СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности современного школьника

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов  по формированию финансовой  грамотности учащихся на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности современного школьника»


Мастер - класс «Финансовая грамотность, как составляющая функциональной грамотности современного школьника»

Слайд 1

Финансовая грамотность – одна из составляющих функциональной грамотности. «Финансовая грамотность включает знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Слайд 2-4

Считаю, что для формирования прочных знаний по финансовой грамотности необходимо начинать системную работу с начальной школы. Как учитель математики начинаю свою работу с 5 класса, включая уроки по финансовой грамотности в рабочую программу.

Темы рабочей программы по математике

Планируемый результат

Темы по финансовой грамотности

Планируемый результат

5-6 класс

Натуральные числа.

Действия с натуральными числами.

Дроби

Понятие процента.

Положительные и отрицательные числа.

Решение текстовых задач на части, на покупки, на работу, на проценты, на отношения и пропорции.

Кроме того, обучающиеся учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм.

Вычислять проценты при решении задач в сфере личных и семейных финансов. Приводить, разбирать, оценивать различные решения.

Приводить примеры использования в реальной жизни положительных и отрицательных чисел

Деньги и операции с ними.

Платежи и покупки.

Цены на товары и услуги Планирование и управление личными финансами.

Проверять чеки и квитанции после совершения покупок. Уметь делать выбор товаров и услуг с учетом их цен. Уметь считать стоимость покупки и сдачу.

Знать, что такое банковский вклад. Знать, что такое процентные ставки по вкладам.

7-9 класс

Числа и вычисления. Уравнения и неравенства Числовые последовательности. Функции.

Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными.

Рассматривать примеры процессов и явлений из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии; изображать соответствующие зависимости графически.

Планирование и управление личными финансами.

Личные сбережения.

Займы и кредиты.

Финансовые взаимоотношения с государством

Уметь сравнивать и выбирать вклад, уметь сравнивать условия по разным банковским продуктам. Определять, для каких случаев подходят те или иные виды заимствования. Рассчитывать сумму налогов к уплате, налоговых вычетов. Осознавать необходимость принятия грамотных решений относительно целесообразности обращения за займом и/или кредитом

10-11 класс

Показательная и логарифмическая функция. Применение производной к исследованию функции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Уметь решать задания из открытого банка задач ЕГЭ.

Наряду с использованием нового математического аппарата продолжается закрепление изученных ранее финансовых представлений и алгоритмов.

Уметь решать финансовые задачи с помощью показательной и логарифмической функций. Использовать формулы банковского кредита и депозита, рассчитывать минимальные сроки кредита, удовлетворяющие тем или иным условиям.


Главной проблемой учителя является поиск средств и методов развития финансовой грамотности учащихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы.

Слайд 5

На своих уроках и во внеурочной деятельности создаю условия для включения всех учащихся в активный процесс формирования знаний. Использую, например, деловую игру. В режиме игры, учащиеся моделируют практическую ситуацию, что помогает им в реальной жизни принимать правильные решения с учетом полученных знаний. В рамках недели математики проведены внеклассные мероприятия «Своя игра», «Умники и умницы», «Морской бой» и др.

Слайд 6

Одним из самых известных методов является «мозговой» штурм, который идеально подходит для формирования финансовой компетентности школьников. Обучающиеся активно обсуждают и предлагают разные варианты решения поставленной задачи.

Слайд 7

Кейс-технологии также позволяют сформировать знания обучающихся в области финансов. Так я разрабатываю основные вспомогательные материалы, приближенные к реальной ситуации, организую предварительное обсуждение кейса, затем делю класс на группы, обучающиеся разрабатывают варианты решений, задают друг другу вопросы, представляют свои результаты. Учитель координирует обсуждение кейса в группах, оценивает работу. Данный метод позволяет предоставить реальную возможность школьнику понять какую ошибку он сделал и предоставить ему возможность ее исправить. Большой интерес у обучающихся вызвали кейсы: «Страхование жизни», «Семейный бюджет», «Путешествие», «Расходы семьи» и другие.

Слайд 8

Метод проектов также помогает сформировать навыки финансовой грамотности у школьников. Использование исследовательских методов для решения выдвинутой проблемы, сбор, систематизация, анализ полученных результатов помогают обучающемуся решить стоящую перед ним практическую задачу. Так, мною были предложен проекты по темам: «Кредит- жизнь в долг?», «Проценты в нашей жизни».

Слайд 9



Мини-исследование также помогает через создание проблемной ситуации, найти и обосновать решение проблемы, а также сформировать навыки рациональных финансовых расчетов.

Слайд 10

Одной из самых интересных форм работы школьники считают обучение финансовой грамотности через литературных или мультипликационных героев. Полученный жизненный опыт героя помогает нам принимать правильные решения уже в реальной жизни. Такая форма работы особенно позволяет «оживить» урок, сделать его более насыщенным и разнообразным.

Слайд 11

Для формирования функциональной грамотности на уроках использую задачи из банка заданий ФИПИ, провожу тестирования с использованием портала «Электронный банк заданий для оценки финансовой грамотности». На элективных занятиях обучающимся 10-11 классов предлагаю образцы финансовой задачи, предложенной в 15 задании ЕГЭ по профильной математике.

Слайд 12

Также предлагаю вашему вниманию полезные ссылки на интернет ресурсы, в которых можно найти эффективные разнообразные способы и методы урочной и внеурочной предметной деятельности в рамках повышения финансовой грамотности обучающихся.

Таким образом, использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию финансовой грамотности школьников.

Слайд 13

А сейчас, я предлагаю вам принять участие в игре-практикуме «Семейный отпуск» с использованием кейс-технологии.

Уважаемые коллеги! Вы - семья! Перед вами кейс, который требует от вашей «семьи» мыслительных операций с данными и представляет собой описание реальной ситуаций, не имеющей всей полноты условий, а в связи с этим имеющей неограниченное количество способов решения и правильных ответов. Ваша задача – внимательно изучить и проанализировать информацию, на основании анализа составить семейный бюджет на месяц с учетом условий, полученных в кейсе, ответить на вопросы и представить решение проблемы: сможет ли ваша «семья» накопить за 9 месяцев средства для летнего отдыха?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!