- познакомить учеников с биографией писателя, уделяя особое внимание кризисным моментам его жизни;
- выявить причинно-следственные связи между тематикой произведений Ф. М. Достоевского и событиями его жизни.
- воспитывать интерес к творчеству Ф. М. Достоевского;
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник-хрестоматия для 10 класса Г. С. Меркина, раздаточный материал.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приёмы | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, садитесь. Запишите, пожалуйста, число и классную работу | Ученики садятся за парты и записывают в тетради число и классную работу | Словесный метод, организация внимания | Личностные: внимание и уважение к окружающим |
2. Мотивация и целеполагание | Вступительное слово учителя. Если бы мы брали интервью у иностранцев и задали бы им вопрос о том, какая личность является оплотом русской философской мысли, то мы наверняка услышали бы имя Федора Михайловича Достоевского. Великие европейские мыслители ( Ницше, Фрейд, Камю и т.п) считали Достоевского своим «учителем». Давайте вместе разберемся, почему Федора Михайловича называют национальным гением. Работа с цитатами Ф. М. Достоевского ( они выводятся на слайде). Подумайте над цитатами и скажите, для чего Ф. М. Достоевскому нужно творчество? Для чего он им занимается? В чем смысл искусства для писателя? Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали».(Ф. М. Достоевский) «Человек есть тайна. Ее надо разгадать. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком». ( Ф. М. Достоевский) Хорошо, тогда определите цель нашего урока? | Получается что Федор Михайлович хочет, чтобы читатели, изучая его произведения, проникали в тайны человеческой души. И главное в его творчестве – человек. Если автор говорит о человеке, то читателю необходимо научиться понимать этого человека и сострадать ему, ведь нам очень важно научиться сочувствию. Знакомство с биографией писателя и основными мотивами его творчества. | Беседа Визуализация | Метапредметные: развитие логического мышления; умение самостоятельно определять цели своего обучения Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
3. Актуализация | Скажите, что вы знаете об исторической ситуации в России той эпохи? | Исход крепостного права, революционная ситуация в России, «брожение умов», вызванное научно-техническим прогрессом, теорией эволюции и западной философией. | Беседа Рассуждение | Предметные: умение понимать информацию, изложенную в художественной форме Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
4. Новый материал | Ведется рассказ учителя о жизни Ф. М. Достоевского. Вставляются кадры из сериала «Достоевский» 2010 года: этап жизни = кадр из фильма. По ходу урока ученики составляют таймлайнинг. Задаются проблемные вопросы в ходе рассказа. Какую способность в писателе пробудили жизненные трудности? Почему в своих произведениях писатель не осуждает даже самых, казалось бы, жестоких людей? Почему приближающаяся смерть заставила Ф. М. Достоевского утвердиться в христианстве и человеколюбии? Что можно сказать о человеке, к которому на похороны пришли и священнослужители, и маргиналы, и дворяне? | Составляют таймлайнинг, заполняя рамочки в раздаточном материале. Отвечают на проблемные вопросы ( примерно заполненный таймлайнинг см. в приложении) Стойкость, милосердие, понимание боли другого человека. Потому что идеалом личности для Достоевского является Христос. А Христос учил не осуждать ближнего. Потому что, сталкиваясь с опасностью, человек начинает задумываться о действительно важных вещах, о вечном, о душе, о том, что с ним будет после смерти. То, что его любил весь народ, все слои населения. То, что идеи и мысли произведений писателя являются общечеловеческими. Ф. М. Достоевского уважал весь народ. | Беседа Визуализация Рассуждение | Предметные: умение работы с информацией; осмысленное построение речевого высказывания в устной форме Метапредметные: развитие аналитического мышления; умение творчески мыслить |
5. Итог урока | Назовите пять прилагательных, характеризующих внутренний мир писателя. Какие прилагательные из этого списка окажутся главными? Почему? | Милосердный, глубокий, сложный, грустный, чувствительный. Главными, кажется, являются такие прилагательные, как «милосердный» и «глубокий», потому что именно на милосердии и сострадании строится философия Достоевского. А глубоким его можно назвать потому, что у писателя есть дар чувствовать самые потаенные места человеческой души и человеческого разума. | Свободное высказывание | Предметные: понимать и формулировать тему, идею |
6. Домашнее задание | Дома вы должны подготовить краткие сообщения сообщения о полифоническом романе, об истории создания романа ( два ученика на выбор), разделиться на три группы для подготовки рассказа о Петербурге А. С. Пушкина на примере «Медного всадника», Н. В. Гоголя на примере «Мертвых душ» и Ф. М. Достоевского на примере «Преступления и наказания». Каждая группа ищет цитаты о Петербурге. | Ученики записывают домашнее задание, делятся на группы. | | |