Материалы для изучения
темы: «В.Распутин «Уроки французского» - уроки доброты»
(2 урок)
для 6а, 6б, 6в классов
Урок второй.
Тема: Уроки доброты
1. Словарная работа. Запишите определения в тетрадь.
Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Стойкий - прочный, неослабевающий.
Жажда знаний – сильное желание учиться.
-Как вы думаете, как эти человеческие качества проявились в главном герое рассказа? (ответ устно)
2. Выразительное чтение отрывка вслух. Устное задание.
- Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдите отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитайте выразительно.
- Как ведет себя герой в драке и после неѐ? ( Мужественно. Он знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).
- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой? (Честным и принципиальным.)
3. Проблемный вопрос.
Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.
- Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости).
Серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки только такие уроки. К счастью есть люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
- Давайте вспомним, что это за литературный прием?
Запишите определение художественного приема в тетрадь
Антитеза — художественный приём, служащий для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей, явлений)
- Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы?
( чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы).
Вывод. Основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза. Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
4. Таблица соответствий. Таблицу заполнить, записать в тетрадь.
- Давайте попробуем найти антиподов добра и зла .
Представитель Добра | Представитель Зла |
? | ? |
? | ? |
? | ? |
Вывод. В произведении отражена извечная борьба добра и зла. Именно в период взросления решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. (Лидия Михайловна).
5. Итог урока. Письменно.
- Сделайте вывод: какова главная мысль рассказа? Запишите ответ в тетрадь.
6. Свои впечатления, о себе.
- Задатки мужества, добра и красоты вы увидели, наверняка, не только в герое повести, но и в себе. Захотелось Вам творить добро?
- Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты пуста. Стремитесь к добру, сочувствию и милосердию, и к вам вернется всегда самое лучшее.
Домашнее задание: 1. Прочесть рассказ до конца. 2. Выполнить задания по теме второго урока.