ЭССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
« ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, А ПСИХОЛОГИ ВАЖНЫ!»
От Польшинской Валентины
Ульяновны
Откуда МБОУ Михайловская СОШ
х. Михайлов
347071
Кому Оргкомитет конкурса
Учитель года 2017»
Куда Отдел образования
ст-ца Тацинская,
Ростовская обл.
347061
2017 год
Здравствуй, мой друг!
Обращаюсь к тебе как к другу, потому что обычно я пишу подобные письма только друзьям (поэтому обращаюсь на «ты»), с которыми готова разделить все радости и которым, конечно же, готова оказать помощь в трудных ситуациях. «Здравствуй» - это не только приветствие, но и пожелание здравствовать – быть здоровым (в широком смысле этого слова – физически, психически, духовно), потому что только здоровый человек способен продуктивно трудиться для сохранения здоровья других.
Сохранять и укреплять психическое здоровье и способствовать психологическому благополучию людей – это задача педагогов – психологов.
Да, быть здоровым - важно каждому! Я с этим полностью согласна!
Но, на мой взгляд, самая большая ценность в мире – человеческая жизнь. А что такое жизнь? Пожалуй, жизнь можно сравнить с гитарой, на струнах которой играет судьба. Жизнь струны – это жизнь человека. Оборвется струна - умрет человек. Поэтому так важно уметь видеть, понимать, слышать другого человека, совершать хорошие поступки, чтобы эти струны не обрывались.
Работая в школе учителем начальных классов, я поняла, что для счастливой и радостной жизни моих учеников недостаточно быть хорошим учителем, необходимо быть для них и другом, и мамой, т.е. тем человеком, с которым легко общаться, можно поделиться радостями и горестями, обратиться за советом.
Я занималась самообразованием, чтобы найти ответы на многие вопросы, связанные с областью взаимоотношения людей. Ведь многие люди, а особенно дети, сами для себя загадка. Они не всегда осознают свои поступки, высказывания, а иногда и собственные мысли.
Каждый день я наблюдала за людьми, за учениками в школе и однажды поняла, что жизнь ученика подобна гигантской головоломке, лабиринту с множеством извилистых ходов, неясных целей, внезапных препятствий и тупиков. Как же этому маленькому человеку без жизненного опыта, зашедшему в тупик, найти выход из сложившейся ситуации? Я поняла, что судьбы детей в наших руках, и от того, насколько грамотно и правильно мы направим их по этому пути, будет зависеть будущее. Понимала, но не знала, как же это сделать, чтобы не навредить. Много читала психологической литературы, но этого было недостаточно. И поэтому одиннадцать лет назад я решила получить психологическое образование. За три года учебы нашла для себя ответы на многие вопросы.
Психолог, как никто другой, обладает умениями понимать других. Школьная психология – одно из вспомогательных средств в поисках правильного пути по лабиринту детских проблем, а педагог-психолог – проводник, помогающий не заблудиться в этом лабиринте.
Школьный психолог — посредник между детьми и родителями, учениками и учителями, а также между одноклассниками. Для обывательского взгляда работа психолога кажется лёгкой, так как результат её и пути достижения видны не каждому и не сразу. На самом деле это не так. Ведь сколько случаев, о которых знает только психолог и нельзя о них говорить другим.
Как важно психолого-педагогическое сопровождение учащихся в переходных периодах!
В работе с первоклассниками главное — снять детскую тревогу, страх перед неизвестностью. В пятом классе возникают трудности в общении с одноклассниками, учителями. И опять спешит на помощь психолог. В старших классах ученик, выбирая профессию, должен четко распознать свои возможности, склонности и интересы. И в этом ему поможет психолог.
Кроме того, важна работа по выявлению одаренных детей. И это не только отличники. Ребенок может быть талантлив и в спорте, и в искусстве. Обязательно таких детей надо увидеть и постараться направить на свой индивидуальный путь.
Организация инклюзивного образования детей - инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях невозможна без психологического сопровождения. Я провожу коррекционные и развивающие занятия с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами. Они в этом очень нуждаются!
Но очень важно не забывать и о себе. Хороший психолог обладает умением сохранять своё здоровье. Для этого необходимо своевременно избавляться от негативных чувств и переживаний, нельзя позволять себе постоянно «погружаться» в работу в ущерб личному времени, заниматься собственной психогигиеной (предпочтительно иметь «рабочий комплект» одежды), находить способ(-ы) "снятия груза" чужих проблем (душ, аутотренинг, музыка и т.п.), обязательно проходит личную терапию и супервизию.
Некоторые «потребители» услуг воспринимают работу школьного психолога скептически, не надо расстраиваться, в таком случае я призываю чувство юмора. А чтобы такого не происходило, как можно чаще необходимо бывать в классах, общаться с педагогами, учениками. Выстраивать с ними позитивные взаимоотношения для дальнейшего эффективного решения целого ряда проблем. Педагоги должны знать, что психолог – помощник, а не контролер. Только тогда будет необходимая атмосфера доверия, исключающая давление на педагогов. Важно донести до педагогов, что деятельность и педагога, и педагога - психолога имеет общую цель, а различия заключаются только в средствах достижения. Хорошо развитые коммуникативные навыки – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе - это один из путей успеха в работе школьного психолога. Наблюдательность и умение распознавать людей – ценнейшие навыки, необходимые психологу. Развитые навыки саморефлексии: анализ событий, выделение всех «плюсов», чтобы опираться на них в дальнейшем, и «минусов», чтобы не повторять ошибок. Ещё крайне необходимы и умения структурировать и систематизировать свою деятельность.
Все в мире меняется, совершенствуется, и мне, школьному психологу, надо заниматься самообразованием: читать литературные новинки по специальности, подписаться на журналы и газеты, следить за изменениями в нормативно-правовой базе в области образования.
Обогащать практический опыт помогает общение с коллегами – педагогами - психологами из других образовательных учреждений района, области. Изучаю опыт коллег России и международный опыт, из интернет- ресурсов. Активно посещаю форумы, семинары. Стараюсь не быть равнодушной, вникаю во всё происходящее. Что бы я ни делала, руководствуюсь принципом: «Не навреди!». Взвешенно и обдуманно даю советы, не делаю поспешных выводов, резких замечаний, негативных оценок; если в чем-то не уверена – не делаю этого до тех пор, пока не буду готова. Иногда совершаю ошибки, а ошибки - часть нашего опыта.
Таким образом, сама жизнь подтверждает, что моя работа педагога-психолога в школе необходима. Располагая знаниями о себе, человек может управлять своей жизнью и получает свободу в выборе собственного пути. И этому учит педагог-психолог!
Так что мой путь в профессии непростой, но очень полезный и важный!
Участник конкурса « Учитель года 2017»
педагог – психолог Польшинская В.У.