СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электив по литературе в 10 классе "Анализ художественного произведения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа электива по литературе в 10 классе. Рассчитана на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Электив по литературе в 10 классе "Анализ художественного произведения"»






Программа

Элективного курса по литературе в 10 классе

«Анализ художественного произведения»






Составитель программы:

Потапова С.Л,

учитель русского языка и литературы



Макаров

2022-2023 учебный год

Результаты освоения курса:

Данный электив имеет практико-ориентированную направленность, способствует становлению у учащихся учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению литературы и способствует достижению в первую очередь предметных результатов, таких как:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Метапредметные результаты, на которые особо уделяется внимание в курсе освоения программы:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • смысловое чтение.

Личностные результаты, на которые особо уделяется внимание при освоении программы:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Содержание программы элективного курса «Анализ художественного произведения»


Содержание курса

Форма занятий и виды деятельности

Введение. Анализ произведения. Виды анализа.

Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.


Лекция с элементами беседы

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Особенности литературных направлений.


Лекция, отбор материала из литературоведческих словарей.

Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века.

Презентация




Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос, идея, проблематика.


Лекция с элементами беседы, практикум

Композиционный анализ произведения. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия:

экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Практикум, работа с текстом

Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

Практикум, работа с текстом

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм.

Лекция с элементами беседы, практикум

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

Презентация, работа с текстом

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория.

Лекция, отбор материала из литературоведческих словарей. Работа с текстом.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

Практическое занятие

Анализ лирического произведения. План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование)

Практическое занятие

Анализ прозаического произведения. План анализа прозаического произведения (интерпретация, истолкование)

Практическое занятие

Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина)

Работа с текстом







Тематическое планирование по элективу «Анализ художественного текста», 10 класс (Потапова.С.Л)

Наименование раздела

Кол-во часов

Раздел № 1. Вводное занятие. Анализ произведения. Виды анализа.

1

Раздел 2. Художественная литература как искусство слова.


13

Раздел 3. Анализ художественного текста.

3

Итого

17





Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Анализ художественного произведения»

Тема

Кол-во

Дата

Раздел 1. Вводное занятие (1ч)

1

Введение. Анализ произведения. Виды анализа.

1


Раздел 2. Художественная литература как искусство слова (13ч)


2-3

Историко-литературный процесс. Литературные направления

и течения. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,

символизм, акмеизм, футуризм. Модернизм и постмодернизм.

2


4

Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.


1


5

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика.

1


6

Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия:

экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

1


7

Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь.

Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой.

Система образов.

1


8-9

Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя

речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм.

2


10

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

1


11-13

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория.

3


14

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные

размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.

1


Раздел 3. Анализ художественного текста (3ч)

15

План анализа лирического произведения (интерпретация, истолкование)

1


16

План анализа прозаического произведения (интерпретация, истолкование)

1


17

Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина)

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!