СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эмоционально окрашенные слова.10-класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Эмоционально окрашенные слова.10-класс»

Выучи русский язык!  Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник,  Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи, выучи русский язык. Он твой наставник – великий, могучий,  Он переводчик, он проводник.  Если штурмуешь познания кручи – Выучи, выучи русский язык.
  • Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи – Выучи, выучи русский язык.

Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются  эмоционально окрашенными . С помощью таких слов можно дать положительную или отрицательную оценку.
  • Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются  эмоционально окрашенными . С помощью таких слов можно дать положительную или отрицательную оценку.
Пустились бесёнок и зайка: Бесёнок по берегу морскому, А зайка в лесок, до дому. Вот, море кругом обежавши, Высунув язык, мордку поднявши, Прибежал бесёнок, задыхаясь, Весь мокрёшенек, лапкой утираясь, Мысля: дело с Балдою сладит. Глядь — а Балда братца гладит, Приговаривая: « Братец мой любимый, Устал, бедняжка! отдохни, родимый » . Бесёнок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел,

Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок, до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,

Мысля: дело с Балдою сладит.

Глядь а Балда братца гладит,

Приговаривая: « Братец мой любимый,

Устал, бедняжка! отдохни, родимый » .

Бесёнок оторопел,

Хвостик поджал, совсем присмирел,

Давайте сравним: брат-братец,  заяц- зайка, хвост- хвостик, мокрый- мокрешенький Брат Заяц Хвост Мокрый
  • Давайте сравним: брат-братец,

заяц- зайка, хвост- хвостик,

мокрый- мокрешенький

  • Брат
  • Заяц
  • Хвост
  • Мокрый
Упражнение 1 От данных существительных образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов -ик-,  -чик-, -ек-.  Образец: Нож-ножик,ножичек.

Упражнение 1

  • От данных существительных образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов -ик-,

-чик-, -ек-.

Образец: Нож-ножик,ножичек.

Упражнение 2 От данных слов образуйте новые при помощи суффиксов. -ищ-: рука-ручище,волк-волчище,хвост-хвостище,голос-голосище, скука-скукотища -ин-: дом-домина, зверь-зверина, холод-холодина

Упражнение 2

  • От данных слов образуйте новые при помощи суффиксов.
  • -ищ-: рука-ручище,волк-волчище,хвост-хвостище,голос-голосище, скука-скукотища
  • -ин-: дом-домина, зверь-зверина, холод-холодина
Прочитаем с выражением отрывок из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Прочитаем с выражением отрывок из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»

Укажите эмоционально окрашенные слова! Почему Лисица обращается к Вороне именно с такими словами? Как вы понимаете выражение царь-птица?
  • Укажите эмоционально окрашенные слова!
  • Почему Лисица обращается к Вороне именно с такими словами?
  • Как вы понимаете выражение царь-птица?
Упражнение 5  Давайте с помощью суффиксов – еньк,  -ушк-,юшк-,-ц(е)-ц(о)-,-ец-(о) образуем эмоционально окрашенные слова! -еньк- сладкий- сладенький, красный-красненький. - ушк,-юшк- зима- зимушка,поле-полюшка. -ц(е)-ц(о)-,-ец-(о)- зеркало- зеркальце, дерево-деревце

Упражнение 5

Давайте с помощью суффиксов – еньк,

-ушк-,юшк-,-ц(е)-ц(о)-,-ец-(о) образуем эмоционально окрашенные слова!

  • -еньк- сладкий- сладенький, красный-красненький.
  • - ушк,-юшк- зима- зимушка,поле-полюшка.
  • -ц(е)-ц(о)-,-ец-(о)- зеркало- зеркальце,
  • дерево-деревце
Вставьте в места пропусков слова, чтобы получился  связный текст. Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально ____ слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Слова второй группы не только называют_____ предметы, действия и признаки, но и передают отношение говорящего к ним. Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют . Эмоциональная окраска может быть положительной,______ , а может ______ , неодобрительной.   эмоционально окрашенными  одобрительной     диалектные  безразличной     нейтральные  отрицательной
  • Вставьте в места пропусков слова, чтобы получился

связный текст.

  • Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально ____ слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Слова второй группы не только называют_____ предметы, действия и признаки, но и передают отношение говорящего к ним. Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют . Эмоциональная окраска может быть положительной,______ , а может ______ , неодобрительной.
  • эмоционально окрашенными  одобрительной
  •    диалектные  безразличной
  •    нейтральные  отрицательной
Домашнее задание

Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!