СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовная культура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Духовная культура»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19» ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ __________________________________________________________________________  Подготовка к ГИА по обществознанию  « Сфера духовной культуры»     учитель истории  Погорельская Людмила Леонидовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

__________________________________________________________________________

Подготовка к ГИА по обществознанию « Сфера духовной культуры»

учитель истории

Погорельская Людмила Леонидовна

Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА:  Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы: Тема 1. Понятие « культура» Тема 2. Духовная жизнь общества Тема 3. Образование, самообразование Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека Тема 5. Наука в современном обществе Тема 6. Религия, её роль в обществе Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы Тема 8. Гуманизм Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Элементы содержания, проверяемые заданиями ГИА:

Раздел «Сфера духовной культуры» включает темы:

Тема 1. Понятие « культура»

Тема 2. Духовная жизнь общества

Тема 3. Образование, самообразование

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Тема 5. Наука в современном обществе

Тема 6. Религия, её роль в обществе

Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы

Тема 8. Гуманизм

Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Тема 1.  Понятие «культура» Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом: КУЛЬТУРА В широком смысле – это В узком смысле - это совокупность всего созданного умом и руками человека процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности

Тема 1. Понятие «культура»

Существует сотни определений понятия «культура». На основании многочисленных трудов разных учёных это понятие можно определить следующим образом:

КУЛЬТУРА

В широком смысле – это

В узком смысле - это

совокупность всего созданного умом и руками человека

процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются,

распределяются духовные ценности

Тема 1.  Понятие «культура»

Тема 1. Понятие «культура»

Тема 1.  Понятие «культура» Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.

Тема 1. Понятие «культура»

Слово «Культура» (от лат. сultura) изначально означало возделывание, обработка почвы.

Тема 1.  Понятие «культура» Различают материальную и духовную культуру КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

Тема 1. Понятие «культура»

Различают материальную и

духовную культуру

КУЛЬТУРА

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право.

Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др.

культурный человек Человек обладающий культурой : художественной, нравственной, правовой, политической. Воспитанный человек обладает : Культурой поведения Культурой общения Культурой чувств Культурой сознания. Образованный человек : не ограничивается узкими рамками специальных знаний, ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков.

культурный человек

  • Человек обладающий культурой : художественной, нравственной, правовой, политической.

Воспитанный человек обладает :

Культурой поведения

Культурой общения

Культурой чувств

Культурой сознания.

  • Образованный человек : не ограничивается узкими рамками специальных знаний, ему нужен мир во всем богатстве красок и звуков.
Тема 1.  Понятие «культура» ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТАРНАЯ создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами МАССОВАЯ культура, сложившаяся с развитием средств  массовой информации НАРОДНАЯ сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи

Тема 1. Понятие «культура»

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

ЭЛИТАРНАЯ

создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами

МАССОВАЯ

культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации

НАРОДНАЯ

сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи

Тема 1.  Понятие «культура» Задание ( 1-2 мин) Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются): 1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать 2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории 3) уровень воспитанности человека 4) производство и применение орудий труда

Тема 1. Понятие «культура»

Задание ( 1-2 мин)

Под культурой в широком смысле слова понимается( -ются):

1)образцы поведения в обществе, которым люди должны следовать

2) совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории

3) уровень воспитанности человека

4) производство и применение орудий труда

Тема 2.  Духовная жизнь общества Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей СТРУКТУРА Духовные потребности Духовная деятельность Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей Духовные блага МОРАЛЬ ВИДЫ НАУКА ИСКУССТВО РЕЛИГИЯ

Тема 2. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь общества – относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляет деятельность по производству, потреблению, и передаче духовных ценностей

СТРУКТУРА

Духовные потребности

Духовная деятельность

Объективная нужда людей и общества создавать и осваивать духовные ценности

Деятельность, направленная на выработку духовных ценностей

Духовные блага

МОРАЛЬ

ВИДЫ

НАУКА

ИСКУССТВО

РЕЛИГИЯ

Тема 2.  Духовная жизнь общества Задание ( 2-4 мин.) Верны ли следующие суждения о духовной культуре? А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами. Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры 1) верно только Б 2) верны оба суждения 3) оба суждения неверны 4)верно только А

Тема 2. Духовная жизнь общества

Задание ( 2-4 мин.)

Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Духовная культура сотворена разумом и чувствами.

Б. Духовная культура представляет собой наименее чутко реагирующую на внешние воздействия область культуры

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

4)верно только А

Тема 3.  Образование, самообразование Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни. Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно

Тема 3. Образование, самообразование

Образование –это результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, условие подготовки человека к жиз ни.

Цель образования- приобщение человека к достижениям культуры, ретрансляции и сохранение культурного поведения

Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно

Тема 3.  Образование, самообразование СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОБЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Начальное, Основное Среднее Ясли Детские сады Начальное  Среднее Высшее  Дома творчества, кружки, секции ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тема 3. Образование, самообразование

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ОБЩЕЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

  • Начальное,
  • Основное
  • Среднее
  • Ясли
  • Детские сады
  • Начальное
  • Среднее
  • Высшее

Дома творчества, кружки, секции

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Тема 3.  Образование, самообразование Основные принципы образовательной политики в РФ:  1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования  к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в  государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно-  общественный характер управления и самостоятельность образовательных  учреждений.

Тема 3. Образование, самообразование

Основные принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) общедоступность образования;

4) адаптивность системы образования

к потребностям обучаемых;

5) светский характер образования в

государственных учреждениях;

6) свобода и плюрализм в образовании;

7) демократический, государственно-

общественный характер управления и самостоятельность образовательных

учреждений.

Тема 3.  Образование, самообразование Задание ( 1-2 мин.) Верны ли следующие суждения об образовании? А. Образование регулирует общественные отношения. Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации. 1 ) верно только Б 2) верно только А 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Тема 3. Образование, самообразование

Задание ( 1-2 мин.)

Верны ли следующие суждения об образовании?

  • А. Образование регулирует общественные отношения.
  • Б. Образование воспроизводит рабочую силу различной квалификации.

1 ) верно только Б

2) верно только А

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 4.  Искусство, его виды, место в жизни человека Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

  Тема 4.  Искусство, его виды, место в жизни человека   Различают виды искусства: АРХИТЕКТУРА (ЗОДЧЕСТВО) МУЗЫКА КИНО ЖИВОПИСЬ ТЕАТР ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО СКУЛЬПТУРА ЦИРК ФОТОИСКУССТВО БАЛЕТ ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДА ЛИТЕРАТУРА ГРАФИКА

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Различают виды искусства:

АРХИТЕКТУРА

(ЗОДЧЕСТВО)

МУЗЫКА

КИНО

ЖИВОПИСЬ

ТЕАТР

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО

СКУЛЬПТУРА

ЦИРК

ФОТОИСКУССТВО

БАЛЕТ

ДЕКАРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

ЭСТРАДА

ЛИТЕРАТУРА

ГРАФИКА

Тема 4.  Искусство, его виды, место в жизни человека Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях. Искусство Украшает мир Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни Осмысливает и преобразовывает жизнь Восстанавливает в сфере духа гармонию

Тема 4. Искусство, его виды, место в жизни человека

Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых условиях.

Искусство

Украшает мир

Воспроизводит в художественных образах всё, что интересно человеку в жизни

Осмысливает и преобразовывает жизнь

Восстанавливает в сфере духа гармонию

Тема 4.  Наука в современном обществе   Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека Система наук Естественные  науки Технические науки Общественные науки

Тема 4. Наука в современном обществе

Наука- это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека

Система наук

Естественные науки

Технические науки

Общественные науки

Тема 4.  Наука в современном обществе Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Тема 4. Наука в современном обществе

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных.

Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Тема 5.  Наука в современном обществе   Задание ( 5-7 мин.) Установите соответствие между примерами наук и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ А) биология 1) естественные науки Б) история 2) общественные науки В) политология Г) химия Д) правоведение Е) физика  Запишите в таблицу  выбранные цифры А Б В Г Д Е Ответ: 122121

Тема 5. Наука в современном обществе

Задание ( 5-7 мин.)

Установите соответствие между примерами наук

и их областью. К каждой позиции, данной в первом столбце, поберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАУК ОБЛАСТИ НАУКИ

А) биология 1) естественные науки

Б) история 2) общественные науки

В) политология

Г) химия

Д) правоведение

Е) физика

Запишите в таблицу

выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д

Е

Ответ: 122121

Тема 6.  Религия, её роль в обществе   Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения Типология религий Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм Родоплеменные примитивные верования Национальные государственные Мировые религии Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия Буддизм, христианство, ислам

Тема 6. Религия, её роль в обществе

Религия- внутренняя убеждённость в существовании сверхъестественной высшей силы – Бога, который является предметом поклонения

Типология религий

Иудаизм, индуизм, синтоизм , даосизм

Родоплеменные примитивные верования

Национальные государственные

Мировые религии

Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия

Буддизм, христианство, ислам

Тема 6.  Религия, её роль в обществе Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.

Тема 6. Религия, её роль в обществе

Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические.

Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию.

Тема 7.  Мораль, основные ценности и нормы   Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли ДОЛГ Высшее проявление добра ДОБРО СОВЕСТЬ ЛЮБОВЬ МИР

Тема 7. Мораль, основные ценности и нормы

Мораль- совокупность особых духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающему миру

Основные понятия, с помощью которых наука о морали-этика (от греч. etros-обычай) – объясняет смысл мора ли

ДОЛГ

Высшее проявление добра

ДОБРО

СОВЕСТЬ

ЛЮБОВЬ

МИР

 Тема 8.  Гуманизм   Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье

Тема 8. Гуманизм

Гуманизм- принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье

Тема 8.  Гуманизм Включает в себя благожелательность уважение сочувствие и доверие скромность самопожертвование  искренность честность великодушие

Тема 8. Гуманизм

Включает в себя

благожелательность

уважение

сочувствие и доверие

скромность

самопожертвование

искренность

честность

великодушие

Тема 8.  Гуманизм Задание ( 1-2 мин.)  Гуманизация образования предполагает : 1 ) внимание к личности, её интересам, запросам 2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение 3) отказ от преподавания технических наук 4) увеличение количества лет обучения

Тема 8. Гуманизм

Задание ( 1-2 мин.)

Гуманизация образования предполагает :

1 ) внимание к личности, её интересам, запросам

2) введение новых гуманитарных дисциплин в обучение

3) отказ от преподавания технических наук

4) увеличение количества лет обучения

Тема 9.  Патриотизм, гражданственность   Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры

Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры

Тема 9.  Патриотизм, гражданственность Задание ( 1-2 мин.) Верны ли следующие суждения о патриотизме?  А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.  Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.  1 ) верны оба суждения 2) верно только А 3) верно только Б 4) оба суждения неверны

Тема 9. Патриотизм, гражданственность

Задание ( 1-2 мин.)

Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить интересам своей Родины.

1 ) верны оба суждения

2) верно только А

3) верно только Б

4) оба суждения неверны

Источники информации: 1.П.А. Баранов. Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2012. 2. П.А. Баранов. 300 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. Астрель.М.2013 3. Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2015. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. ФИПИ. 2015. 4. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г. 5.Чернышево О.А. карманный справочник по обществознанию . 2015 год

Источники информации:

1.П.А. Баранов. Полный справочник для подготовки к ГИА. АСТ. Астрель. М. 2012.

2. П.А. Баранов. 300 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. Астрель.М.2013

3. Котова О.А., Лискова Т.Е. ГИА-2015. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА. ФИПИ. 2015.

4. Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.

5.Чернышево О.А. карманный справочник по обществознанию . 2015 год


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!