СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнение. Способы выражения дополнения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнение. Способы выражения дополнения. 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Дополнение. Способы выражения дополнения.»

Дополнение. Способы выражения дополнения.


Цель: повторить основные сведения о второстепенных членах предложения, обобщить имеющиеся знания о дополнении, сформировать умение правильно определять способы выражения дополнений.

Задачи:

- научиться отличать второстепенные члены предложения от главных;

- распознавать трудные случаи выражения дополнения.




  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.

- Когда мы улыбаемся,

 мы реже ошибаемся.

 И чаще награждаемся

 подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь урок.

  Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

А сейчас откроем тетради и запишем число и классная работа.


  1. Актуализация знаний.

- На какие 2 группы делятся все члены предложения?

- Назовите главные члены предложения?

- В чем особенность главных членов предложения? Для чего они нужны? Может ли существовать предложение без главных членов?


- Какие члены предложения входят в группу второстепенных?

- Какую роль в предложении играют второстепенные члены?

главные и второстепенные



нет, т.к в них заключен смысл предложения


определение, обстоятельство, дополнение

распространяют главные, делают предложения подробнее, насыщеннее, красочнее

3.Формулировка темы и цели урока

Тополь перерос клен.

Облако закрыло солнце.

Задание: запишите предложения в тетрадь, подчеркните все члены предложения, у существительных определите падеж.

Вопросы:

 - Возникли какие-нибудь трудности, при определении главных членов и второстепенных?

- Как вы определили, где в предложениях подлежащее, а где дополнение?

- Что мы должны учитывать в предложениях подобного типа?

- На что должны обращать внимание?

Для сравнения:

- Для разграничения И.п. и В.п. поставить вместо проверяемой формы слово «книга» (И.п. – книга; Р.п. – книги; В.п. – книгу)

Книга переросла книгу.

Книга закрыла книгу.

- Как вы думаете, о каком члене предложения сегодня пойдет речь?

- Правильно. Запишите тему урока «Дополнение».















О дополнении

  1. Работа по теме урока

- Дайте определение дополнению как члену предложения.

- Чем может быть выражено дополнение?

- Откроем учебник с. 67, прочитаем, проверим себя.

- При чтении параграфа обратить внимание на способы выражения дополнения.

- Заполним таблицу на доске и в тетрадях.

А) сначала - левую часть таблицы


Формы

Примеры

1. Имя существительное

Пишу письмо

Надежда на счастье

2.Местоимение

Знал что – то

Звоню ему

3.Числительное

Добавить десять

Выписать двадцать чисел

4.Инфинитив

Приказал уйти

Дал подумать

5. Цельное словосочетание и фразеологизм

Выпил стакан сока

Думал о каждом из нас

Искал ахиллесову пяту

Б) затем - правую часть таблицы примерами.

Обратимся к теории.

-Какие виды дополнений можно выделить?


Упражнение 1

Устный опрос (я читаю примеры, ученики говорят вид дополнения):

Прямые: Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку.

Косвенные: Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.


Упражнение 2

Упражнение 3



Упражнение 4




















  1. Физминутка

Подобрать дополнения к фото


  1. Самостоятельная работа

1 вариант

1. Дополнение выражается существительным или местоимением, отвечающим на вопросы

а) чей? который?

в) косвенных падежей

с) какой? чей?

d) где? куда? откуда?

е) зачем? отчего?

2. Чем выражено дополнение в предложении: Ушедшего не вернуть .

а) местоимением

в) существительным

с) причастием

d) числительным

е) синтаксически неделимым словосочетанием

3. Чем выражено дополнение в предложении: Он посоветовал мне написать письмо в редакцию.

а) причастием

в) числительным

с) местоимением

d) неопределенной формой глагола

е) существительным

4. Укажите прямое дополнение.

а) обсуждать с друзьями

в) увлекаться спортом

с) размышлять о вечном

d) гордиться сыном

е) законспектировать статью

5. Укажите косвенное дополнение.

а) интересную беседу

в) выпить воды

с) играть роль

d) встреча с друзьями

е) понять значение



2 вариант

1. Укажите прямое дополнение.

а) вышел к реке

в) загородил дорогу

с) купить в магазине

d) написать красками

е) подошел к школе

2. Какой член предложения выделен?

Подали ужинать; сердце его сильно забилось.

а) подлежащее

в) сказуемое

с) обстоятельство

d) определение

е) дополнение

3. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Мы должны выбрать первого.

а) местоимением

в) причастием

с) именем существительным

d) именем числительным

е) именем прилагательным

4. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:

Легкий порыв ветерка разбудил меня.

а) именем числительным

в) именем существительным

с) именем прилагательным

d) глаголом

е) местоимением

5. Укажите косвенное дополнение.

а) написал матери

в) выполнить задание

с) решение задачи

d) смотреть фильм

е) бояться встречи


А теперь обратите внимание на интерактивную доску, здесь дан ключ к правильным ответам.

1 вариант

1.в, 2.с, 3.d, 4.е, 5.d,


2 вариант

1.в, 2.е, 3.d, 4.е, 5.а.

  1. Домашнее задание

Параграф 18, упражнение 111

Или

Составьте предложения с данными словами, чтобы они в одном случае выступали в роли главного члена предложения, в другом – в роли дополнения.

Рассказ

Она

Отдыхающие

Вернуться

Три яблока





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!