СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ -2024. Русский язык. Вариант РЯ2300102

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ -2024. Русский язык. Вариант РЯ2300102

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ -2024. Русский язык. Вариант РЯ2300102»

Вариант РЯ2300102

Чудилось Ромашову, что в далёком и сказочном городе живут радостные, ликующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумчивость, даже грусть – очаровательно нежны и прекрасны. Ходят они по сияющим площадям, по тенистым садам, между цветами и фонтанами, ходят, богоподобные, светлые, полные неописуемой радости, не знающие преград в счастии и желаниях, не омрачённые ни скорбью, ни стыдом, ни заботой… Неожиданно вспомнилась Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые крики полкового командира, чувство пережитой обиды, чувство острой и в то же время мальчишеской неловкости перед солдатами.

Всего больнее было для него то, что на него кричали совсем так же, как и он иногда кричал на этих молчаливых свидетелей его сегодняшнего позора, и в этом сознании было что-то уничтожавшее разницу положений, что-то принижавшее его офицерское и, как он думал, человеческое достоинство. И в нём тотчас же, точно в мальчике, закипели мстительные, фантастические, опьяняющие мечты. «Глупости! Вся жизнь передо мной! – думал Ромашов, и, в увлечении своими мыслями, он зашагал бодрее и задышал глубже. – Назло им всем завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Труд! О, трудом можно сделать всё, что захочешь.

нужно взять себя в руки. Буду зубрить, как бешеный… И вот, неожиданно для всех, я выдерживаю блистательно экзамен. И тогда наверняка все они скажут: „Что же тут такого удивительного? Мы были заранее в этом уверены. Такой способный, милый, талантливый молодой человек“». (По А.И. Куприну)

1. Самостоятельно подберите ограничительно-выделительную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) абзаце текста. Запишите эту частицу.

2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ХОДИТЬ. разг. Шататься, колебаться, колыхаться. Мостки ходят под ногами.

2) СЦЕНА. Происшествие, эпизод. Наблюдать за уличной сценой.

3) СВИДЕТЕЛЬ. Тот, кто лично присутствовал, присутствует при каком - нибудь событии, очевидец. Быть свидетелем чего-нибудь. Призвать в свидетели кого-нибудь (сослаться на кого-нибудь в оправдание своих слов).

4) ПОЛОЖЕНИЕ. Местонахождение в пространстве. Определить п. судна.

5) ПОСТУПИТЬ. Совершить какой-нибудь поступок, сделать что-нибудь. Поступить правильно. Зачем ты так поступил?

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой автор использует книжную (неописуемый, скорбь) и разговорную (назло, зубрить) лексику, что говорит о принадлежности текста к художественному стилю речи.

2) Текст относится к разговорному стилю речи, поскольку авторская цель – воспроизвести мысли героя, передать чувства персонажа.

3) Первый и второй абзацы текста противопоставлены на уровне художественных образов, антитеза подчёркнута словом «неожиданно».

4) Выразительность текста достигается за счёт использования тропов: эпитетов («по сияющим площадям», «грубые крики»), метафоры (закипели… мечты) и сравнений (жизнь… похожа на сладкую музыку, точно в мальчике).

5) Эмоциональность речи героя выражается в употреблении междометия «о», восклицательных и односоставных назывных предложений, что относит текст к научно-популярному подстилю речи.



4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) дождАлась 2) конусОв 3) Иксы 4) сОгнутый 5) дОверху.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Вопросы чести и бесчестия, достоинства и трусости, коварства и предательства станут в дальнейшем КОРЕННЫМИ для творчества Фазиля Искандера.

В статье осмысляются этапы развития академической культуры в России XVIII–XIX веков, сопровождавшегося непрерывным обменом техническими, ГУМАНИТАРНЫМИ и религиозными знаниями между Востоком и Западом. Новый цифровой сервис позволит повысить эффективность госуправления в области социальной помощи и улучшить ИНФОРМИРОВАННОСТЬ граждан о правах на социальное обеспечение.

В 1471 году новгородская аристократия подготовила договор о переходе под власть польского короля и великого князя литовского Казимира IV, что ЗАПОЛНИЛО чашу терпения Ивана III.

Пламя ОХВАТИЛО хозяйственные постройки, и на дворец полетели комки смрадного дымившегося войлока.



6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Много лет назад знаменитый физик Энрико Ферми спросил вопрос, который вошёл в историю науки: если Вселенная так стара и в ней так много обитаемых планет, то где древние разумные инопланетяне, которые давным -давно должны были изобрести способы общения с себе подобными?

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.


со СТА заданиями поскользнуться на ЛЬДУ

ванильные СОУСЫ пять ОЛАДЬЕВ две ТРЕТЬИХ населения.


8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Бактерии – самая «урожайная» на новые виды группа, но открывать их будут ещё долго: большинство видов морских бактерий не растёт на питательных средах, их удаётся идентифицировать только путём восстановления целых геномов из присутствующих в пробах фрагментов.

2) Переодевшись, они отправились обедать в ресторан «Яр», славящийся своей кухней, а после обеда, прокатившись по праздничному городу, было принято решение ехать в оперу на «Пуритан».

3) Во дворе намечалось сражение: Чико, матёрый чёрный котище, стоял нос к носу с рыжим выскочкой; оба остервенело били себя хвостами и орали – сиплым тенором и колоратурным сопрано – в малую терцию, забираясь в голосовом поединке всё выше и выше, нагнетая истерическое напряжение, срываясь на визг.

4) Утром, завтракая на кухне и глядя на серую бетонную излучину моста, на человечков, автомобильчики, на серо-жёлтый дом на противоположной стороне реки, он сказал, что я позвоню после занятий и приду вечером.

5) Я весь день гулял во дворе и теперь, пыльный и запыхавшийся, шёл домой через этот затопленный двор солнцем, мимо стен, гаражей, тополей.

6) Как ни пыталась Клавдия Петровна скрыть предстоящую женитьбу сына на иностранке, эта новость мгновенно облетела если не весь город, то половину уж точно, и всё благодаря стараний работников ЗАГСа, потому что браки с иностранцами в городе заключались нечасто.

7) Возможно, дело было не в натренированности взгляда, а в воображении, и он, пользуясь мельчайшими намёками, которые давал окружающий мир, успевал разглядеть не столько проносящееся мимо окон, сколько домыслить и воссоздать то, что там должно находиться.

8) Этот симпатичный человечек, воспевающий свои таланты с откровенностью ребёнка и твёрдо убеждённый в собственной правоте, провозглашал свои принципы, в то же время с благоговением поглядывая на новёхонький вицмундир, право носить который он завоевал потом и кровью и ежедневными унижениями.

9) Перевозчик нам объяснил, что монахов осталось всего пятеро, живут они дарами богомольцев, рыбачат, да есть у них внутри ограды малый огород, а раньше на берегу озера сеяли они на лесной поляне жито, но этой весной сельские власти запретили им пахать, и поляна теперь зарастает бурьяном


9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.


1) ок..льцованная (птица), упр..стить (задание), непром..каемый

2) оз..рять (пламенем), выр..щенный, огл..сить (приговор)

3) скр..пить (листы), (нежная) св..рель, разв..нтился

4) верм..шель, разув..рять, побл..дневший

5) ум..лять (значение), ур..внять (в правах), ре..листичный.



10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) непр..глядный (вид), пр..урочить (к празднику), беспр..страстный

2) нед..думанный, ультр..правый, р..збежаться

3) в..ющийся, бар..ерный, раз..яриться

4) обе..движенный, ра..паханное (поле), не..держанный

5) вз..скательный, роз..грыш, без..мянный.

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бабочка-капустн..ца, кокетл..вый

2) кошелёч..к, (местность) обезвод..ла

3) холщ..вый (мешок), обслед..вать

4) публиц..ст, жар-птиц..но (перо)

5) (пожилой) гардероб..ик, перевоз..ик.

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) задремл..т, (волна) плещ..т

2) перемеш..нный (с землёю), (они) дыш..т

3) тле..щий (костёр), отта..вшее (стекло)

4) (ничего) не знач..щий, (ветви) колыш..тся

5) подстрел..нный (селезень), ненавид..щий (взгляд).

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Вожатые идут рядом с верблюдами и выкрикивают резким голосом (НЕ)ПОНЯТНЫЕ нам угрозы.

2) Он сидел в одиночестве за огромным столом, накрытым белой скатертью, и как раз наливал себе чай из давно (НЕ)ЧИЩЕННОГО ведёрного самовара.

3) В систему координат Свидригайлова входит и Америка, и Швейцария, и экспедиция на Северный полюс, а также путешествие на огромном шаре, что говорит (НЕ)ПРОСТО о метаниях и о неустойчивости, но и о стремлении «выпорхнуть» из душного пространства.

4) Удивительно смешны своей осанкой и походкой бывают, например, пингвины, (НЕ)ДАРОМ Анатоль Франс один из своих сатирических романов назвал «Остров пингвинов».

5) На территории национального парка «Ламингтон» исследователь Джеймс Твид нашёл никому (НЕ)ИЗВЕСТНОГО ранее жука, покрытого длинной белой шерстью.

14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

1) Томский провёл время не без пользы для себя: (ПО)ОДНОМУ из адресов, где жили КОГДА(ТО) дальние родственники, ему удалось снять комнату, стоившую почти вдвое меньше, чем его прежняя.

2) Я записал в своём дневнике: «12 апреля 1961 года Юрий Гагарин приземлился в 26 километрах (ЮГО)ЗАПАДНЕЕ города Энгельса, (ПО)БЛИЗОСТИ от деревни Смеловки Саратовской области».

3) Игорь Сергеевич говорил (ПО)РУССКИ безупречно, с приятной старомодностью, какую у нас можно ещё встретить (КОЕ)ГДЕ в провинции. 4) Очиток едкий выходит (ИЗ)ПОД снега с частично перезимовавшими вегетативными побегами, во время цветения образует (ЯРКО)ЗОЛОТИСТЫЙ густой ковёр из цветоносов.

5) Вчера день был ТИХИМ(ТИХИМ) и вода (ТЁМНО)ПРОЗРАЧНОЙ, как дымчатый топаз, в ней мерцали и переливались разноцветные стайки рыбок и длинные водоросли.



15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

В комнате стояла никелирова(1)ая кровать, в несколько этажей завале(2)ая подушками и шерстя(3)ыми одеялами, где из-под нижнего одеяла свисали изыска(4)ые кружева, плетё(5)ые труже(6)ицей Мартой, а около кровати – сундук, вывезе(7)ый ещё из Германии; в сараях и в конюшнях у притолок были повеше(8)ы сушё(9)ые головы щуки, охраняющие от нечистой силы.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из-за влажного тумана машины медленно ездили по выбеленным слившимся с тротуарами улицам и это только усиливало тревожное ощущение.

2) Перед ним был очень светлый берег необычайно прозрачного зелёного моря.

3) На площадке темно и нигде вокруг нет намёка на свет.

4) Он быстро спустился лёгким пастушеским шагом с горы и мелкие камушки катились вслед за ним сухим ручейком и ударяли по ногам.

5) Задымился камин и светло и весело вспыхнул сухой багульник.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Он нехотя подошёл к ломберному столику и (1) краснея до корней волос (2) сел на указанное старухой (3) место напротив двух барышень (4) перекидывавшихся весьма выразительными взглядами (5) и (6) несколько наигранными (7) улыбками.

18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

– Смотри (1) бабушка (2) зяблики опять за мной увязались, – воскликнула девушка, громко смеясь, – посмотри, какие смешные… Голодные (3) видно (4) совсем. А у меня (5) как на беду (6) хлеба с собой не было. Но, увидев меня, она (7) вдруг (8) замолчала и вспыхнула густым румянцем. Её топкие чёрные брови недовольно сдвинулись, а глаза с вопросом обратились на старуху.

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда московский гость приехал к нему (1) Алексей велел сказать (2) что его нет дома (3) и имел неосторожность показаться перед окошком (4) вследствие чего посетитель и хозяин встретились взорами.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Волчиха помнила (1) как летом и осенью около зимовья паслись баран и две ярки (2) и (3) когда она не так давно пробегала мимо (4) то ей послышалось (5) будто в хлеву блеяли (6) а теперь на подходе к зимовью она сообразила (7) что уже наступил март (8) и в хлеву непременно должны быть ягнята.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Инспекторы федерального госучреждения «Заповедное Прибайкалье», включающего четыре особо охраняемые территории, в очередной раз провели учёт животных в окрестностях озера Байкал. (2)Весь год сотрудники научного отдела заповедника, национального парка и двух заказников пристально следят, в частности, за состоянием популяции изюбрей – одного из видов восточно-азиатского настоящего оленя – на побережье Байкала. (3)Изю́брь, или изюбр (Cervus elaphus xanthopygus), – подвид благородного оленя, который был впервые описан в 1869 году в Китае. (4)Летом изюбрь держится по теневым склонам лесистых гор, а зимой – по солнцепёкам. (5)Юго-восточные склоны Байкальского хребта, где мало снега и есть участки, согретые солнечными лучами, – излюбленные этими копытными места. (6)С помощью оптических приборов и особой методики учёта инспекторы зафиксировали в этом году 54 группы изюбрей. (7)Это максимальный показатель за все годы наблюдений – он вдвое превышает данные 2022 года.

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)Как любой учитель, преподающий литературу, постоянно сталкиваюсь с тем, что ребята не читают произведения школьной программы. (2)Впрочем, не только их. (3)Некоторые из наших учеников, как те самые чиновники из «Мёртвых душ», вообще ничего не читают.

(4)Как-то спросил ученицу девятого класса, которая никак не могла осилить эту поэму Гоголя:

– (5)В чём проблема?

– (6)Скучно!

– (7)Что именно?

– (8)Всё!

– (9)А что ты читала: сами «Мёртвые души»?

– (10)Да. В кратком изложении.

– (11)Знаешь, мне однажды попался на глаза краткий пересказ «Евгения Онегина». (12)Начинался он так: «У Онегина заболел дядя». (13)У меня сразу скулы свело от скуки. (14)Ты полный текст поэмы прочитать попробуй! (15)«Мёртвые души» написаны так живо и остроумно, что скучать тебе точно не придётся.

(16)Недавно, готовясь к уроку и в очередной раз перечитывая «Капитанскую дочку», ловил себя на мысли: «Зачем я это делаю? (17)Текст и так почти наизусть знаю!» (18)Каково же было моё изумление, когда, переворачивая одну страницу за другой, испытывал странное ощущение, что читаю этот роман впервые.

(19)Вот на постоялом дворе, куда приводит Гринёва безвестный бродяга, как бы невзначай на стене оказываются «винтовка и высокая казацкая шапка». (20)И невольно вспоминается чеховская фраза из письма актёру Лазареву (Грузинскому): «Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него». (21)Как тут не согласиться с литературоведом Дмитрием Благим, который в книге «Мастерство Пушкина» утверждает: «Винтовка, висящая на стене хозяина умёта, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! (22)Равным образом “высокая шапка” является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачёва…»

(23)Но особенно поразил меня один из фрагментов восьмой главы романа: «Я не мог не подивиться странному сцеплению обстоятельств: детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял меня от петли, и пьяница, шатавшийся по постоялым дворам, осаждал крепости и потрясал государством!»

(24)Так вон он – ключ к пушкинскому роману – «странное сцепление обстоятельств». (25)Цепь. (26)От странного белого облачка на краю неба, которое Гринёв по дороге из Симбирска в Оренбург принял «сперва за отдалённый холмик», до бурана, встречи с вожатым (Пугачёвым), пророческого сна, который, по словам Дмитрия Благого, скрепил «отдельные звенья романа в единое и стройное композиционное целое», – и вплоть до последних страниц произведения.

(27)Теперь мне было с чем идти на урок. (28)А ученики очень остро это чувствуют: отрабатываю я «номер» или говорю с ними о том, что меня самого в этот момент по-настоящему волнует. (29)Кстати, именно после повторного прочтения классики, поражённый очередным неожиданным открытием, я написал большинство своих литературоведческих статей.

(30)Иногда приходится слышать: «Ну что вы так переживаете за судьбу Онегина, Катерины Кабановой, Обломова? (31)Это же не люди, а литературные персонажи! (32)И вообще, – какое дело современным школьникам до того, что там произошло у какого-то Чацкого с Софией, какие шуры-муры крутил с ней секретарь Фамусова Молчалин и почему в итоге Чацкий выскочил из дома своего бывшего опекуна, как пробка из бутылки, с криком: “Kарету мне, карету!” (33)Это когда было! (34)Ровно двести лет тому назад! (35)Это же персонажи! (36)Фантомы! (37)Плод воображения сочинителя!» (38)Однако лично мне совершенно ясно: нет ни радости, ни пользы от чтения из-под палки книг, герои которых не имеют к нам никакого отношения. (39)Неслучайно же, представляя читателям своего героя, Пушкин пишет:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель…

(40)Автор романа в стихах, с одной стороны, сразу же говорит о том, что этот персонаж близок его душе, а с другой – приглашает своих читателей и читательниц к доверительному разговору.

(41)Конечно, куда проще идти на урок, отстраняясь от литературных героев и их судеб, с готовыми решениями, набором методических приёмов, не сопереживая ни трагическому одиночеству Чацкого, ни аду в душе Раскольникова. (42)Расходование на уроке своих душевных сил, преподавание литературы, которое, по словам Бориса Пастернака, «не читки требует с актёра, а полной гибели всерьёз», учителю очень дорого обходится. (43)Здесь каждый учитель сам для себя решает, с чем именно идти на урок.

(44)Убеждён: обрести духовный опыт можно только в том случае, если живо и эмоционально воспринимаешь творения великих писателей. (45)Всё, что ими написано, касается каждого из нас. (46)Как известно, за последние несколько тысячелетий человек мало изменился. (47)Его волнуют те же вопросы, которые заставляли браться за перо Шекспира и Пушкина, Мольера и Гоголя, Достоевского и Бальзака, Булгакова и Фицджеральда.

(48)Поэтому так радостно было мне слышать в новом для меня классе, в котором в начале учебного года почти никто не читал классику: «Знаете, прочитала я “Шинель” Гоголя и почти всю ночь проплакала. (49)Вот не думала, что литературное произведение может так на меня подействовать!»

(50)«Над вымыслом слезами обольюсь», – как писал об этом феномене Александр Сергеевич Пушкин.

(По С.Л. Штильману*)

* Сергей Леонидович Штильман (род. в 1956 г.) – российский педагог, автор книг по методике преподавания русского языка и литературы, литературовед, поэт и прозаик, автор книг для подростков.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор перечитывает все произведения школьной программы по литературе каждый год.

2) Филолог Дмитрий Благой дал своё объяснение появлению предметных деталей в художественном мире «Капитанской дочки» А.С. Пушкина.

3) Школьники видят, когда учитель сам не заинтересован в том, о чём рассказывает.

4) Существует мнение, что литературных героев ушедших эпох и школьников XXI века ничто не связывает.

5) А.С. Пушкин плакал над «Шинелью» Н.В. Гоголя от переполнявших его чувств, и это, по мнению автора, лучшее свидетельство силы публицистического текста.


23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 17 указана причина того, о чём говорится в предложении 16.

2) В предложениях 20, 21 представлено рассуждение.

3) Предложения 27 и 28 противопоставлены по содержанию.

4) В предложении 40 представлено описание.

5) В предложениях 41, 42 содержится повествование.

24. Из предложений 24–26 выпишите слово высокого стиля со значением «содержащий предсказание, правильно предугадывающий будущее».

25. Среди предложений 46–49 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «С.Л. Штильман легко переходит от мягкого юмора, раскрывающегося в использовании тропа – (А)________ (“как те самые чиновники из «Мёртвых душ»” в предложении 3) и синтаксического средства – (Б)________ (предложения 31, 33, 34), к серьёзной интонации, в создании которой участвует приём – (В)________ (предложение 42) и синтаксическое средство – (Г)________ (“по словам Дмитрия Благого” в предложении 26, “как известно” в предложении 46)».

Список терминов:

1) сравнение

2) гипербола

3) вводные конструкции

4) антитеза

5) лексический повтор

6) анафора

7) однородные члены предложения

8) восклицательные предложения

9) метонимия.



Ответы

1 только лишь только лишь всего лишь просто единственно

5 переполнило

6 задал

7 оладий

8 52476

9 125

10 15

11 123

12 12

13 14 5

14 345

15 3689

16 1345

17 124

18 123456

19 1234

20 124567

21 35

22 234

24 пророческого пророческий

25 47

26 1843



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!