СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная информатика»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная информатика» относится к технической направленности дополнительных общеобразовательных программ.

Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2 - 4 классов. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная информатика»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОУСМАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ОРЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

__________________________________________________________________

ул. Пионерская, дом 14а, с. Орлово, Новоусманский район, Воронежская область, Россия, 396305, тел.(47341)5-20-61,5-20-64, e-mail: [email protected]

ОКПО 57711330 ОГРН 1023600936721 ИНН/КПП 3616007305/361601001 ОКУД 0609562



«Принято»

Педагогическим советом

МКОУ «Орловская СОШ»

протокол № _______

от «___»____________ 2022 г.

«Согласовано»

Руководитель Центра

Цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»

_________Глущенко Я.В.

от «___»____________ 2022 г.

«Утверждено»

директор МКОУ «Орловская СОШ»

___________Бородина О.Е

приказ №______

от «___»____________ 2022г.



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная информатика»



Направленность: техническая





Возраст обучающихся: 11-17 лет

Срок реализации: 72 часа / 2 года

Автор-разработчик:

Глущенко Яна Владимировна

Учитель информатики







с. Орлово, 2022 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    1. Направленность дополнительной образовательной программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная информатика» относится к технической направленности дополнительных общеобразовательных программ.

Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного возраста, владеющих навыками чтения, письма и арифметических действий, то есть для ребят 2 - 4 классов. Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

Программа составлена с учётом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей (в качестве методических рекомендаций);

  • Устав образовательной организации МКОУ «Орловская СОШ»


1.2 Отличительная особенность программы

Актуальность.

Программа «Занимательная информатика» знакомит младших школьников с миром компьютерных технологий, позволяет применять полученные знания на практике, помогает ребёнку в реализации собственного личностного потенциала, что необходимо для адаптации в современном обществе. Курс обучения предполагает освоение учащимися компьютера не только как электронно-вычислительной машины, но и как средства творческого самовыражения.

Новизна.

Первоначальное знакомство школьников с компьютером, как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажёров, обучающих контролирующих программ, поддерживающих традиционное обучение. В процессе работы с такими программными средствами учащийся с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой стороны повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

Программные средства, используемые в программе, обладают разнообразными графическими возможностями, понятным даже второкласснику интерфейсом. Так как программы строятся по логическим законам, возможна организация разнообразной интересной деятельности с четким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что обратить внимание. При этом будет развиваться произвольное внимание детей. Несмотря на общие возрастные особенности, каждый ребенок индивидуален в своем развитии, поэтому программа предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку. В качестве базового стандарта программного обеспечения рассматриваются: текстовый редактор WORD; графический редактор PAINT; POWER POINT; электронные таблицы EXCEL.

Педагогическая целесообразность.

Сегодняшнее поколение детей уже в младшем школьном возрасте нередко владеет компьютерной техникой на уровне пользователя. Однако, часто эти знания отрывочны, не имеют под собой теоретических основ. Поэтому, все более становится актуальной проблема обучения основополагающим принципам и направлениям информационных технологий, систематизация знаний учащихся. Данная программа позволяет реализовать эту задачу, соединив в модульном курсе изучение конкретных информационных технологий и основ информатики как науки.

Дополнительная образовательная программа «Занимательная информатика» разработана в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей Минобрнауки России, дополняет и углубляет программы школьного курса по информатике и включает в себя результаты собственного опыта.

Программа составлена для учащихся младшего школьного возраста на основе программы по информатике для начальной школы «Информатика в играх и задачах», рекомендованной Министерством образования РФ. Использовался программно-методический комплекс «Мир информатики», издательства «Учебная книга» (г. Екатеринбург) разработанный по заказу министерства образования Свердловской области.

Данная программа реализует общеобразовательный подход к изучению информатики, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Направления обучения:

  1. Обучение конкретным информационным технологиям. На занятиях можно использовать различные доступные возрасту детей программные продукты, применяя компьютер в качестве инструмента для своих целей (работа с информацией, рисование, творчество, и т.д.)

  2. Изучение информатики как науки. Одной из задач этого направления обучения является развитие логического мышления.

Основные рассматриваемые понятия:

объекты, информация, информационные технологии.


    1. Адресат программы

Программа рассчитана на обучение детей от 8 до 10 лет. Принимаются в детское объединение все желающие. Уровень подготовки детей при приёме в группы первого года обучения определяется на основе собеседования с поступающим. Специальные навыки не требуются.


1.5 Объем программы

Количество часов на весь период обучения – 34 часа


1.6 Формы обучения и виды занятий

Форма обучения - очная.

В процессе обучения используются следующие формы работы:

  • Самостоятельная работа (выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставляемое для этого время)

  • Индивидуальная практическая работа (разнотипность заданий по уровню сложности, большая самостоятельность, большая опора на учебник и справочный материал, более сложные вопросы к ученику)

  • Коллективный урок (участие нескольких классов одной параллели: урок-конференция, урок-путешествие)

  • Групповая форма (деление класса на 2 и более групп)

  • Парная форма

Целесообразно применять общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • Словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа)

  • Наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, презентаций)

  • Практические методы (практические компьютерные работы)

  • Активные методы (метод проблемных ситуаций, метод проектов, ролевые игры и др.)

Занятия строятся соответственно возрастным и психологическим особенностям учащихся 8-10 лет: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации, практическую работу.


1.7 Срок освоения, уровни и объем программы

Срок реализации программы - 1 года.

Объём учебного времени - 1 год: 1 час в неделю, 34 часа в год.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель.

Начало учебного года – 1 сентября.

Дата окончания учебного года – 1 июня следующего года.

Материал программы изучается на протяжении всего курса концентрически.

В процессе обучения возможно проведение корректировки и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.


1.8 Режим занятий

Занятия проводятся согласно норм СанПина 2.4.4.3172-14.

Группа занимаются 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 40 минут.











  1. Цель и задачи программы


Цель программы

Формирование компетентностей в области обработки информации, развитие творческих способностей обучающихся посредством современных компьютерных технологий

Задачи программы:

Воспитательные

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать настойчивость, организованность, аккуратность;

  • воспитывать культуру общения, ведения диалога.

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к предметной области «Информатика»;

  • развивать память, внимание, наблюдательность;

  • развивать абстрактное и логическое мышление.


Обучающие

  • сформировать первоначальные представления о свойствах информации и способах работы с ней;

  • сформировать первоначальные представления о компьютере и сферах его применения;

  • сформировать умения и навыки работы с информацией;

  • сформировать навыки решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в информатике (с применением формальной логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход);

  • сформировать практические умения и навыки работы на ПК;

  • сформировать знания об информационных технологиях и их применении;

  • сформировать умения и навыки использования информационных технологий, готовых программных средств.



  1. Содержание программы


    1. Учебно-тематический план


Название раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации (контроля)

Общее

количество

часов

Теория

Практика

1

Основы компьютерной грамотности

6

3

3

Беседа, устный опрос

2

Работа в текстовом редакторе MS Word

10

4

6

Защита проекта

3

Работа с графическим редактором MS Paint.

8

1

7

Защита проекта

4

Работа в программе MS PowerPoint

10

1

9

Защита проекта


Всего:

34

9

25






3.1.1. Учебный план


Дата


п/п

Наименование тем занятий

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Форма аттестации (контроля)

Основы компьютерной грамотности

6

3

3

Беседа, устный опрос


1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Компьютер и его основные устройства.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


2

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


3

Работа с мышью. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок).

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


4

Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


5

Понятие об операционной системе. Главное меню Windows. Работа с объектами операционной системы.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


6

Хранение информации на компьютере. Файлы и папки.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие

Работа в текстовом редакторе MS Word

10

4

6

Защита проекта


7

Создание текстового документа. Способы редактирования текста.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


8

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


9

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


10

Проверка орфографии и грамматики.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


11

Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы).

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


12

Использование элементов рисования (надписи WordArt).

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


13

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».

1


1

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


14

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


15

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


16

Создание проекта «Расписание уроков».

1


1

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие

Работа с графическим редактором MS Paint.

8

1

7

Защита проекта


17

Работа с графическим редактором Paint.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


18

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом».

1


1

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


19

Редактирование объектов. Обращение цвета.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


20

Конструирование.

1


1

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


21

Создание мини-проекта «Волшебница-зима».

2


2

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


22

Создание мини-проекта  «Поздравительная открытка «День защитника Отечества».

2


2

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие

Работа в программе MS PowerPoint

10

1

9

Защита проекта


23

Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint.

1

0,5

0,5

Устный опрос

Практическое занятие


24

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

2

0,5

1,5

Устный опрос

Практическое занятие


25

Настройка анимации. Дизайн.

2


2

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


26

Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint.

3


3

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие


27

Защита мини-проектов.

1


1

Практическое занятие


28

Заключительное занятие.

1


1

Практическое занятие

Итого


34

9

25




3.2 Содержание учебно-тематического плана.



Тема 1.1.

Раздел 1. Компьютерная грамотность.

Вводные занятия. Техника безопасности.

Теория:


Знакомство с группой, планом работы объединения. Знакомство с правилами внутреннего распорядка в учреждении и техникой безопасности при пожаре, при угрозе террористических актов, при передвижении по дороге на занятия и домой, при работе в кабинете информатики. Вводные занятия. Что такое информатика?

Практика:

Правила работы за компьютером.

Тема 1.2.

Компьютер и его основные устройства. Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Теория:

Компьютер и его основные устройства. История развития компьютерной техники. Компьютер в жизни общества. Клавиатура как основное устройство для ввода информации в компьютер.

Практика:

Работа с мышью. Работа на клавиатуре. Обучающая игра на компьютере. Нажатие на клавиш правильными пальцами. Руки солиста.

Тема 1.3.

Работа с мышью. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок).

Теория:

Одно из основных устройств ввода, предназначенное для управления компьютером. Пиктограммы – значки на рабочем столе.

Практика:

Игра на компьютере с использованием кликами мыши. Задание с помощью ПК: знакомства с пиктограммами рабочего стола.

Тема 1.4.

Правила жизни людей в мире информации. Способы представления и передачи информации.

Теория:

Формы представления информации человеком. Текст на естественном языке устной или письменной форме. Графическая форма, рисунки, схемы, чертежи, карты, графики, диаграммы, символы формального языка: числа. Математические формулы, ноты, дорожные знаки и пр. Передача информации: источник и приёмник.

Компьютер - машина для обработки, хранения и передачи информации. Интернет. Электронная почта. Телеконференция. Кибернетика.

Практика:

Выполнять задание на карточке. Развивающая игра на компьютере.

Тема 1.5.

Понятие об операционной системе. Главное меню Windows. Работа с объектами операционной системы.

Теория:

  1. Понятие об операционной системе. Главное меню Windows. Файлы и файловая система. Windows является многозадачной операционной системой. Панели задач. Знакомство с историей операционной системы Windows. «Классификация операционных систем». Знакомство с основными видами окон операционной системы. Электронные управления: вкладки, счетчик, надписи т.д.

Практика:

  1. Работа с текстами на компьютере в программе Блокнот с использованием буфер обмена. На компьютерах наблюдать два варианта интерфейса – командной и оконный. Вводить команд с помощью мыши – командный режим. Вводить команд с помощью клавиатуры

Тема 1.6.

Хранение информации на компьютере. Файлы и папки.

Теория:

Основные информационные процессы. Память компьютера. Внешние носители. Хранение информации, как основной информационный процесс. Что такое файл. Какие существуют расширении и чем они отличаются. Для чего папки и как нужно их создать.

Практика:

Работа с использованием ПК. В текстовом редакторе «Блокнот» вводить текстовую информацию и хранить её в памяти компьютера. Создать папки на «рабочем столе», в «документах». Создать текстовый документ в папке.


Раздел 2. Работа в текстовом редакторе MS Word

Тема 2.1.

Создание текстового документа. Способы редактирования текста.

Теория:

Назначение текстового редактора MS Word. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Практика:

Запустить программу MS Word.

Тема 2.2.

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Теория:

Основные правила для создания текста в программе Word XP.

Практика:

Создать текст в программе Word и сохранить.

Тема 2.3.

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом.

Теория:

Что такое форматирование текста.

Практика:

Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.

Тема 2.4.

Проверка орфографии и грамматики.

Теория:

Основные правила работы со встроенным редактором орфографии и грамматики

Практика:

Редактирование шаблона, поиск и исправление ошибок в тексте

Тема 2.5.

Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы).

Теория:

Методы использование различных фигур во вкладке «Вставка». Вкладка «Вставка» - вставка рисунка из файла, вставка готовых фигур, таких как стрелки, элементы блок – схемы, круги.

Практика:

Создание рисунка в программе Word.

Тема 2.6.

Использование элементов рисования (надписи WordArt).

Теория:

Способы форматирования надписи WordArt

Практика:

Практическая работа «Эмблема»

Тема 2.7.

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».

Теория:

Практическое использование надписи WordArt, автофигур, рисунков, клипов.

Практика:

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».

Тема 2.8.

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста.

Вставка таблицы. Рисунки и таблицы.

Теория:

Способы вставка таблицы в программе Word.

Тема 2.9.

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

Теория:

Способы форматирования таблицы

Практика:

Практическая работа по форматированию таблицы

Тема 2.10.

Создание проекта «Расписание уроков».

Теория:

Обобщение изученного материала

Практика:

Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.


Раздел 3.Работа с графическим редактором MS Paint.

Тема 3.1.

Графический редактор Paint.

Теория:

Запуск графического редактора «Paint». Вкладки и команды графического редактора.

Практика:

Работа в графическом редакторе «Paint». Вставка и раскраска геометрических фигур.

Тема 3.2.

Редактирование объектов. Обращение цвета.

Теория:

Инструменты рисования и раскраски в графическом редакторе.

Последовательность создания рисунка.

Практика:

Игра «Раскраска с помощью контекстного меню».

Тема 3.3.

Конструирование.

Теория:

Понятие о технологии конструирования с помощью компьютерных программ. Набор различных деталей компьютерном конструкторе.

Практика:

Работа на компьютере в программе «Paint». С помощью геометрических фигур конструировать куб, пирамиду, конус, дом и т.д.

Тема 3.4.

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом».

Теория:

Запуск графического редактора «Paint». Вкладки и команды графического редактора.

Практика:

Творческий рисунок в программе «Paint».

Тема 3.5.

Создание мини-проекта «Волшебница-зима».

Теория:

Инструмент Масштаб в графическом редакторе. Последовательность работы по пикселям.

Практика:

Рисунок на компьютере по пикселям.

Тема 3.6.

Создание мини-проекта  «Поздравительная открытка «День защитника Отечества».

Теория:

Инструменты рисования и раскраски в графическом редакторе.

Практика:

Творческий рисунок в программе «Paint».


Раздел 4.

Текстовый редактор MS PowerPoint

Тема 4.1.

Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint.

Теория:

Назначение текстового редактора MS PowerPoint. Заголовок окна. Строка меню. Вкладки и команды.

Практика:

Запустить программу MS PowerPoint.

Тема 4.2.

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

Теория:

Алгоритм создания новой презентации. Макет и дизайн слайдов.

Практика:

Создать презентацию из пяти слайдов в программе MS PowerPoint по теме «Весна».

Тема 4.3.

Настройка анимации. Дизайн. Настройка смены слайдов. Настройка анимации. Произвольный показ.

Теория:

Строка меню. Вкладка «Анимация» и «Показ слайдов».

Практика:

Настроить презентацию.

Тема 4.4.

Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint..

Теория:

Как нужно организовать предварительный просмотр и настроить печать.

Практика:

Работа по закреплению изученного материала с использованием ПК.

Тема 4.5.

Защита мини-проектов.

Теория:

Алгоритм для удаления лишних сведений из презентации.

Практика:

Демонстрация презентации.

Тема 4.6.

Заключительное занятие.

Теория:

Обобщение знаний.

Практика:

Игра «Занимательная информатика».

4. Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

  • названия и функции основных частей компьютера;

  • понятие операционной системы;

  • основные виды программ;

  • способы создания и редактирования графических объектов;

  • устройство компьютера и сферы его применения;

  • принципы работы в операционной системе Windows XP;

  • способы хранения информации на компьютере;

  • общие сведения о компьютерных технологиях;

  • назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;

  • основные методы обработки графической и текстовой информации.


уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

  • называть части компьютера;

  • использовать в работе клавиатуру и мышь;

  • работать с объектами операционной системы;

  • создавать и редактировать графические объекты;

  • осуществлять необходимые операции при работе в различных программах;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • обрабатывать графическую и текстовую информацию.


Ожидаемые результаты и способы их проверки


Ожидаемые результаты


Компоненты результата образования

Планируемые результаты

Методы диагностики (формы выявления результатов)

Личностные результаты

Обучающийся должен:

  1. Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  2. Понимать роль информационных процессов в современном мире;

  3. Владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  4. Проявлять ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  5. Развивать чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  6. Понимать значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  7. Оценивать способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  1. Строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

  2. Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях.

  3. Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебных пособиях.

  4. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

  5. Устанавливать причинно-следственные связи.

  6. Самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  7. Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  8. Выполнять задания по аналогии.


Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

  2. Определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно.

  3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством педагога.

  4. Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

  5. Владеть основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).


Педагогическое наблюдение, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ.

Предметные результаты

Обучающийся должен

знать:

  • правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

  • устройство компьютера и сферы его применения;

  • принципы работы в операционной системе Windows XP;

  • назначение компьютерных технологий и готовых программных средств;

  • свойства информации и способы работы с ней;

  • способы создания и редактирования графических объектов;

  • основные методы обработки графической и текстовой информации;


уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности и основы санитарии и гигиены при работе с ПК;

  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;

  • использовать информацию для построения умозаключений;

  • использовать элементы логики при работе с информацией;

  • решать задачи с применением;

  • использовать информационные технологии, готовые программные средства;

  • создавать и редактировать графические объекты;

  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

  • обрабатывать графическую и текстовую информацию.


Учащиеся должны обладать следующими компетентностями:

  • технологическая компетентность и готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к социальному взаимодействию и коммуникативная компетентность;

  • готовность к решению проблем.

Педагогический анализ результатов тестирования, зачётов, познавательных игр, электронных викторин, педагогическое наблюдение.



































5 Комплекс организационно-педагогических условий

5.1. Календарный учебный график

п/п

Дата/время

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема занятий

Место проведения

Форма контроля

1 гр

2 гр






Комбинированное занятие

1

Основы компьютерной грамотности. Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.
Компьютер и его основные устройства.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Клавиатура. Работа на клавиатуре.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Работа с мышью. Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок).

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Правила жизни людей в мире информации. Оргтехника.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Понятие об операционной системе. Главное меню Windows. Работа с объектами операционной системы.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Хранение информации на компьютере. Файлы и папки.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Работа в текстовом редакторе MS Word Создание текстового документа. Способы редактирования текста.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. Оформление текста: выделение текста цветом.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Проверка орфографии и грамматики.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Использование элементов рисования (автофигуры, рисунки, клипы).

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Использование элементов рисования (надписи WordArt).

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С днем рождения».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Форматирование таблиц: добавление границ и заливки.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание проекта «Расписание уроков».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Работа с графическим редактором MS Paint. Работа с графическим редактором Paint.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Редактирование объектов. Обращение цвета.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Конструирование.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта «Поздравительная открытка «С Новым годом».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта «Волшебница-зима».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта «Волшебница-зима».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта  «Поздравительная открытка «День защитника Отечества».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание мини-проекта  «Поздравительная открытка «День защитника Отечества».

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Работа в программе MS PowerPoint. Особенности представления в информации в программе MS PowerPoint.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

Кабинет информатики «Точка роста»

Устный опрос

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Создание слайдов. Макет. Форматирование объектов.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Настройка анимации. Дизайн.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Настройка анимации. Дизайн.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Практическое занятие

1

Создание творческих мини-проектов в среде MS PowerPoint.

Кабинет информатики «Точка роста»

Педагогическое наблюдение. Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Защита мини-проектов.

Кабинет информатики «Точка роста»

Практическое занятие






Комбинированное занятие

1

Заключительное занятие.

Кабинет информатики «Точка роста»

Практическое занятие





5.2. Условия реализации программы .

Практические работы проводятся на базе Центра Цифрового и гуманитарного профилей «Тока Роста» с использование оборудования технологической направленности.

Техническое оснащение занятий

  • светлое, хорошо проветриваемое помещение;

  • дополнительные шторы или жалюзи для затемнения;

  • компьютеры, принтер, сканер, проектор, экран.

  • программы по работе с графическим изображением: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Paint.



5.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Знания по данной программе не могут подвергнуться жесткой аттестации, т.к. она направлена на формирование у учащихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиск новых возможностей реализации своего потенциала.

Программа предполагает следующие способы проверки результатов: педагогическое наблюдение, устный опрос, зачёт в виде теста, практическая работа, мини-проект.

В ходе работы над проектами отрабатываются и закрепляются полученные умения и навыки, раскрываются перспективы дальнейшего обучения.

По окончании каждого модуля проводятся творческие работы, в ходе выполнения которых учащиеся должны продемонстрировать использование всех изученных возможностей того или иного приложения.

Итоговые работы обязательно выставляются, это дает возможность ребенку увидеть значимость своей деятельности, увидеть оценку работы, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых.

Участие в творческих мероприятиях, конкурсах и фестивалях, учебно-исследовательских конференциях.



5.4. Методическое обеспечение программы .

По темам программы планируются различные формы занятий:

- традиционные занятия;

- комбинированные занятия;

- практические занятия.

Важный компонент образовательного процесса - использование разнообразных форм учебно-игровой деятельности: игр, конкурсов, праздников.

Ведущими педагогическими технологиями в реализации программы являются технологии развивающего обучения. Одной из составляющих процесса обучения является использование современных информационных коммуникационных технологий.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ);

  • наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);

  • практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)


Учебно-методический комплекс


  1. Учебные пособия:

  • специальная литература;

  • видеоматериалы (видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

  • электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации).


  1. Дидактические материалы:

Наглядные пособия

  • обучающие компьютерные программы;

  • алгоритмы, схемы, образцы, инструкции;

  • дидактические игры;

  • обучающие настольные игры;

  • компьютерные развивающие игры.


Раздаточный материал

  • карточки с индивидуальными заданиями;

  • индивидуальные пособия для учащихся;

  • задания для самостоятельной работы;

  • бланки тестов и анкет;

  • бланки диагностических и творческих заданий;


  1. Методические материалы

  • планы занятий (в т.ч. открытых);

  • задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;

  • задания для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

  • методические рекомендации к занятиям.






5.5.Список литературы

Литература для педагога:


  1. Л.Л.Босова, А.Ю. Босова Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 5 класса. Методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  2. Г.А. Рудченко, А.Л. Семёнов. Информатика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Под редакцией А.Л. Семёнова. Москва «Просвещение» Институт новых технологий 2012.

  3. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика 1-2 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И. Бунеев.

  4. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика 3-4 класс. («Информатика в играх и задачах») Учебник в 2-х частях. Изд.. 3-е испр. – М.: БаЛасс: Издательство Школьный дом. 2012 . Руководитель издательской программы – доктор пед. наук, проф. чл.-кор. РАО Р.И. Бунеев.

  5. Левин А.Ш. Краткий самоучитель работы на компьютере. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005.


Перечень Интернет-ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

СОС Открытый класс

http://openclass.ru

сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика»

http://webpractice.cm.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

http://fcior.edu.ru/

Интернет-уроки НП «Телешколы»

http://www.internet-school.ru/

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

http://nsportal.ru

Учительский портал

http://www.uchportal.ru

Авторская мастерская Босовой ЛЛ

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

Литература для детей

  1. С. Симонович, Г. Евсеев и др. «Практическая информатика» (М., АСТпресс, 2002г.)

  2. Журнал «Мой компьютер»



30





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!