СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс по биологии "Экология современного человека" 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся. Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Оптимизация этой среды достигается за счёт комбинации параметров светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха от вредных примесей. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально для школьного коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по биологии "Экология современного человека" 9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Программа элективного курса составлена на основе нормативных документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

  • Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. №68 – «Об Образовании»

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для средней школы;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ОГЭ по биологии.

  • Федерального Государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897.

  • Учебного плана МБОУ «Нижнесуньская СОШ» на 2016 - 2017 учебный год.

В соответствии с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированными в Минюсте России 3 марта 2011 года, регистрационный № 19993).

Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования экологической культуры учащихся. Искусственная среда оказывает влияние на физическое и психическое состояние человека. Здоровье человека в значительной степени определяется состоянием микроклимата и интерьера мест его обитания. Оптимизация этой среды достигается за счёт комбинации параметров светового, цветового комфорта, уровня влажности, противошумовых мероприятий, очистки воздуха от вредных примесей. Поэтому изучение экологического состояния школьных помещений актуально для школьного коллектива.

Программа данного элективного курса рассчитана на 18 часов.

Занятие проводятся с использованием современных информационных технологий.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель курса: формирования экологической культуры учащихся.

Задачи:

  • Стимулирование познавательных интересов учащихся.

  • Объединение научных знаний с практическими знаниями.

  • Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проекта, ведения дискуссий, а также презентация результатов работы).

  • Формировать умения и навыки работы с источниками информации.

В результате изучения учащиеся приобретут следующие умения и навыки:

Умения и навыки:

  • Давать самооценку текущему состоянию школьных помещений по результатам анализа объективных и субъективных показателей.

  • Применять знания при самооценке и анализе отношений с окружающими.

  • Оценивать экологическое состояние классной комнаты, квартиры и т.д., составлять перспективный план по его улучшению.

Формы и методы обучения:

  • лекции с элементами беседы;

  • работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

  • лабораторный практикум;

  • практические работы с элементами поисковой деятельности;

  • написание и защита проектов по изучаемой проблеме.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

По плану

Факт

1

2

3

4

5

6

  1. Эволюционная экология человека. (3часа)

1

Место человека в системе живой природы.

1




2

Человек существо биосоциальное.

Практическая работа №1: «Особенности скелета человека»

1




3

Человек как единый биологический вид.

1




  1. Этапы становления вида Homo sapiens. (3 часа)

4

Экология древнейшего человека.

Неандертальцы. Экологическая дифференциация древних людей.

1




5

Эволюция кроманьонцев.

Практическая работа №2: «Этапы становления вида Homo sapiens»

1




6

История заселения и освоения территории Татарстана.

1




  1. Человек и окружающая среда. (8 часов)

7

Окружающая среда. Факторы среды.

Типы экологических взаимодействий.

1




8-9

Структура биогеоценоза. Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды. Экскурсия №2 «Биогеоценоз – смешанный лес»

2




10-11

Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Экскурсия №3 «Агроценоз – пришкольный участок»

2




12

Биосфера границы биосферы. Круговорот веществ и энергии. Эволюция биосферы. Воздействие человека на биосферу.

1




13

Что такое природопользование. Виды природопользования.

Разносторонняя связь человека с природой. Природопользование в доиндустриальную эпоху. Природопользование в индустриальную и постиндустриальную эпоху.

1




14

Современное состояние природных систем земли.

Экологические проблемы нашего района и РТ.

1




  1. Окружающая среда и здоровье человека. (4 часа)

15-16

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека.

Влияние погоды на самочувствие человека.

Питание и здоровье человека.

Ландшафт как фактор здоровья.

Влияние звуков на человека. Шумовое загрязнение и связанные с ним болезни.

Радиационное загрязнение и связанные с ним болезни.

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

2




17

Экосистема села.

1




18

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

1




Итого: 18 часов


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Эволюционная экология человека (3 часа).

Систематическое положение человека, признаки типа, класса, отряда и вида, свойственные человеку. Ближайшие родственники человека и его предков на эволюционной лестнице в каждой из систематических групп. Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.

Социальные и биологические факторы в эволюции человека. Свойства человека как биосоциального существа. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Популяционная структура вида Homo sapiens, человеческие расы, расообразование, единство происхождения рас. Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма.

Демонстрация: схем внешнего вида зародышей различных представителей хордовых животных. Сравнительный анализ скелетов наземных позвоночных. Сравнительный анализ морфологических особенностей человеческих рас.

Практическая работа №1: «Особенности скелета человека»

Межпредметные связи: биология разделы животные и человек.

Тема 2. Этапы становления вида Homo sapiens (3 часа).

Экология древнейшего человека. Места обнаружения ископаемых останков. Происхождение древнейших людей, их предки. Прогрессивные черты организации. Радиус индивидуальной активности древнейших людей, образ их жизни, миграции групп. Адаптивная радиация древнейших людей. Объекты питания и способ добычи пищи, использование огня. Изготовление простейших орудий труда для охоты и собирательства. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни древнейших людей. Влияние факторов среды на формирование различных направлений развития древнейших людей.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древнейших людей.

Неандертальцы. Экологическая дифференциация древних людей. Климатические условия и рельеф материков. Расширение радиуса индивидуальной деятельности. Высокий уровень изготовляемых орудий труда. Места обитания. Адаптации. Строительство жилищ, изготовление теплой одежды. Условия формирования внутригрупповых связей. Взаимоотношения с окружающей средой. Возникновение культа мертвых, зачатки искусств. Продолжительность жизни, конкуренция с другими организмами, в том числе с первобытными современными людьми. Вымирание неандертальцев, эго экологические причины.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида древних людей.

Эволюция кроманьонцев. Становление генофонда современного человека. Миграции групп первых современных людей. Конкуренция за источники питания с представителями других видов. Экология питания, источники и способы добычи пищи. Одомашнивание животных, потребительское садоводство и огородничество – зачатки товарного земледелия. Изготовление сложных орудий труда и оружия. Обучение и передача накопленного опыта, возникновение ремесел. Развитие культуры и искусства. Рождаемость, смертность и продолжительность жизни. Экология заболеваний человека.

Демонстрация: репродукций и моделей строения скелета и внешнего вида людей современного типа.

История заселения и освоения территории Татарстана. Следы древней истории в нашем крае. Древние и средневековые народы Татарстана. Особенности расселения, национальный состав населения.

Практическая работа №2: «Этапы становления вида Homo sapiens»

Экскурсия №1 «Наши предки и их труд»

Тема 3. Человек и окружающая среда. Основы рационального природопользования (8 часов).

Окружающая среда. Факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные). Типы экологических взаимодействий. Действие антропогенных факторов (прямое и косвенное, положительное и отрицательное). Биогеоценоз. Структура биогеоценоза. Пищевые цепи и сети. Правило экологической пирамиды. Агроценоз. Сравнение агроценоза и биогеоценоза.

Биосфера. Границы биосферы. Состав биосферы. Воздействие человека на биосферу. Виды загрязнений окружающей среды.

Природопользование. Ресурсы возобновимые и невозобновимые. виды природопользования: отраслевое и ресурсное, территориальное. Рациональное и нерациональное природопользование. Законы и закономерности, которые необходимо учитывать при природопользовании (закон внутридинамического равновесия; закон оптимальности).

Современное состояние окружающей среды. Предельно - допустимы сброс (ПДС) и предельно допустимые концентрации (ПДК). Мониторинг. Загрязнение атмосферы, почв, гидросферы. Радиация в биосфере. Охрана окружающей среды.

Экскурсия №2 «Биогеоценоз – смешанный лес»

Экскурсия №3 «Агроценоз – пришкольный участок»

Практическая работа №3: «Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?»

Практическая работа №4: «Проблемы природопользования»

Практическая работа №5: «Определение классификационной принадлежности загрязнителей в нашем районе»

Практическая работа №6: «Исследование микрорайона школы»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и РТ, история России и РТ.

Тема 4. Окружающая среда и здоровье человека (4 часа).

Химическое и биологическое загрязнение атмосферы и здоровье человека. Влияние погоды на самочувствие человека. Биоритмы. Питание и здоровье человека. Ландшафт, как фактор здоровья. Шумовые загрязнения и связанные с ним болезни. Радиационное загрязнение и здоровье человека. Экосистема села. Адаптация человека к условиям окружающей среды.

Экскурсия №4 «Влияние деятельности человека на окружающую среду»

Экскурсия №5 «Изучение экологического состояния пришкольной территории»

Практическая работа №7: «Изучение экологического состояния школьных помещений»

Практическая работа №8: «Изучение экологического состояния пришкольных территорий»

Межпредметные связи: биология, «Человек и его здоровье», география России и РТ.


Экологический практикум к элективному курсу «Экология современного человека»

Вид работы

Тема и задание

Практическая работа №1

«Особенности скелета человека» Обобщите свои знания о строении скелета человека и заполните таблицу №1. Сделайте выводы в связи с чем появились эти особенности.

Практическая работа №2

«Этапы становления вида Homo sapiens» Поэтапное заполнение таблицы №2. В выводах указать основные направления эволюции человека.

Экскурсия №1

«Наши предки и их труд» Экскурсия в краеведческий музей. Написать отчет.

Экскурсия №2

«Биогеоценоз – смешанный лес». Работа в группах. Написать отчет по экскурсии.

Экскурсия №3

«Агроценоз – пришкольный участок». Работа в группах. Написать отчет по экскурсии.

Практическая работа №3

Микросоциологическое исследование «Какое значение имеет для вас природа?» Провести социологический опрос ваших сверстников, близких, соседей. Обсудить полученные результаты на семинаре.

Практическая работа №4:

«Проблемы природопользования». Подберите материалы об истории природопользования в нашей местности. Для этого используйте:

  • учебники по истории и географии РТ;

  • периодическую печать;

  • краеведческую литературу;

  • интернет ресурсы;

Подготовьте выступление на семинаре.

Практическая работа №5

«Определение классификационной принадлежности загрязнителей в нашем районе»

Установить:

  • вид и характер загрязнения;

  • возможный источник загрязнения;

  • характер вредного воздействия на человека.

Практическая работа №6

«Исследование микрорайона школы». Для этого определите:

  • какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное воздействие на здоровье населения в нашем районе;

  • какие заболевания могут возникнуть в результате влияния этих факторов;

  • как избежать действия данных факторов.

Экскурсия №4

«Влияние деятельности человека на окружающую среду» Написать отчет по экскурсии.

Экскурсия №5

«Изучение экологического состояния пришкольной территории» Написать отчет по экскурсии.

Практическая работа №7

«Изучение экологического состояния школьных помещений». Работа в группах выполнение мини проектов.

Практическая работа №8

«Изучение экологического состояния пришкольных территорий» Отчет на школьной конференции НОУ.


Литература для учителя

  • Алексеев С. В. Практикум по экологии. М.,АО МДС, 1997.

  • Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг. М., Рандеву АМ, 2000.

  • Кузьмина М. М. Исследование состояния городской среды. Методическое пособие. Тамбов,1995.

  • Новиков Е. В. Природа и человек. М.: Просвещение, 2000.

Тематика проектов

  • Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

  • Влияние растений на микроклимат школьных помещений.

  • Создание школьного фитомодуля.

  • Экологический мониторинг школьных помещений.

  • Влияние экологии помещений на работоспособность и жизнедеятельность учащихся.

  • Биоритмы и их значение в режиме дня школьника.

  • Выявление соответствия площади и объема помещения санитарно-гигиеническим нормам.

  • Проверка соответствия уровня вентиляции санитарно-гигиеническим нормам.

  • Санитарное обследование температуры воздуха в помещении.

  • Определение запыленности воздуха.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!