Просмотр содержимого документа
«Эмоционально окрашенные слова.10-класс»
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи, выучи русский язык.
Он твой наставник – великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи – Выучи, выучи русский язык.
- Слова, выражающие отношение говорящего к тому, о чём он говорит, называются эмоционально окрашенными . С помощью таких слов можно дать положительную или отрицательную оценку.
Пустились бесёнок и зайка:
Бесёнок по берегу морскому,
А зайка в лесок, до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесёнок, задыхаясь,
Весь мокрёшенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит,
Приговаривая: « Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый » .
Бесёнок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
- Давайте сравним: брат-братец,
заяц- зайка, хвост- хвостик,
мокрый- мокрешенький
Упражнение 1
- От данных существительных образуйте слова с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов -ик-,
-чик-, -ек-.
Образец: Нож-ножик,ножичек.
Упражнение 2
- От данных слов образуйте новые при помощи суффиксов.
- -ищ-: рука-ручище,волк-волчище,хвост-хвостище,голос-голосище, скука-скукотища
- -ин-: дом-домина, зверь-зверина, холод-холодина
Прочитаем с выражением отрывок из басни И.А.Крылова «Ворона и лисица»
- Укажите эмоционально окрашенные слова!
- Почему Лисица обращается к Вороне именно с такими словами?
- Как вы понимаете выражение царь-птица?
Упражнение 5
Давайте с помощью суффиксов – еньк,
-ушк-,юшк-,-ц(е)-ц(о)-,-ец-(о) образуем эмоционально окрашенные слова!
- -еньк- сладкий- сладенький, красный-красненький.
- - ушк,-юшк- зима- зимушка,поле-полюшка.
- -ц(е)-ц(о)-,-ец-(о)- зеркало- зеркальце,
- Вставьте в места пропусков слова, чтобы получился
связный текст.
- Лексику русского языка можно разделить на две группы по способности выражать чувства и отношение. Эмоционально ____ слова называют предметы, действия, признаки, количества, но никак их не оценивают. Слова второй группы не только называют_____ предметы, действия и признаки, но и передают отношение говорящего к ним. Слова, выражающие отношение говорящего к предметам, признакам и действиям, называют . Эмоциональная окраска может быть положительной,______ , а может ______ , неодобрительной.
- эмоционально окрашенными одобрительной
- диалектные безразличной
- нейтральные отрицательной
Домашнее задание