Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Теремок» г.Назарово Красноярского края
Конспект
занятия по художественно – эстетическому развитию в группе среднего возраста
подготовила: воспитатель Тихонова О.Г.
Тема: Рисование «Дымковская роспись»
Цель: развитие умений детей раскрашивать силуэт игрушки дымковскими узорами
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с узорами дымковской росписи
Развивающие:
- развивать интерес к изобразительной деятельности
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству
- воспитывать терпение, умение доводить начатое дело до конца
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать навыки совместной деятельности
Познавательное развитие:
расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве
Речевое развитие:
- обогащать словарный запас детей
- формировать умение рассуждать, делать выводы
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать умение подбирать узор (круг, прямые и волнистые линии, клетка, точки - горошины)
- формировать умения сочетать в работе кисти и ватные палочки, краски разных цветов
- воспитывать аккуратность в работе
Физическое развитие:
- развивать мелкую моторику пальцев
Материал: иллюстрации с изображениями дымковских игрушек (барышни, лошадки) листы бумаги с силуэтами (контурами) по количеству детей, гуашь, кисти, ватные палочки, салфетки, банки с водой для промывки кистей
Методические приемы: рассматривание, показ, объяснение
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением дымковских игрушек
- беседа «Дымковская роспись»
- раскрашивание «Народные игрушки»
- лепка «Народная игрушка»
- проведение д/и «Половинки», «Подбери узор»
- проведение с/р игры «Художники»
Словарная работа: дымковская игрушка, барышня, водоноска, роспись
Ход занятия
1. Организационный момент
Мы рады видеть все друг друга,
Все, как один мы друг за друга,
И будем мы всегда дружить,
И дружбой нашей дорожить!
2. Общий разговор
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?
Ответы детей (да, любим)
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Ответы детей (на машине, пешком, на самолёте)
Воспитатель: Предлагаю отправиться в путешествие на самолёте в необычное село Дымково. Хотите?
Ответы детей ( )
Воспитатель: Тогда отправляемся. Садимся в самолёт, заводим мотор, как он работает? (р-р-р) и взлетаем. Как гудит наш самолёт? (у-у-у).
3. Основная часть. Рассказывание с опорой на игрушку «Дымковскую барышню» и иллюстрации
Воспитатель: Вот мы прилетели и оказались в селе Дымково.
Посмотрите, кто нас встречает…
Ответы детей ()
Воспитатель: Это же самая известная дымковская игрушка – Барышня.
Барышня: Здравствуйте! Ребята я расскажу вам удивительную историю, как появилась Дымковская игрушка.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро люди вставали, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали то село Дымково.
Жили в том селе люди, люди веселые, смекалистые, творческие. Раньше не было такого количества игрушек, как сейчас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. И вот, набрали они на берегу глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками.
В Дымково очень любят необычные народные игрушки. Чем они отличаются от ваших?
Ответы детей (красивые, необычные, старинные)
Воспитатель: А вы умеете создавать народные игрушки?
Ответы детей (да, нет)
Рассматривание
Воспитатель: Самая известная дымковская игрушка – Барышня. Какая у неё одежда?
Ответы детей (красивая)
Воспитатель: Яркая кофта, на голове кокошник. А вы заметили, какая у неё юбка?
Ответы детей (яркая, расписная юбка, с горошками)
Воспитатель: Какие элементы используются при росписи юбок Барышень?
Ответы детей (кружочки, прямые и волнистые линии, точки, полоски)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы росписи на игрушках?
Ответы детей (нет )
Воспитатель: Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода
Ответы детей ( )
Показ
Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской. Получилась сеточка. Затем берем ватную палочку, обмакиваем в воде, набираем красную краску и рисуем кружочки, не закрашиваем их. После этого берем другую ватную палочку и проставляем точки в этих кружочках. Вот такая юбка у нашей Барышни получилась.
Воспитатель: Ребята, а хотите и вы побывать мастерами?
Ответы детей (да)
Барышня: У меня есть подружки, у которых юбки не расписаны, а они бы очень хотели быть такими же красивыми. Хотите их расписать, как настоящие художники, мастера?
Ответы детей (да, хотим)
Воспитатель: Тогда нам надо превратиться в мастеров:
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров
Воспитатель: Вспомним, как будем расписывать барышню. Какие части мы закрашиваем полностью?
Ответы детей (кофту, волосы, кокошник). А узор где расположим?(на подоле)
Воспитатель: Подумайте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую Барышню, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
Перед работой надо подготовить пальчики
Пальчиковая гимнастика:
Прежде, чем рисовать.
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера.
За работу всем пора.
Воспитатель: А теперь, художники, мастера, принимайтесь за работу и украшайте своих барышень. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски. Ребята, кто затрудняется, посмотрите на образец.
(Дети подходят к столам, заранее подготовленным к рисованию, занимают места).
Самостоятельная работа детей
Дети работают самостоятельно. В ходе работы воспитатель закрепляет название цветов, элементов росписи, проводит индивидуальную работу, напоминает технические приемы рисования.
Индивидуальная помощь по необходимости (Максим, Женя, Кирилл)
4.Заключительная часть
Барышня: Ребята, вы сегодня работали, как настоящие дымковские мастера, и у вас получился хоровод барышень. Теперь все мои подружки – барышни нарядные, Какие узоры рисовали? Какие цвета вы использовали?
Ответы детей (полоски, горошки, волны )
Воспитатель: Наше время работы в мастерской подходит к концу. Спасибо вам за ваш труд.
Оформление выставки «Дымковская роспись»