СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ф. М. Достоевский. Биография писателя. Роман "Преступление и наказание".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ф. М. Достоевский является лицом русской литературы как с точки зрения отечественных ценителей  классики, так и с точки зрения зарубежных читателей.

Просмотр содержимого документа
«Ф. М. Достоевский. Биография писателя. Роман "Преступление и наказание".»



Тема урока: «Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба, этапы творческого пути, идейные и эстетические взгляды»





Цели урока:

Цели:

Образовательные:

- познакомить учеников с биографией писателя, уделяя особое внимание кризисным моментам его жизни;

- рассмотреть характерные особенности эпохи жизни писателя;

- выявить причинно-следственные связи между тематикой произведений Ф. М. Достоевского и событиями его жизни.

Развивающие:

- развивать критическое мышление;

- развивать умение анализировать теоретический материал

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творчеству Ф. М. Достоевского;

Планируемые результаты:

Предметные: выявить идею творчества Достоевского, соотнести её с этапами биографии Федора Михайловича; начать знакомство с личностью писателя; раскрыть связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями.

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок (личностные и гражданские позиции в деятельности).

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник-хрестоматия для 10 класса Г. С. Меркина, раздаточный материал.

Ход урока



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приёмы

Формируемые УУД

1.Организационный

момент

Здравствуйте, садитесь. Запишите, пожалуйста, число и классную работу

Ученики садятся за парты и записывают в тетради число и классную работу

Словесный метод, организация внимания

Личностные: внимание и уважение к окружающим

2. Мотивация и целеполагание

Вступительное слово учителя.


Если бы мы брали интервью у иностранцев и задали бы им вопрос о том, какая личность является оплотом русской философской мысли, то мы наверняка услышали бы имя Федора Михайловича Достоевского. Великие европейские мыслители ( Ницше, Фрейд, Камю и т.п) считали Достоевского своим «учителем». Давайте вместе разберемся, почему Федора Михайловича называют национальным гением.

Работа с цитатами Ф. М. Достоевского ( они выводятся на слайде). Подумайте над цитатами и скажите, для чего Ф. М. Достоевскому нужно творчество? Для чего он им занимается? В чем смысл искусства для писателя?


Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали».(Ф. М. Достоевский)

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». ( Ф. М. Достоевский)


Хорошо, тогда определите цель нашего урока?
































Получается что Федор Михайлович хочет, чтобы читатели, изучая его произведения, проникали в тайны человеческой души. И главное в его творчестве – человек.





Если автор говорит о человеке, то читателю необходимо научиться понимать этого человека и сострадать ему, ведь нам очень важно научиться сочувствию.




















Знакомство с биографией писателя и основными мотивами его творчества.

Беседа

Визуализация

Метапредметные: развитие логического мышления; умение самостоятельно определять цели своего обучения


Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


3. Актуализация

Скажите, что вы знаете об исторической ситуации в России той эпохи?

Исход крепостного права, революционная ситуация в России, «брожение умов», вызванное научно-техническим прогрессом, теорией эволюции и западной философией.

Беседа

Рассуждение

Предметные: умение понимать информацию, изложенную в художественной форме


Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

4. Новый материал

Ведется рассказ учителя о жизни Ф. М. Достоевского. Вставляются кадры из сериала «Достоевский» 2010 года: этап жизни = кадр из фильма. По ходу урока ученики составляют таймлайнинг.




Задаются проблемные вопросы в ходе рассказа.


Какую способность в писателе пробудили жизненные трудности?



Почему в своих произведениях писатель не осуждает даже самых, казалось бы, жестоких людей?


Почему приближающаяся смерть заставила Ф. М. Достоевского утвердиться в христианстве и человеколюбии?


Что можно сказать о человеке, к которому на похороны пришли и священнослужители, и маргиналы, и дворяне?



















Составляют таймлайнинг, заполняя рамочки в раздаточном материале. Отвечают на проблемные вопросы ( примерно заполненный таймлайнинг см. в приложении)

















Стойкость, милосердие, понимание боли другого человека.






Потому что идеалом личности для Достоевского является Христос. А Христос учил не осуждать ближнего.





Потому что, сталкиваясь с опасностью, человек начинает задумываться о действительно важных вещах, о вечном, о душе, о том, что с ним будет после смерти.





То, что его любил весь народ, все слои населения. То, что идеи и мысли произведений писателя являются общечеловеческими. Ф. М. Достоевского уважал весь народ.



















Беседа

Визуализация

Рассуждение

Предметные: умение работы с информацией; осмысленное построение речевого высказывания в устной форме


Метапредметные: развитие аналитического мышления; умение творчески мыслить



5. Итог урока

Назовите пять прилагательных, характеризующих внутренний мир писателя. Какие прилагательные из этого списка окажутся главными? Почему?



Милосердный, глубокий, сложный, грустный, чувствительный.


Главными, кажется, являются такие прилагательные, как «милосердный» и «глубокий», потому что именно на милосердии и сострадании строится философия Достоевского. А глубоким его можно назвать потому, что у писателя есть дар чувствовать самые потаенные места человеческой души и человеческого разума.

Свободное высказывание

Предметные: понимать и формулировать тему, идею

6. Домашнее задание

Дома вы должны подготовить краткие сообщения сообщения о полифоническом романе, об истории создания романа ( два ученика на выбор), разделиться на три группы для подготовки рассказа о Петербурге А. С. Пушкина на примере «Медного всадника», Н. В. Гоголя на примере «Мертвых душ» и Ф. М. Достоевского на примере «Преступления и наказания». Каждая группа ищет цитаты о Петербурге.


Ученики записывают домашнее задание, делятся на группы.





Приложение:










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!