СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Древнее Двуречье

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формирование представлений о мире Древнего Двуречья.

Задачи: 

  • Формировать  систему знаний  с помощью ключевых понятий урока.
  • Развивать  навык  работы с исторической картой
  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать  и презентовать ее.
  • Развивать умение - составлять учебную задачу
  • Воспитывать чувство прекрасного, уважительное отношение к людям, создавшим шедевры мировой культуры.
  • Овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья.

Технологии:

  • ТДМ
  • Информационно-комуникационная

Просмотр содержимого документа
«Древнее Двуречье»

Технологическая карта урока

Учитель : Овчинникова Ольга Валерьевна МБОУ СОШ №12 г. Балашиха Московской области


Предмет


История


Класс


5 а


Тема урока




Древнее Двуречье

Цель урока



Формирование представлений о мире Древнего Двуречья.


Задачи урока



  • Формировать систему знаний с помощью ключевых понятий урока.

  • Развивать навык работы с исторической картой

  • Вырабатывать умение получать информацию из разных источников, обрабатывать и презентовать ее.

  • Развивать умение - составлять учебную задачу

  • Воспитывать чувство прекрасного, уважительное отношение к людям, создавшим шедевры мировой культуры.

  • Овладевать целостными представлениями об историческом пути жителей Двуречья.


Технологии

  • ТДМ

  • Информационно-комуникационная


Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные

Личностные

Описывать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Устанавливать причинно-следственные связи между этими условиями и экономическим развитием шумеров. Уметь работать с исторической картой и текстом учебника.

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)

Коммуникативные.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие с учителем.

Строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.

Осмысливать и усваивать гуманистические традиции и ценности шумерской цивилизации.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


1. История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2014

2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. — М.: Просвещение, 2015.

1.Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. — М.: ВАКО, 2015. – 284 с. Крючкина Н.Б. 2.Игры на уроке истории. Л.П. Борзова - М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

1. Карта Древнего Двуречья

2. Ноутбук.

3. Экран.

Основные понятия

Двуречье, междуречье, Месопотамия, клинопись, торговля, шумеры, аккадцы.

Форма проведения урока

Фронтальная


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте. Проверьте готовность к уроку. Послушайте стихотворение Державина:

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Для чего к нашему уроку я подобрала такой эпиграф?

Молодцы!

Проверяют наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.


Скорее всего для того, чтобы мы снова окунулись в атмосферу прошлого и познакомились с народами, царствами и царями, которые утонули в забвении.

Актуализация знаний

С какой древней цивилизацией вы познакомились в прошлой четверти?

Хорошо!

Предлагаю вам сыграть в игру «Найди лишнее». Я называю понятия. Если они не относятся к египетской цивилизации, вы их выписываете в тетрадь через запятую.

Пирамида, клинопись, иероглифы, Нил, Тигр, фараон, Гильгамеш, Сет, Евфрат, Сфинкс, Двуречье, шумеры.

С египетской.



Выписывают слова:

Клинопись, Тигр, Гильгамеш, Евфрат, Двуречье, шумеры.


Проверка по образцу.

Выявление затруднения

Все ли выписанные слова вам знакомы?

Какие не знакомы?

Предположите, что объединяет все эти слова.

Выслушиваю варианты.

Что получилось у нас с ответом на вопрос?

Почему это произошло?

Почему мы не знаем точный ответ на этот вопрос?

Нет

Вариант от одного слова до всех.

Называют различные варианты.


Он получился разным.

Мы не знаем точного ответа на этот вопрос.

Нам не хватает знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

Чтобы понять, что объединяет все эти слова, надо выяснить их значения. Значение каких слов вам уже известно?

Молодцы!

Что нам поможет ответить на наш вопрос?

Открываем учебник Главу 5. Прочитайте ее название.

Перед нами карта Западной Азии. Посмотрите на нее. Что вы видите?

Действительно. Эти реки находятся в Западной Азии. Посмотрите еще раз на карту и на слова, которые вы выписали. Какое еще слово можно соотнести с картой?

Хорошо! Итак, одной карты нам недостаточно. Смотрим дальше. Откройте § 13. Прочитайте его название.



Тигр и Евфрат – это реки.


Учебник.

Западная Азия в древности.


Реки Тигр и Евфрат.




Двуречье. Могут и не назвать.


Древнее Двуречье.

Постановка темы и цели урока.

Какой можно сделать вывод?

Запишите ее в тетрадь.

Как знание темы поможет ответить нам на вопрос?

Итак, точного ответа у нас снова нет. Исходя из темы и проблемного вопроса, поставьте цель урока.

Тема сегодняшнего урока «Древнее Двуречье».


Наверное, Древнее Двуречье объединяет эти слова.


Познакомиться с историей Древнего Двуречья.

Работа по теме урока.

С чего мы начинаем знакомство?

Верно. Обратимся еще раз к карте. Почему страна Двуречье получила такое название?

Соотнесем эту страну с нашим временем. Как называются современные государства, через территорию которых протекает Тигр и Евфрат?

Где берут начало реки и куда впадают?


Чем отличается течение этих рек от реки Нил в Египте?

Какую местность мы можем наблюдать по берегам Тигра и Евфрата?

Запишите в тетрадь следующее понятие. Двуречье (Междуречье или Месопотамия) – страна, расположенная на территории Западной Азии, близ рек Тигр и Евфрат.

Мы рассмотрели географические условия.

Теперь рассмотрим природные или климатические, используя сведения из параграфа. Работая с пунктом 1, сделайте выводы о климатических условиях в Двуречье.


Молодцы!

Рассматривая природные условия, какие можно сделать выводы о занятиях народов Двуречья.

Что такое торговля?

Обратимся еще раз к записанным словам. С каким понятием мы разобрались?

Двигаемся дальше.

Обратите внимание на понятие «шумеры». Как вы думаете, что оно могло бы обозначать?

Молодцы!

Государство здесь возникли примерно в одно и тоже время, что и на берегах Нила, около 5 тыс. лет назад.

Как было сказано выше, Тигр и Евфрат периодически разливались, благодаря этому и труду многих поколений жителей страна стала очень плодородной. Посмотрите еще раз на карту. Чего мы не наблюдаем, изучая географию страны?

Как это отражалось на жизни людей?

Но люди нашли выход. Изучая пункт 2 параграфа, найдите какой.

Развитие сельского хозяйства и ремесла привело к быстрому росту населения и появлению крупных городов, таких как Ур и Урук (найдите их на карте)

Жителями этих городов и были шумеры, которые пришли к берегам Тигра и Евфрата с Востока. Их очень трудно спутать с другими народами. Они имели приземистые фигуры, округлые лица, длинные носы, отсутствовали бороды и усы.

Посмотрите в учебник с. 67 на иллюстрацию. Кого бы наблюдаем?

Кем он был?

Сравните его внешность с описание облика шумеров.

Оказывается с запада и северо-запада в Двуречье переселились аккадцы. По внешнему миру они отличаются от шумеров. Они успешно ассимилировались в Двуречье.

(этот материал может быть подготовлен одним из учеников)

И у нас осталось последнее понятие – клинопись. Как вы думаете что это?

Изучая параграф, сделайте сравнительный анализ шумерской и египетской письменностей.

С природно-климатических условий.

Располагается по берегам двух рек Тигра и Евфрата.


Турция, Сирия, Ирак



Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья и впадают в Персидский залив.

Нил течет с юга на север.


Местность делится на две части: на севере – гористая и каменистая, а на юге – равнина, и камней там нет.






Находится в полосе жаркого климата. Протекают две полноводные реки – Тигр и Евфрат, благодаря разливам которых и дождям за многие тысячелетия образовался плодородный слой почвы. Вода является основой здешней жизни.


Земледелие, скотоводство и торговля.


Обмен одних товаров на другие.

Двуречье.



Жители Двуречья








Лесов.


Отсутствие строительного материала из дерева.

Заменили на глину и глиняные кирпичи.










Гильгамеша.



Отличается.







Вид письменности.


Делают анализ, устно озвучивая результат.

Обобщение изученного материала

Работа в печатной тетради с. 36 № 44, 46


Итоги урок

Вспомните цель нашего урока.

Используя кластерную систему, изобразите, о чем вы узнали.








Для чего вы поставили перед собой такую цель?


И как мы ответим на этот вопрос?




Молодцы! Достигли вы цели?

Познакомиться с историей Древнего Двуречья.










Чтобы ответить на проблемный вопрос. Что объединяет понятия, которые мы записали в тетрадь.

Все понятия, записанные нами, относятся к государству Древнее Двуречье, расположенное близ берегов рек Тигр и Евфрат, жителями которого были шумеры, пользующиеся клинописью.

Да.

Домашнее задание

Мы не рассмотрели на уроке еще одну сторону жизни шумеров. Это религия.

На дом – изучить § 13, п.т. с. 36-39 № 45, 49.

Напоминаю, что с картой мы работаем только карандашом.

Дополнительное задание для любознательных – подготовить сообщение о шумерских божествах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!