Интеграция математики с другими предметами
Как часто на уроках мы слышим: «неинтересно учиться», «мне это не надо», «а зачем это мне?» Но чтобы ребенку было интересно в предмете, педагогу нужно создать соответствующие необходимые условия: показать, насколько интересна задача, которую можно решить несколькими способами; проявить изобретательность в подходе к решению и удивить учащегося; сделать макет и помочь понять абстрактно непонятную ситуацию. Чем разностороннее учитель в технических приемах, чем больше связей с жизнью он показывает на своем предмете, тем интереснее предмет будет ученикам.
Интеграция – процесс объединения частей в целое.
Какие преимущества интеграции на уроке
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
У каждого из нас есть свои методические приемы, которые позволяют успешно проводить уроки. Я хотела бы поделиться с вами опытом работы, как связать математику с другими предметами школьного курса в 5 – 9 классах. Для этого вовсе не обязательно проводить полноценный интегрированный урок, достаточно включить хотя бы одну «интегрированную» задачу. Есть задачи, которые можно встретить в школьных пособиях по различным предметам и даже в литературных произведениях.
Математика и Химия.
Это наши знаменитые задачи на смеси, задачи на процентное содержание вещества. Например, задача из сборника по химии.
Вычислить массовые доли меди и никеля, необходимые для производства 25 кг мельхиора. (Мельхиор – сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля).
Математика и география.
Составить диаграммы по теме: «Озёра. Озеро Байкал».
Из учебника по географии можно узнать, что в Байкале воды больше, чем во всех вместе взятых 5 Великих озер, и в 23 раза больше, чем в Ладожском озере.
Математика и история.
В течение года на уроках математики я стараюсь включать задания, так или иначе связанных с какой либо исторической датой. Например:
1812 году 450 тысяч французов вторглись в Россию, 200 тысяч русских приняли бой. Сколько французских воинов приходилось на одного русского?
Математика и литература.
Математические задачки встречаются и в художественной литературе. Из рассказа А. П. Чехова «Репетитор».
Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоит 5 рублей за аршин, а черное сукно 3 рубля за аршин?
Или в рассказах Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» и «Путешествие на санях», причем некоторые математические расчеты приводятся с ошибками. Можно например дать задание уч-ся – найти эти ошибки.
Математика и физика.
Из учебника физики:
Через какое время тело, брошенное со скоростью 20 м/с, достигает высоты 15 м? Может ли оно достичь высоты 25 м?
Замечу, что подобные задачи у уч-ся всегда вызывают трудности. Поскольку на физике они «забывают», что можно применить алгебру (здесь используется решение квадратного уравнения), а на алгебре они «забывают» закон, по которому движется тело, брошенное вверх, а поэтому не могут составить по условию квадратное уравнение.
Математика и теория вероятности.
«День космонавтики» примерно совпадает по времени с изучением темы «Теория вероятности». Взяв за основу документальные факты, можно придумать несколько задач. Вот пример одной из них:
Для первого космического полета человека в космос 12 апреля 1961 года были отобраны: Юрий Гагарин, Герман Титов, Григорий Нелюбов. Сколько возможно вариантов распределения между ними обязанностей основного пилота, дублера и резервного космонавта? Какова вероятность, что первым космонавтом будет именно Юрий Гагарин, а дублером – Титов?
Математика и ОБЖ.
Решая задачи на движение, даже на уроках математики можно затронуть и вопросы безопасности на дорогах. Например, рассмотрим такую задачу:
Успеет ли перейти дорогу шириной 6 м пешеход, идущий со скоростью 1 м/с, если автомобиль движется по второй полосе со скоростью 36 м/с при условии, что невнимательный водитель не видит пешехода и в данный момент находится на расстоянии 12 м от пешеходного перехода.
Расчет времени показывает, что при таких условиях переход для пешехода является опасным, и он может оказаться под колесами автомобиля.
Математика и технология (домоводство).
На масленицу хозяйки готовили напиток – сбитень. Для каждого рецепта необходимо посчитать - на какое количество человек можно приготовить данный напиток? (из расчета на 1 человека – 200 мл).
Рецепт 1: Сбитень обыкновенный.
150 г меда, 150 г сахара, 700 мл воды, гвоздика, корица, имбирь, кориандр.
Рецепт 2: Сбитень с вареньем.
150 г ягодного варенья, 40 г меда, по ½ г имбиря и гвоздики, 1 г корицы, 1 л воды.
А на уроках домоводства уч-ся (девочки) смогут приготовить данный напиток и провести дегустацию предложенных рецептов.
Что же касается 10 - 11 классов. В старшей школе Лицея обучение ведется по двум профилям: физико-математическому и гуманитарному. И в этом учебном году появилась новая дисциплина «Индивидуальный проект».
Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной:
- адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира;
- проявлять социальную ответственность;
- самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта;
- конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;
- генерировать новые идеи, творчески мыслить.
Индивидуальный проект выполняется учащимся самостоятельно под руководством педагога с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.
В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе.
На данный момент проекты выполняют 13 учеников физико-математического профиля. Направления проектов разнообразны. К примеру, интеграция математики и экономики, математики и статистики, математики и физики, математики и архитектуры и т.д. В большинстве проектов так же имеется связь с информатикой.
Один из проектов «Компьютерное моделирование полета тела, брошенного под углом к горизонту». В данной работе интеграция математики с предметами физика и информатика.
В этой работе тип проекта - творческий. Данный проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов.
Следующий проект «Использование математических функций в жизни человека». Тип проекта – информационный. Такой проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
К сожалению, все проекты показать невозможно. Но на данных двух примерах, хотела показать интеграцию математики с другими предметами, а также применение математики в жизни человека.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, их рост в выбранной для исследования сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
А в заключении хочется сказать, что включая в уроки математики подобные интегрированные элементы, реализуются требования ФГОС: развитие метапредметных связей, использование практико-ориентированных задач, формирование нравственной личности гражданина России и др.