СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экология - это всё, что нас окружает

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Экология - это всё, что нас окружает»

Классный час на тему «Экология – это всё, что нас окружает»

Цель: воспитание у обучающихся младшего школьного возраста экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задачи:

- расширить представление обучающихся об экологических законах;

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

- привлечь внимание обучающихся младшего школьного возраста к экологической проблеме;

- познакомить обучающихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу.

Оборудование: ММП, видеоролик, музыкально сопровождение, глобус, рисунок Земли, раздаточный материал.

Продукт деятельности: изготовление «Цветок жизни».

Ход занятия

1. Орг. момент. Приветствие.

2. Целеполагание.

- Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде по стране Экология.

- Кто-нибудь знает, что означает это слово?

- Верно. Экология - наука о местообитании, проживании. Она изучает взаимоотношения растений, животных и человека.

- В чем заключается деятельность этой науки?

- В последнее время экология занимается сохранением растений, животных, то есть сохранением жизни на Земле. Она учит нас бережно относиться к окружающему миру.

3. Основная часть.

- Земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растениям. Над нами одна общая голубая крыша – небо; под ногами один общий пол - земная поверхность; один на всех чудесный источник света и тепла – Солнце; общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны.

- За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их среде. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, исчезнет вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ.

- Посмотрите на слайд. В этих красивых вагончиках мы с вами будем путешествовать.

- Все ли готово? Можем ли мы отправляться в путешествие?

- Почему?

- Молодцы. Какие вы наблюдательные! Вагоны есть, но нет тепловоза, который их тянет. К какой стороне мы должны прицепить паровоз, если нумерация идет с первого вагона?

- Где поезд делает остановки? (На станциях.)

- Отлично. Теперь можем отправляться в путь.

1 Станция «Природная».

- Мы прибыли на станцию «Природная». Что такое природа? (Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека.)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Что такое живая природа? (Это то, что растет, дышит и производит себе подобных.)

- Что такое неживая природа? (Неживая природа не растет, не дышит, не производит себе подобных.)

- Проведем игру «Природа - не природа». Я называю слова, а вы по поднятой руке отвечаете, относится это слово к природе или нет.

1. Ромашка.

2. Телевизор.

3. Трава.

4. Ветер.

5. Школа

6. Стол.

7. Река.

8. Рыба.

9. Самолет.

10. Ящерица.

- Все отлично справились с заданием на этой остановке, едем дальше.

2 Станция «Солнечная».

- Поезд подходит к станции. Читаем ее название. (Солнечная.)

- Ребята, а что такое солнце? (Солнце - это ближайшая к Земле звезда.)

- Как вы думаете, солнце больше или меньше Земли по размеру? (Солнце во много раз больше Земли.)

- Какую форму имеет солнце? (Форму шара.)

- Сможем ли мы жить без солнца?

- Предлагаю посмотреть мультфильм по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце».

- Почему все звери заплакали, заревели? (Без солнца мы жить не сможем, потому что оно дает нам свет, тепло.)

- А если представить, что у солнышка есть лицо, то какое оно будет?

3 Станция «Родниковая».

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Подумайте, на какую станцию мы с вами приехали. (Родниковая.)

Звуковое сопровождение «Шум воды».

- Посмотрите на модель Земли - глобус. Какого цвета на нем больше? (Голубого.) Голубым цветом на глобусе изображена вода.

- Много у нас воды? (Много.) Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда.)

- Да, воды много. Но не всю воду могут употреблять человек, животные, растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода, а остальная вода, в океанах, морях, соленая. Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства. Ею нужно дорожить, пресную воду необходимо экономно расходовать.

- Вода - очень интересное вещество. Она одна-единственная бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.

- Пары воды - это газообразное ее состояние. При какой температуре вода кипит и превращается в пар? (При ста градусах.)

- При какой температуре вода начинает замерзать? (При нуле градусов.)

- При какой температуре лед начинает таять? (При плюс одном градусе.)

- Необходимый источник жизни - воду - загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых. То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Промышленные предприятия буквально прячут «концы в воду», ежедневно сбрасывая туда тонны ядовитых веществ. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты - вода - может быть отравлен окончательно.

4 Станция «Воздушная».

- Оболочка вокруг Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пыли, называется атмосферой. По сравнению с величиной Земли она очень тонка. Представим себе, что наша планета - это глобус, и если на этот глобус натянуть воздушный шарик, то атмосфера - это тонкие стеночки резинового шарика. И если чуть ущипнуть шарик, то он прорвется. Вот так же легко мы и губим атмосферу. Вы, наверное, слышали про озоновые дыры?

- Значение атмосферы, такой тонкой и хрупкой, очень велико. Оно состоит в следующем: обеспечивает нас воздухом, необходимым для жизнедеятельности растений, животных и людей; защищает Землю и все живое на ней от избытка солнечной радиации; регулирует температуру и распределяет влажность по поверхности Земли.

- Загрязняя атмосферу дымом, гарью и ядовитыми отходами промышленных предприятий, мы рискуем погубить этот тончайший слой, защищающий и поддерживающий жизнь на Земле.

- Каким газом мы дышим? (Кислородом.)

- Откуда мы получаем кислород? (Кислородом нас снабжают растения.)

5 Станция «Сказочная».

- Послушайте сказку «Кто важнее и нужнее?».

Встретились как-то в чистом поле три товарища: Солнце, Воздух и Вода. Заспорили, кто из них важнее и нужнее. Ясно Солнышко сказало:

- Я самое главное и нужное людям. Я им свет даю и теплом согреваю. Свежий Воздух возразил:

- Нет, я самый главный. Если меня не будет, то люди и животные задохнутся.

Холодная Вода заклокотала:

- Позвольте не согласиться, я самая главная, потому что без меня человек и животные погибнут от жажды, а растения засохнут от жары.

Долго они спорили, чуть не подрались. Но тут прилетел Быстрый Ветер и помирил их:

- Зря вы спор завели. Жить вам придется всем вместе и дружно, потому что людям, животным и растениям одинаково нужны и свет, и тепло, и воздух, и вода, так как все взаимосвязано.

С тех пор так и живут в мире и дружбе Солнце, Воздух и Вода.

- Кто главные герои сказки? (Солнце, Воздух, Вода и Ветер.)

- Кто завел спор? (Солнце, Воздух и Вода.)

- О чем он заспорили? (Кто из них важнее и нужнее.)

- Кто разрешил их спор? (Ветер.)

- Что он им сказал? (Ветер сказал, что все они главные.)

- Почему же они все главные? (Потому что они все необходимы живым существам.)

6 Станция «Бережливая».

- Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите из окон вагонов. Что вы видите? (Дети, воображая, рассказывают, что они видят за окном.)

- Последняя станция «Бережливая». О чем она нам напоминает? (Мы должны беречь и охранять природу.)

- Все ли в порядке на нашей Земле?

- Кто виноват в этих нарушениях?

- К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю. И разных нарушений очень много. Посмотрите на картинки. Как человек губит природу?

- Экологи придумали прекрасный праздник - День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля. В этот день люди вспоминают, что они живут в одном, общем для всех доме. И каждый думает: «Как я прожил этот год? Сделал ли я что-то хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?» Давайте и мы об этом подумаем и расскажем.

4. Подведение итогов

Изготовление продукта деятельности.

- Обратите внимание на меловую доску. На ней изображен рисунок планеты Земля. Также на ваших партах лежат ромашки под названием «Цветок жизни». Предлагаю вам на каждом лепестке написать, что способствует улучшению экологии на Земле, каких правил должны придерживаться люди, чтобы сохранить природу. Затем подойти к доске и приклеить свою ромашку на рисунок.

- Отлично. Посмотрите, какая красивая планета у нас получилась. Она вся усыпана цветами. Давайте же и мы будем способствовать улучшению экологии на нашей планете, чтобы она всегда оставалась такой же красивой и яркой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!