СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по информатике как средство демонстрации возможностей субд ms access в старших классах

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья о возможности использования элективных курсов по информатике для обучения учащихся возможностям работы в табличных редакторах

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по информатике как средство демонстрации возможностей субд ms access в старших классах»

В. С. Кулаков

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №28, Таганрог, Россия.

Municipal autonomous educational institution lyceum No. 28, Taganrog, Russia



ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СУБД MS ACCESS В СТАРШИХ КЛАССАХ

Аннотация

В данной статье рассматривается необходимость разработки элективного курса по информатике направленного на изучение продуктов Microsoft. Одним из значимых продуктов в работе с базами данных является Access. Поскольку в школьном курсе информатике не раскрываются полностью его возможности, разрабатываемый курс может более информативно обеспечить необходимым арсеналом знаний учащихся старших классов.


Abstract

This article discusses the need to develop an elective course in computer science aimed at the study of Microsoft products. One of the most important products in working with databases is Access. As in the school course of Informatics is not fully revealed its potential, the developed rate may be more informative to provide the necessary Arsenal of knowledge of pupils of the senior classes.


Ключевые слова

Элективный курс, профильное обучение СУБД, , Microsoft Access, база данных, старшие классы, образовательная программа, информатика.


Keyword

Elective course, DBMS, specialized training, Microsoft Access, database, high school, educational program, computer science.


В концепции модернизации российского образования в одном из приоритетных направлений является создание системы профильного обучения учащихся в старших классах общеобразовательной школы. Одними из основных задач профильного обучения выделяются такие, как получение учащимися полноценного и общедоступного образования, которое соответствовало бы интересам и потребностям учащихся, возникала бы необходимость установления преемственности в образовании, между общим и профессиональным. В этих условиях актуальным является процесс обеспечения профильного обучения старшеклассников в сфере профессиональной ориентации и профессионального самоопределения [4].

Поскольку в современном мире многие профессии связаны с требованием, к работникам, умеющим свободно работать с персональным компьютером. Возможностью быстрой обработки, хранения и оперативного доступа к необходимой информации. Ведение такого курса становится необходимым поскольку, курс по изучению баз данных позволит обучающимся разбираться, и свободно работать с редакторами [2].

Однако обработке данных всегда предшествует построение информационной модели исследуемого процесса, разработка структуры таблиц, организация сбора и обновления данных. Привить необходимые для построения баз данных навыки, выполняя серию разрозненных заданий и упражнений по созданию отдельных объектов Microsoft Access, нереально, тем более в жестких временных рамках учебного процесса. Наряду с этим возникает проблема, поскольку в школьной программе информатики этой теме уделяется мало времени. Поэтому перед нами и возникла задача для создания отдельного курса по изучению возможностей современных систем управления базами данных[1].

Разрабатываемый элективный курс по информатике направлен на изучение основных навыков в работе с табличным редактором MS Access. В настоящее время материал, предлагаемый для изучения, не раскрывает основных критериев для успешного владения информацией, получаемые на уроках информатики знания, представляют минимальный образовательный уровень, позволяющих формировать первоначальные навыки, но не открывает основные критерии необходимые для всех современных профессий, использующих в своем арсенале базы данных.

Элективные курсы по информатике направленные на изучение СУБД позволят обеспечить именно функциональную грамотность старшеклассников, их социальную адаптацию и социальную мобильность за счет умения свободно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии. Возможность применять методы и средства информатики в тех областях, которые наиболее интересуют учащихся. Разработка курса с учетом интересов и склонностей учеников старших классов позволит развить интерес и формировать необходимые навыки с последующей возможностью продолжения образования и получению современной профессии, сформировать процесс обучения так, чтобы у учащегося более определенно складывалось определенное профессиональное ориентирование.

Microsoft Access - это интерактивная реляционная СУБД (relational database management system - RDBMS) для WINDOWS. Это программа, которая используется для хранения, извлечения данных и обработки информации, в зависимости от отношений, которые были установлены. Работа в этой программе упрощена за счет манипулятора мыши. Возможности построения графической оболочки позволяют создать необходимый интерфейс, при выполнении различных распечаток и отчетов. Все это благодаря поддержки True-type шрифтов и встраивания OLE-объектов (Object Linking and Embeding) в рамках среды Windows. OLE - объект представляет собой ссылку на конкретную информацию, которая остается в своей первоначальной форме. OLE-объектом может быть EXCEL - таблица, Paintbrush - иллюстрация или Sound – файл [3].

По изучнию курса учащиеся освоят основные данные в работе с СУБД MS Access:

- Понятие базы данных и СУБД;

- СУБД MS Access;

- Создание базы данных;

- Конструктор запросов. Запрос на выборку;

- Логические выражения. Сложные запросы на выборку;

- Вычисляемые поля. Итоговые запросы и отчеты;

- Практикум по разработке индивидуального проекта.

При рассмотрении вопросов, по разработке элективных курсов по информатике возникает проблема, в основном, по разработанным программам этих курсов. Проанализировав программы С. Ю. Иванова, Н. И. Исуповой, Е. В. Разовой и других показал, что изучение данного элективного курса реализуется недостаточно, не всегда раскрываются основные понятия и методы, необходимые в рабочей практике инструменты освещены недостаточно. В основном предлагаются лишь и самые базовые методы применения базы данных, а иногда и вовсе отсутствуют разработки на применение тех или иных возможностей редактора. В связи с этим необходимо разработать содержание элективных курсов по информатике, которые дадут возможность обеспечить адекватную интеллектуальную нагрузку, соизмеримую со способностями учащихся, удовлетворить их познавательные и жизненные интересы, будут способствовать при формировании и самоопределении учащихся старших классов.

Проведение анализа литературы по изучаемой проблеме показал, что возникает необходимость разработки дополнительных лабораторных работ по изучению данного элективного курса. Также исследование содержания учебных программ создают противоречия между необходимостью изучения дополнительных курсов по информатике и в тоже время отсутствием научно-обоснованных подходов к разработанным элективным курсам по информатике учащихся старших классов, что в свою очередь профессиональное самоопределение обучающихся [2].

Необходимость устранения указанного противоречия свидетельствует об актуальности разработки элективного курса для изучения возможностей MS Access.

Проблема исследования заключается в определении подходов к разработке элективных курсов по информатике, их доступностью, обширностью получаемой информации. Появляется необходимость в формировании содержания, включающего методы и формы обучения, позволяющих школьникам осознать себя субъектами будущей профессиональной деятельности, а также приобрести профессионально необходимые знания и умения в сфере информационного общества.

Нами разрабатывается модель, необходимая для подбора содержания элективных курсов по информатике, определяются принципы и критерии отбора содержания, способствующие мотивационному осознанию формирования навыков в сфере управления СУБД Access. Немаловажное место занимают подбор основных форм и методов проведения элективных занятий по информатике для учащихся старших классов демонстрирующих возможности управления базами данных. В процессе данной работы планируется экспериментальное исследование разработанное, с целью определения наилучшей методики при проведении элективных занятий, планируется проведение апробации разрабатываемого элективного курса по информатике.

Необходимостью разработки данного курса, является интенсивный рост в использовании, информационных технологий, быстрого доступа и обработки информации. При освоении предложенного материала, разрабатывается гипотеза по поводу того, что освоение данной учебной программы, значительно повысит возможности обучающихся в области использования средств управления базами данных. Что повысит его дальнейший профессиональный рост на рынке труда.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Белый Е. К. Десять Шагов В Microsoft Access: Учеб. Пособие. – Петрозаводск: Изд-Во Петргу, 2005. – 92 С.

  2. Власовала Самойловалв Система Управления Базами Данных Microsoft Access Учебное Пособие Хабаровск 2004 89с.

  3. Диго С.М. Базы Данных: Проектирование И Использование. Учебное Пособие Для Вузов. – Москва.: Финансы И Статистика, 2005.

  4. Сеннов А. Access 2010. Учебный Курс. – Спб.: Питер, 2010. - 288с.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!