СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эволюция морально-нравственных представлений о браке и семье в Древней Руси.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение об изменении взглядов на значени семьи

Просмотр содержимого документа
«Эволюция морально-нравственных представлений о браке и семье в Древней Руси.»

Эволюция морально-нравственных представлений о браке и семье в Древней Руси.

Семья – единственно реально действующий институт, сохраняющий своё значение на всех стадиях развития общества. Поэтому изучение процесса становления и развития брачно-семейных отношений в Древней Руси имеет не только академическое, но и, в известной степени, научно-практическое значение, создавая основу для переосмысления социального опыта предыдущих поколений.

В отношении к браку у древних славян на первом месте стоял физический элемент, связанный с удовлетворением чувственных потребностей, рождением детей, взаимной помощью в ведении хозяйства, а также обеспечения семьи пищей, жильём, одеждой и т.п.

Христианская церковь внесла изменения в древнерусское общество свои представление о браке, семье и их роли в жизни человека. В «Кормчей книге» дано следующее определение брака: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение».

Но отношение к браку в христианском вероучении было неоднозначным. Взгляд на человека как существо изначально греховное, неспособное противостоять земным желаниям и соблазнам («ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не сеть от Отца, но от мира»), требовал ради спасения души отказаться от любви к миру («не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей»), потому что «и мир проходит, и похотьего, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»(1-е Иоанна Богослова: 15-17).

Отказ от супружества и сохранение целомудрия являлись, по мнению церкви, идеалом, к которому человеку нужно было стремиться но не всем дано было его достигнуть.

Христианские представления о браке воспринимались в Древней Руси неоднозначно. Недавние язычники, жившие обыденными материальными интересами, в христианском учении увидели единственную возможность для спасения.

Личные отношения в древнерусской семье. Супруги.

В древнерусские времена одним из главных достоинств человека считалась физическая сила, позволявшая выжить не только отдельному индивиду, но и всему племени. Поэтому высшую ступень общественной и семейной иерархии занимали мужчины-воины, которые могли не только накормить своих соплеменников и родственников, но и защитить их. Несмотря на то, что многие славянки по своему образу жизни не отличались от мужчин (охотились, воевали и т.п.), в большинстве случаев они всё равно уступали им в физической силе. Поэтому женщины, сначала, находились под властью отца, а потом – мужа. Но по мнению А.

Савельева, они подчинялись на как бесправные существа, лишённые какой-либо самостоятельности, а как более слабые члены общества сильным.

Принятие христианства привело к изменению взаимоотношений супругов в древнерусской семье вследствие постепенного проникновения в общественное сознание морально-этических норм, проповедуемых новой религией. Бытовавшие в языческом обществе пренебрежительное отношение к женщине противоречило краеугольному положению христианского вероучения – признанию равенства всех людей перед Богом. В апостольских посланиях подчёркивалось это равенство: «Ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо, как жена от мужа, так и муж чрез жену; всё же от Бога»(1-е Коринфлянам 11: 11-12), также содержалось требование обращаться с жёнами «как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1-е Петра 3: 7).

Христианство принесло в древнерусское общество идею личной ответственности каждого человека перед Богом за свои поступки, поэтому духовенство настаивало на соблюдении супружеской верности обоими супругами.

Роль жены в семейной и общественной жизни Древней Руси ни в коем случае нельзя преуменьшать. Именно на ней лежал груз ответственности за воспитание детей и домашнее хозяйство. Как считает В. В. Колесов, в рамках своей семьи женщина – хозяйка дома – имела практически равные права со своим мужем, их обязанности разделялись и нигде не пересекались. Только вместе супруги составляли дом. Без жены мужчина не был социально полноправным членом общества.

Бесспорным можно считать факт наличия тёплых, основанных на взаимной любви и уважении супружеских отношений в Древней Руси. Тяжело переживали любящие супруги смерть своего спутника. Именно во времена Киевской Руси формируется идеал супружеской жизни, когда муж и жена живут долго в любви и согласии, умирают в один день и даже хоронят их в одном гробу. Ярким примером такого идеала являются Пётр и Феврония Муромские.

Таким образом, личные отношения супругов в изучаемый период эволюционировали от абсолютной зависимости женщины от мужчины в сторону расширения её прав.

Социальны проблемы современной семьи.

Наиболее характерные изменения института семьи, обусловленные трансформацией традиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество.

В целом всё свидетельствует о высокой степени влияния религиозных

норм и ценностей, которые часто были закреплены ещё и юридически. На любые действия и поступки людей в дореволюционной России.

Наиболее опасное для института в нашей стране последствие современного состояния российского общества заключается в «разложении духовных ценностей и нравственных ориентиров», в число которых входит ценность семьи и семейных отношений.

Депопуляция в современной России выражается не только в катастрофическом сокращении рождаемости, но и снижением его качественных характеристик по ряду показателей. Это относится к физическому и психическому здоровью.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!