Методическая разработка урока литературы
«Двери, в которые хочется войти…»
Дома Ростовых и Болконских.
Разработала учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ№7 г. Мичуринска
Тамбовской области
Честных Валентина Юрьевна
Мичуринск, 2023
План урока:
Тема: «Двери, в которые хочется войти…» Дома Ростовых и Болконских.
Цель: составление обучающимися социально-психологического анализа семей Ростовых, Болконских.
Задачи:
Учебная: на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что семья является основой общества; отношения в которой построены на искренних и глубоких чувствах.
Развивающая: развивать навыки работы с текстом - умение анализировать, развивать монологическую речь обучающихся.
Воспитательная: воспитывать патриотизм на примерах литературы, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию обучающихся.
Планируемые результаты:
личностных:
−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
−толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,
−готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
−эстетическое отношение к миру;
−совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
−использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
−умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
−умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
−умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
−сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
−сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
−владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
−владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
−владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
−знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
−способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
−владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: история, обществознание, право, психология.
Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,
информационно-коммуникационная.
Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Оборудование: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации,
рисунки, портреты главных героев романа, доклады,
рефераты обучающихся, видеофильм «Война и мир»,
компьютер, мультимедийная презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент (психологический настрой).
II. Проверка знаний по ранее изученному материалу:
литературная викторина «Кто это?»
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями…»
«Князь был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…»
«Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках…»
«Княжна улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своим белым платьем и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана..»
«Схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним…»
«Ножки ее в бальных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки…»
«Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и менее умел из него выйти…»
Объяснение новой темы.
Продолжая изучение романа Толстого «Война и мир», называю вам тему сегодняшнего урока.
Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова писателя:
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям».
Но прежде чем приступить к изучению нашей темы, предлагаю вам ответить на вопрос: «А что такое семья?»
В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой значение слова семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами.
Итак, в словаре говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий.
Л.Н.Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Во время каникул кто-то из вас остается с родителями, и у вас появляется прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому. Кто-то обрадует своим приездом бабушек, дедушек. Пожилые люди очень одиноки, и любое внимание для них – драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Кто-то уезжает к родственникам. Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие, самые дорогие сердцу люди.
Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство. Там тяжело всем! Какой найти выход – взрослые не знают, потому что когда-то их, еще маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться. Но мы-то с вами не пойдем по этому пути, мы будем учиться. И лучшие примеры семейных отношений дают наши классики. Лев Николаевич Толстой придавал огромное значение
семье. Счастье человека, считал он, закладывается в семье родителей и продолжается в собственной.
А какой должна быть, по-вашему, счастливая семья?
Это такие семьи, где друг друга понимают.
В таких семьях родители и дети уважают и любят друг друга.
Это такие семьи, в которых старшие заботятся о младших, а младшие о старших, детей воспитывают на примере родителей. В такие семьи радостно приходить в гости.
Откроем и мы сегодня двери в два дома – Ростовых и Болконских. Именно эти семьи Толстой считал идеалом семейного воспитания и залогом будущего счастья детей.
Побудем гостями у них и узнаем, каков этот идеал.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, каковы основные принципы семейного воспитания Ростовых и Болконских в романе Толстого «Война и мир».
Дома вы прочитали главы, где Ростовы и Болконские открывают двери своих домов для гостей, уже почувствовали особый дух каждой семьи.
Для проведения урока группа делится на микрогруппы. Обучающиеся, которым ближе атмосфера семьи Ростовых, пересаживаются в левый ряд. Те, кому больше нравится семейный дух Болконских, занимают правый ряд. Кто еще не определился в выборе, остаются в среднем ряду. Деятельность микрогрупп будет осуществлять эксперт.
План урока:
Словарная работа.
Литературная викторина.
Доклады обучающихся.
Работа с текстом произведения.
Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание. На доске записаны слова, встречающиеся в тексте романа, правописание которых вам надо запомнить.
В словарь – семья, воспитание, патриотизм, Отечественная, антитеза.
Задание: 1. Заполнить таблицу «Дом Ростовых», «Дом Болконских»
(принципы воспитания).
По ходу изложения материала придумать свое название урока.
Доклады обучающихся.
«Домашнее воспитание дворян конца XVII – первой половины XIX века», «В.Г.Белинский и А.И.Герцен о воспитании дворян».
Итак, мы более-менее определились в своих симпатиях, но еще не вошли в Дом. С каким чувством войдем? (Бережно, открыто, любя). На что будем обращать внимание? (На то, как родители и дети устанавливают свои взаимоотношения). Какие традиции? Чему радуются? Что огорчает? Какие люди приходят? Как их встречают?
Дом Ростовых. Прием гостей. Работа с текстом произведения. Аналитическая беседа.
Чтение отрывка со слов: «У Ростовых были именины Натальи…» до слов: «…не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной».
Какое слово дважды употребляет автор? Почему?
(«Не переставая».) Не перестают прибывать гости. А хозяева их принимают.
Как течет жизнь в доме?
Что вместе с дверями открывается в доме?
Эти качества отражаются на лицах. Рассмотрим портреты графини Натальи и графа Ильи Андреевича. (Графиня величава и медлительна, внушает уважение. Граф полный, крепкий, веселый. Вид человека любящего и умеющего пожить. Молодится. Внушает доверие, располагает к себе).
Что чувствуют гости (и вы), когда попадают в их дом?
Что находят гости в доме Ростовых?
Дом Болконских.
Чтение начала 22 главы до слов: «в доме старого князя».
Ждут князя с княгиней. Сколько их не было дома?
Какие слова противоречат друг другу? («Ждали с каждым днем», «но не нарушило стройного порядка».
Что кроется за этим противоречием? (Ждали, потому что любили, скучали. А порядок – это основа жизни старого князя Николая Болконского).
Что обеспечивал порядок? Расскажите об одном дне князя. (Порядок – условие деятельности князя. С утра до вечера он работает: пишет мемуары, точит детали на станке, сам обучает дочь, разводит растения и т.д. В определенные часы ест, спит, читает, принимает начальников губерний).
Как здесь открываются двери?
А жизнь есть в доме? (Да, только упорядоченная, по расписанию. Движение стройное, равномерное).
Найдите в тексте портрет князя Николая Андреевича. Что в его облике особенного? (Фигура старика с сухими ручками и блеск умных глаз, молодых, блестящих).
Неожиданное сочетание, не так ли? Этот прием вам известен. Раскройте его. (Антитеза – противопоставление. Одно другому не мешает, то есть старость и блеск молодых глаз. Просто князь проявляет живой интерес к жизни, у него пытливый, проницательный ум).
Кому он дарит этот блеск глаз? (Детям. Лучистые глаза Марьи, умные, блестящие, лучистые глаза князя Андрея).
И вместе с блеском глаз подарил живость ума и огонь жизни. Глаза Болконских – это уже семейная черточка. Толстой много раз обратит внимание на лучистость глаз Марьи и Андрея. А раз так, то мы имеем дело с особым творческим приемом писателя, называется он художественная деталь. Поскольку мы анализируем портрет, то деталь эту можно назвать портретной.
Подведем итог: что ценится в доме Болконских? (Ум, трудолюбие, порядок).
Встреча детей.
Говорят, человек до конца открывается в минуту опасности и в соприкосновении со своими детьми. Не можем мы рядом с вами не обнаружить свои чувства, не можем слукавить. Вспомните, как по-детски трогательно обнимал Николай Петрович Кирсанов из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» своего сына после долгой разлуки. Как поведут себя наши герои? Проследите за первым движением, первым словом, взглядом…
Дом Ростовых. Глава 8 (появление Наташи).
В комнату вбегает Наташа, она еще не видит никого перед собой, но ее уже увидел…Кто же? Зачитаем отрывок из текста и комментируем.
«Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки.
- А вот и она! – смеясь, закричал он. – Именинница!
- Милая, на все есть время, - сказала графиня, притворяясь строгою».
(Т.1, ч.8).
- Как можно объяснить, что означает слово «вокруг» в этом отрывке?
- Куда же привела центростремительная сила бега Наташу?
- Почему Наташа знает, что мать не оттолкнет сейчас, ведь «на все есть время, милая»?
Дом Болконских. Главы 22, 23.
- Как встречает князь Болконский свою дочь? Как оглядел ее?
- Почему же отец считает, что именно геометрией подобает заниматься девушке? Он не видит ее страданий что ли?
- Найдите описание встречи сына с отцом (глава 23).
- Почему не сказать «смотрел», почему «косился»?
- Старый князь кажется суровым, сухим, жестким и надменным. Неужели его ничего не тревожит?
- На другой день, вечером, князь Андрей уезжал на войну. Отец «с глазу на глаз хотел проститься с ним», позвал к себе в кабинет. Надо благословить сына на войну, сказать нужное слово. Продолжите это слово бывшего генерал-аншефа Болконского.
«Коли тебя убьют, мне, старику, …(будет больно).
«А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…(стыдно).
- Чем отвечает сын?
Прощание с домами.
Уезжают гости Ростовых, уезжает сын князя Болконского. Пора и нам уходить. Но задержимся на минутку, чтобы услышать прощальные звуки в домах. По ним мы сразу поймем, чем живут наши герои, что наполняет их дома.
- Что слышим в доме Болконских? (Просмотр отрывка из видеофильма «Война и мир» - танец графа Ростова).
- Перескажите, как Толстой изображает графа Ростова в танце. Какое слово повторяется?
Да, пройдет время, и Наташа станцует русский танец с таким же задором, с каким танцевал сейчас ее отец. (Просмотр отрывка из видеофильма «Война и мир» - танец Наташи).
Обобщение. Подведем итог. Есть ли общее для обоих домов?
- Определились ли те, кто остался в начале урока в среднем ряду, пересесть? Объясните свой выбор, если желаете.
- Я прошу всех покинуть выбранный в начале урока дом и пересесть в средний ряд. Вы сейчас сделали то, что через 15 лет сделают две семьи – семья Ростовых и Болконских. Они объединятся. В Лысых горах под одной крышей будут счастливо жить Наташа, Пьер Безухов и их дети, старая графиня Ростова, Соня, Николай Ростов и Марья Болконская, их дети, 15-летний сын князя Андрея, слуги, гувернеры детей. (Чтение отрывка из эпилога, ч.1, гл.12).
Война принесет много горя семьям: погибнет князь Андрей, умрет старый князь Болконский, граф Ростов не переживет смерти Пети, разорятся полностью Ростовы. Но дети сумеют построить новый дом.
- Благодаря чему или кому окажется возможным единение двух семейных родов?
Эта мысль – мысль семейная – самая важная в романе. Умение жить миром, а не войной и в раздоре дается не каждому, только тем, кто любит, страдает, отдает, прощает и чтит того, кто дал им жизнь.
Закрепление.
В начале урока у вас было дано задание: заполнить таблицу «Принципы воспитания. Дом Ростовых. Дом Болконских». Прочитайте ваши варианты ответов. (Проецирование возможных вариантов ответов).
Вернемся к теме урока. Есть ли у вас свой вариант названия темы?
(«Дома, где любят и ждут», «Два лучших дома в романе», «Тема дома и семьи»).
Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что нам удалось и не удалось на уроке?
Эксперт объявляет оценки, комментирует их.
Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.
Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.
Домашнее задание.
стр. учебника Ю.Лебедева 262-264.
Мини - сочинение на тему: «Дом, в котором я хотел бы жить…».
Литература:
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре, - М., 1994.
Коротова М.А. Путешествие в историю русского быта, - М., 1998.
Толстой Л.Н. Война и мир, - М., 1987.
Городин А.М. Панорама столичной жизни, - М., 1995.
Журналы «Литература в школе».
Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.И. Сахаров, С.А. Зинин. - 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 336 с.
Зинин, Сахаров: Литература XIX века. Хрестоматия. 10 класс. Хрестоматия для общеобразоват. учережд. В 2 частях. Ч. 1 - Зинин, Сахаров – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 496 с.
Приложение 1.
Семья Ростовых |
Члены семьи | Характеристика |
Граф Илья Андреевич Ростов | |
Графиня Наталья Ростова | |
Вера Ростова | |
Петя Ростов | |
Соня Ростова | |
Николай Ростов | |
Наташа Ростова | |
Главное в семье |
|
Семья Болконских |
Члены семьи | Характеристика |
Князь Николай Андреевич Болконский | |
Князь Андрей Болконский | |
Княжна Марья Болконская | |
Главное в семье |
|