СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Двери, в которые хочется войти..." Дома Ростовых и Болконских (Роман Л. Н. Толстого "Война и мир")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь...с возможностью делать добро людям" Л. Н. Толстой

Просмотр содержимого документа
«"Двери, в которые хочется войти..." Дома Ростовых и Болконских (Роман Л. Н. Толстого "Война и мир")»




Методическая разработка урока литературы

«Двери, в которые хочется войти…»

Дома Ростовых и Болконских.







Разработала учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ№7 г. Мичуринска

Тамбовской области

Честных Валентина Юрьевна















Мичуринск, 2023

План урока:


Тема: «Двери, в которые хочется войти…» Дома Ростовых и Болконских.


Цель: составление обучающимися социально-психологического анализа семей Ростовых, Болконских.

Задачи:

Учебная: на примере семей, представленных в романе "Война и мир", показать, что семья является основой общества; отношения в которой построены на искренних и глубоких чувствах.

Развивающая: развивать навыки работы с текстом - умение анализировать, развивать монологическую речь обучающихся.

Воспитательная: воспитывать патриотизм на примерах литературы, формировать стремление к самопознанию, самосознанию и саморазвитию обучающихся.

Планируемые результаты:

личностных:

−сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

−толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми,

−готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−эстетическое отношение к миру;

−совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

−умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

−умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

−знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.


Тип урока: комбинированный


Межпредметные связи: история, обществознание, право, психология.


Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая,

информационно-коммуникационная.

Методы и формы обучения: эвристический метод, индивидуальная,

групповая, фронтальная.

Оборудование: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», иллюстрации,

рисунки, портреты главных героев романа, доклады,

рефераты обучающихся, видеофильм «Война и мир»,

компьютер, мультимедийная презентация.


Ход урока:


I. Организационный момент (психологический настрой).

II. Проверка знаний по ранее изученному материалу:

литературная викторина «Кто это?»

  1. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями…»

  2. «Князь был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами…»

  3. «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках…»

  4. «Княжна улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своим белым платьем и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана..»

  5. «Схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него, едва удерживая в руках тяжелое знамя, он побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним…»

  6. «Ножки ее в бальных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо сияло восторгом счастья. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки…»

  7. «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и менее умел из него выйти…»


Объяснение новой темы.

Продолжая изучение романа Толстого «Война и мир», называю вам тему сегодняшнего урока.

Эпиграфом к нашему уроку могут послужить слова писателя:

«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям».

Но прежде чем приступить к изучению нашей темы, предлагаю вам ответить на вопрос: «А что такое семья?»

В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой значение слова семья – это объединение людей, сплоченных общими интересами.

Итак, в словаре говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий.

Л.Н.Толстой говорил: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Во время каникул кто-то из вас остается с родителями, и у вас появляется прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому. Кто-то обрадует своим приездом бабушек, дедушек. Пожилые люди очень одиноки, и любое внимание для них – драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Кто-то уезжает к родственникам. Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие, самые дорогие сердцу люди.

Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство. Там тяжело всем! Какой найти выход – взрослые не знают, потому что когда-то их, еще маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться. Но мы-то с вами не пойдем по этому пути, мы будем учиться. И лучшие примеры семейных отношений дают наши классики. Лев Николаевич Толстой придавал огромное значение

семье. Счастье человека, считал он, закладывается в семье родителей и продолжается в собственной.

А какой должна быть, по-вашему, счастливая семья?

Это такие семьи, где друг друга понимают.

В таких семьях родители и дети уважают и любят друг друга.

Это такие семьи, в которых старшие заботятся о младших, а младшие о старших, детей воспитывают на примере родителей. В такие семьи радостно приходить в гости.

Откроем и мы сегодня двери в два дома – Ростовых и Болконских. Именно эти семьи Толстой считал идеалом семейного воспитания и залогом будущего счастья детей.

Побудем гостями у них и узнаем, каков этот идеал.

На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, каковы основные принципы семейного воспитания Ростовых и Болконских в романе Толстого «Война и мир».

Дома вы прочитали главы, где Ростовы и Болконские открывают двери своих домов для гостей, уже почувствовали особый дух каждой семьи.

Для проведения урока группа делится на микрогруппы. Обучающиеся, которым ближе атмосфера семьи Ростовых, пересаживаются в левый ряд. Те, кому больше нравится семейный дух Болконских, занимают правый ряд. Кто еще не определился в выборе, остаются в среднем ряду. Деятельность микрогрупп будет осуществлять эксперт.

План урока:

  1. Словарная работа.

  2. Литературная викторина.

  3. Доклады обучающихся.

  4. Работа с текстом произведения.


Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание. На доске записаны слова, встречающиеся в тексте романа, правописание которых вам надо запомнить.


В словарь – семья, воспитание, патриотизм, Отечественная, антитеза.


Задание: 1. Заполнить таблицу «Дом Ростовых», «Дом Болконских»

(принципы воспитания).

  1. По ходу изложения материала придумать свое название урока.


Доклады обучающихся.

«Домашнее воспитание дворян конца XVII – первой половины XIX века», «В.Г.Белинский и А.И.Герцен о воспитании дворян».


Итак, мы более-менее определились в своих симпатиях, но еще не вошли в Дом. С каким чувством войдем? (Бережно, открыто, любя). На что будем обращать внимание? (На то, как родители и дети устанавливают свои взаимоотношения). Какие традиции? Чему радуются? Что огорчает? Какие люди приходят? Как их встречают?


Дом Ростовых. Прием гостей. Работа с текстом произведения. Аналитическая беседа.

Чтение отрывка со слов: «У Ростовых были именины Натальи…» до слов: «…не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной».

Какое слово дважды употребляет автор? Почему?

(«Не переставая».) Не перестают прибывать гости. А хозяева их принимают.

Как течет жизнь в доме?

Что вместе с дверями открывается в доме?

Эти качества отражаются на лицах. Рассмотрим портреты графини Натальи и графа Ильи Андреевича. (Графиня величава и медлительна, внушает уважение. Граф полный, крепкий, веселый. Вид человека любящего и умеющего пожить. Молодится. Внушает доверие, располагает к себе).

Что чувствуют гости (и вы), когда попадают в их дом?

Что находят гости в доме Ростовых?


Дом Болконских.

Чтение начала 22 главы до слов: «в доме старого князя».

Ждут князя с княгиней. Сколько их не было дома?

Какие слова противоречат друг другу? («Ждали с каждым днем», «но не нарушило стройного порядка».

Что кроется за этим противоречием? (Ждали, потому что любили, скучали. А порядок – это основа жизни старого князя Николая Болконского).

Что обеспечивал порядок? Расскажите об одном дне князя. (Порядок – условие деятельности князя. С утра до вечера он работает: пишет мемуары, точит детали на станке, сам обучает дочь, разводит растения и т.д. В определенные часы ест, спит, читает, принимает начальников губерний).

Как здесь открываются двери?

А жизнь есть в доме? (Да, только упорядоченная, по расписанию. Движение стройное, равномерное).

Найдите в тексте портрет князя Николая Андреевича. Что в его облике особенного? (Фигура старика с сухими ручками и блеск умных глаз, молодых, блестящих).

Неожиданное сочетание, не так ли? Этот прием вам известен. Раскройте его. (Антитеза – противопоставление. Одно другому не мешает, то есть старость и блеск молодых глаз. Просто князь проявляет живой интерес к жизни, у него пытливый, проницательный ум).

Кому он дарит этот блеск глаз? (Детям. Лучистые глаза Марьи, умные, блестящие, лучистые глаза князя Андрея).

И вместе с блеском глаз подарил живость ума и огонь жизни. Глаза Болконских – это уже семейная черточка. Толстой много раз обратит внимание на лучистость глаз Марьи и Андрея. А раз так, то мы имеем дело с особым творческим приемом писателя, называется он художественная деталь. Поскольку мы анализируем портрет, то деталь эту можно назвать портретной.

Подведем итог: что ценится в доме Болконских? (Ум, трудолюбие, порядок).


Встреча детей.

Говорят, человек до конца открывается в минуту опасности и в соприкосновении со своими детьми. Не можем мы рядом с вами не обнаружить свои чувства, не можем слукавить. Вспомните, как по-детски трогательно обнимал Николай Петрович Кирсанов из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» своего сына после долгой разлуки. Как поведут себя наши герои? Проследите за первым движением, первым словом, взглядом…

Дом Ростовых. Глава 8 (появление Наташи).

В комнату вбегает Наташа, она еще не видит никого перед собой, но ее уже увидел…Кто же? Зачитаем отрывок из текста и комментируем.

«Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки.

- А вот и она! – смеясь, закричал он. – Именинница!

- Милая, на все есть время, - сказала графиня, притворяясь строгою».

(Т.1, ч.8).

- Как можно объяснить, что означает слово «вокруг» в этом отрывке?

- Куда же привела центростремительная сила бега Наташу?

- Почему Наташа знает, что мать не оттолкнет сейчас, ведь «на все есть время, милая»?


Дом Болконских. Главы 22, 23.

- Как встречает князь Болконский свою дочь? Как оглядел ее?

- Почему же отец считает, что именно геометрией подобает заниматься девушке? Он не видит ее страданий что ли?

- Найдите описание встречи сына с отцом (глава 23).

- Почему не сказать «смотрел», почему «косился»?

- Старый князь кажется суровым, сухим, жестким и надменным. Неужели его ничего не тревожит?

- На другой день, вечером, князь Андрей уезжал на войну. Отец «с глазу на глаз хотел проститься с ним», позвал к себе в кабинет. Надо благословить сына на войну, сказать нужное слово. Продолжите это слово бывшего генерал-аншефа Болконского.

«Коли тебя убьют, мне, старику, …(будет больно).

«А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…(стыдно).

- Чем отвечает сын?


Прощание с домами.

Уезжают гости Ростовых, уезжает сын князя Болконского. Пора и нам уходить. Но задержимся на минутку, чтобы услышать прощальные звуки в домах. По ним мы сразу поймем, чем живут наши герои, что наполняет их дома.

- Что слышим в доме Болконских? (Просмотр отрывка из видеофильма «Война и мир» - танец графа Ростова).

- Перескажите, как Толстой изображает графа Ростова в танце. Какое слово повторяется?

Да, пройдет время, и Наташа станцует русский танец с таким же задором, с каким танцевал сейчас ее отец. (Просмотр отрывка из видеофильма «Война и мир» - танец Наташи).


Обобщение. Подведем итог. Есть ли общее для обоих домов?

- Определились ли те, кто остался в начале урока в среднем ряду, пересесть? Объясните свой выбор, если желаете.

- Я прошу всех покинуть выбранный в начале урока дом и пересесть в средний ряд. Вы сейчас сделали то, что через 15 лет сделают две семьи – семья Ростовых и Болконских. Они объединятся. В Лысых горах под одной крышей будут счастливо жить Наташа, Пьер Безухов и их дети, старая графиня Ростова, Соня, Николай Ростов и Марья Болконская, их дети, 15-летний сын князя Андрея, слуги, гувернеры детей. (Чтение отрывка из эпилога, ч.1, гл.12).

Война принесет много горя семьям: погибнет князь Андрей, умрет старый князь Болконский, граф Ростов не переживет смерти Пети, разорятся полностью Ростовы. Но дети сумеют построить новый дом.

- Благодаря чему или кому окажется возможным единение двух семейных родов?

Эта мысль – мысль семейная – самая важная в романе. Умение жить миром, а не войной и в раздоре дается не каждому, только тем, кто любит, страдает, отдает, прощает и чтит того, кто дал им жизнь.

Закрепление.

  1. В начале урока у вас было дано задание: заполнить таблицу «Принципы воспитания. Дом Ростовых. Дом Болконских». Прочитайте ваши варианты ответов. (Проецирование возможных вариантов ответов).

  2. Вернемся к теме урока. Есть ли у вас свой вариант названия темы?

(«Дома, где любят и ждут», «Два лучших дома в романе», «Тема дома и семьи»).

Итог урока.

  1. О чем мы сегодня говорили на уроке?

  2. Что нам удалось и не удалось на уроке?

Эксперт объявляет оценки, комментирует их.


Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.

Отец, и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
на этой сказочной земле.

Я желаю вам удачи во всех делах, семейного счастья и достатка в доме.


Домашнее задание.

  1. стр. учебника Ю.Лебедева 262-264.

  2. Мини - сочинение на тему: «Дом, в котором я хотел бы жить…».




































Литература:


  1. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре, - М., 1994.

  2. Коротова М.А. Путешествие в историю русского быта, - М., 1998.

  3. Толстой Л.Н. Война и мир, - М., 1987.

  4. Городин А.М. Панорама столичной жизни, - М., 1995.

  5. Журналы «Литература в школе».

  6. Литература. 10 класс: учебник для общеобразователь­ных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.И. Сахаров, С.А. Зинин. - 9-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 336 с.

  7. Зинин, Сахаров: Литература XIX века. Хрестоматия. 10 класс. Хрестоматия для общеобразоват. учережд. В 2 частях. Ч. 1 - Зинин, Сахаров – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. — 496 с.





















Приложение 1.



Семья Ростовых

Члены семьи

Характеристика

Граф Илья Андреевич Ростов


Графиня Наталья Ростова


Вера Ростова


Петя Ростов


Соня Ростова


Николай Ростов


Наташа Ростова


Главное в семье




Семья Болконских

Члены семьи

Характеристика

Князь Николай Андреевич Болконский


Князь Андрей Болконский


Княжна Марья Болконская


Главное в семье






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!