУ Лицей №1 им.Ф.Булякова с.Мишкино

Интеграция математики с другими предметами

МИХАЙЛОВА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

учитель математики МБОУ Лицей №1 им.Ф.Булякова с.Мишкино

МАТЕМАТИКА ИСТОРИЯ ФИЗИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРА ИННОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ХИМИЯ БИОЛОГИЯ ОБЖ ИНФОРМАТИКА ЧЕРЧЕНИЕ

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ФИЗИКА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИННОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ХИМИЯ

БИОЛОГИЯ

ОБЖ

ИНФОРМАТИКА

ЧЕРЧЕНИЕ

Интеграция— процесс объединения частей в целое

Интеграция— процесс объединения частей в целое

Интеграция в 5 – 9 классах

Интеграция в 5 – 9 классах

  • Математика и химия
  • Математика и география
  • Математика и история
  • Математика и литература
  • Математика и физика
  • Математика и теория вероятности
  • Математика и ОБЖ
  • Математика и технология
Интеграция в старших классах Индивидуальный проект Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

Интеграция в старших классах

Индивидуальный проект

Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:

  • адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
  • проявлять социальную ответственность;
  • самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
  • конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
  • генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Компьютерное моделирование полета тела, брошенного под углом к горизонту»

Компьютерное моделирование полета тела, брошенного под углом к горизонту»

Использование математических функций в жизни человека

Использование математических функций в жизни человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!