Отдел образования, спорта и туризма Новополоцкого горисполкома
Государственное учреждение образования
"Средняя школа №12 г. Новополоцка"
Факультативное занятие по математике
«Математическая радуга», 2 класс
Просвирина Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Тема. Принцип Дирихле. Использование принципа Дирихле при решении логических задач.
Цель: формировать у учащихся первичные представления о принципе Дирихле; содействовать развитию умения использовать принцип Дирихле и метод подбора при решении задач на минимальное число исходов; создать ситуацию для развития коммуникативных навыков, ответственного поведения.
Оборудование: тетради «Математическая радуга», цветные карандаши, геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты), сигнальные карточки (прямоугольники), картинки: портрет Дирихле, принцип Дирихле, ферма; наборы карточек: кролики, клетки, конфеты; магниты на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
(у доски лежат 11 фигур: квадраты, круги, треугольники; учащихся на занятии 12 человек; сигналом служит звонок колокольчика)
Каждому из вас хочу я дать совет:
Понапрасну не болтай,
Рассуждай и убеждай.
Здесь не нужен шум и гам,
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придёт на помощь друг!
- В начале нашего занятия я предлагаю вам игру на быстроту реакции. У доски лежат геометрические фигуры. По моему сигналу вам надо будет взять 1 любую фигуру (квадрат, треугольник, круг).
- Почему один из вас остался без фигуры? (Фигур больше на 1, а учащихся меньше на 1)
- Давайте сделаем вывод о количестве фигур и учеников. (Если фигур на одну меньше, то всегда останется два ученика, которые будут претендовать на одну фигуру)
- Рассаживайтесь на 3 группы в зависимости от формы геометрической фигуры. (Учащемуся без фигуры предлагаю занять свободное место)
- В основе задания, с которого началось наше занятие, лежит принцип (правило), который используется при решении математических задач, он называется принцип Дирихле (на экране телевизора портрет учёного математика)
- Принцип Дирихле можно сформулировать так: (на экране телевизора картинка)
- А сейчас предлагаю вам решить несколько задач, используя принцип Дирихле. Перед вами на доске картинка фермы, на которой разводят кроликов.
(Решение задач дети демонстрируют на карточках в группах и дублируют на доске)
Задача 1. Семь кроликов рассадили в 6 клеток, причём в каждой есть хотя бы один кролик. Докажите, что найдётся клетка, в которой окажется 2 кролика.
Задача 2. На ферме в пяти клетках живут 12 кроликов. Докажите, что хотя бы в одной клетке находится больше двух кроликов.
- А может ли оказаться, что в одной клетке живёт больше трёх кроликов? (да: в четырёх по одному, а в пятой – 8)
- Можно ли утверждать, что в одной из клеток живёт больше трёх кроликов? (нет: в 2 клетки посадить по 3 кролика, а в остальные – по 2 кролика)
- Сколько кроликов надо купить фермеру, чтобы быть уверенным, что после размещения по четырём клеткам хотя бы в одной клетке окажется больше двух кроликов? Докажите. (9 кроликов)
- Выполняем задание 1, 2 в тетради.
- Возьмите цветные карандаши. Читаем задание 1.
- Читаем и выполняем задание 2.
Физкультминутка
Игра «Согласны – не согласны». Если согласны с моим утверждением, то поднимаете руки вверх и подтягиваетесь, если не согласны – приседаете на корточки.
У муравья 6 лапок. +
У человека 3 глаза. –
В русском алфавите 34 буквы. –
В году 12 месяцев. +
В каждом месяце в году по 30 дней. –
На одной руке 5 пальцев. +
На руках и ногах 25 пальцев. –
В одном часе 60 минут. +
В двух часах 100 минут. –
В одной неделе 8 дней. –
В нашей школе 3 этажа. +
В нашем классе всего 26 учащихся. +
- А сейчас будем выполнять интересное задание про конфеты.
- Трое ребят поделили между собой 8 конфет, не разламывая их, так, что никто не остался без конфет. Можно ли утверждать, что каждому досталось хотя бы по одной конфете? (Да)
- Трое ребят поделили между собой 8 конфет, не разламывая их, так, что никто не остался без конфет. Можно ли утверждать, что кому-то досталось больше двух конфет? (Да)
- Трое ребят поделили между собой 8 конфет, не разламывая их, так, что никто не остался без конфет. Можно ли утверждать, что двоим детям досталось по две конфеты? (Нет: двое детей могли получить по одной конфете, а третьему досталось шесть)
- Трое ребят поделили между собой 8 конфет, не разламывая их, так, что никто не остался без конфет. Можно ли утверждать, что кому-то досталось 5 конфет? (Нет: двоим – по 3 конфеты, а одному – 2 конфеты или двоим – по 2 конфеты, а одному – 4 конфеты)
- А сейчас пригласим одну группу ребят (4 человека) к доске. Перед вами лежат 11 картинок конфет. Можно ли их поделить так, чтобы у всех было разное количество конфет? (11=1+2+3+5)
- Предлагаю игру «Да-нет». Перед вами сигнальные карточки (прямоугольники) красного и зелёного цвета. Я предлагаю задачу, если ответ в задаче «Да» показываете зелёную карточку, если «Нет» – красную карточку.
1. Лена за неделю решила 9 сложных задач. Можно ли сказать, что хотя бы 2 задачи были решены в один день? (Да, так как в неделе 7 дней)
2. В классе 13 мальчиков. Можно ли сказать, что хотя бы два из них отмечают день рождения в одном и том же месяце? (Да, так как месяцев 12)
3. В танцевальном кружке занимается 7 девочек из восьми разных классов школы. Можно ли сказать, что среди участников кружка есть одноклассники? (Нет, так как девочек меньше, чем классов)
4. В хоре поют 31 участник. Можно ли сказать, что среди них найдутся двое, у кого фамилии начинаются с одинаковой буквы? (Да, в алфавите 33 буквы, но фамилии не могут начинаться с Ы, Ь, Ъ, поэтому букв остаётся 30)
- Какие из задач для вас были лёгкими?
- А какие – трудными?
- Какие задания понравились больше всего?
К математике способность проявляй,
Не ленись, а ежедневно развивай.
Умножай, дели, трудись, соображай,
С математикой дружить не забывай.
Дополнительные задачи.
1. В магазин привезли 25 ящиков с тремя разными сортами яблок (в каждом ящике яблоки только одного сорта). Докажите, что среди них есть по крайней мере 9 ящиков с яблоками одного и того же сорта.
2. Докажите, что в любой футбольной команде есть два игрока, которые родились в один и тот же день недели.
3. В классе 26 учеников, из них более половины – мальчики. Докажите, что какие-то 2 мальчика сидят за одним столом, если в классе 13 столов.
8