СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность школьников

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о формировании финансовой грамотности школьников на уроках математики

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность школьников»

Борзенко Алла Алексеевна,

учитель математики,

учитель-методист,

Безыменская ОШ І-ІІІ ступеней

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 14 Февраля

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос формирования финансовой грамотности обучающихся на уроках математики в общеобразовательной школе. Представлены примеры типовых задач, направленных на формирование финансовой грамотности школьников, как одной из форм реализации метапредметности.

Ключевые слова: метапредметность, финансовая грамотность, финансовые задачи.гебра 



Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным.

Роберт Кийосаки

Одним из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере. Сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы выпускник имел развитое экономическое мышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений. К современному школьному образованию социум предъявляет много требований, которые появились в качестве запроса от «реального мира», и метапредметность — основное из них.

Что же такое метапредметность? "Мета" - («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Формирование финансовой грамотности у обучающихся -  пример реального применения метапредметности в школе сегодня. Безусловно, для такой объемного и сложного курса нужны специальные предметы, в частности экономика, которая изучается в старшей школе. Но и базовые дисциплины, изучаемые в основной школе, могут внести большой вклад в решение этой проблемы.

Луций Анней Сенека говорил: "Деньгами надо управлять, а не служить им". Но ведь этому управлению надо научить! К сожалению, в большинстве семей наших школьников финансовой грамотности родители научить не могут, ведь они просто в этом не разбираются. Но современное подрастающее поколение мечтает обрести финансовую независимость. Финансовая грамотность важна для детей.

Для чего нужно обладать финансовой грамотностью? Для того, чтобы стать успешным в жизни. Чтобы знать, как лучше копить деньги и разумно их тратить, как планировать и осуществлять крупные покупки. Чтобы понимать, что такое семейный бюджет и как им управлять. Чтобы ответственно подходить к сложным вопросам о взятии денег в долг: когда можно брать в долг, а когда лучше накопить самому? Чтобы знать, как личный финансовый план поможет осуществить задуманное. Это очень важные знания, которые пригодятся всем в их взрослой жизни.[1]

Поэтому в школе нужно учить детей правилам финансовой грамотности. Учить ставить масштабные цели и достигать их. Не сообщать о желаемом родителям, которые, как волшебники, обязаны стремиться во что бы то ни стало воплотить мечту ребенка в жизнь, а поставить именно перед собой. Банковская карта знакома практически всем школьникам - удобно, комфортно, элегантно. Но все ли знают, как обезопасить свои сбережения? Владеют ли информацией о методах современных предприимчивых и очень умных мошенников, которые совершенствуют свое мастерство, так как от этого зависит их материальное благополучие.

В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.

- Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

- Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах.

- Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

- Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет к участию населения в различных лотереях.

- Все это делает актуальным введение в программы различных школьных предметов задачи формирования экономической грамотности выпускников школ, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

- Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.[2]

Перед школьным учителем не стоит задача вырастить из ученика банковского работника или финансового аналитика. В нашем случае финансовая грамотность - это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Правильное отношение к деньгам в широком смысле должно, конечно, прививаться в первую очередь гуманитарными дисциплинами, формироваться в семье. И пока в школе не ввели специальный предмет, обучающий школьников всем этим премудростям, математике отводится особое место в повышении финансовой грамотности - создание математического аппарата для решения основных финансовых «задач».

В школьном курсе математики необходимо предлагать задачи, которые отображают финансовые операции. Стоит обратить внимание учителей математики, что это решает и проблему мотивации: теперь есть четкий ответ на вечный вопрос ученика «Как мне эти знания пригодятся в жизни?».

Типовые задачи:

-"Определение величины по известному проценту";

-"Определение процента по известной величине";

-"Доходность вклада по формуле простых процентов";

-"Доходность вклада по формуле сложных процентов";

-"Расчет времени вклада по известному доходу и процентной ставки";

-"Расчет суммы переплаты за кредит по сумме, срокам и процентам кредитования";

-"Расчет кредитной ставки по сумме переплаты, процентной ставке и срокам выдачи кредита";

-"Выбор финансовой стратегии (вклад, инвестиции)";[3]

-"Задачи на оптимизацию".

В начальной школе происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать покупки, рассчитывать сдачу.

В 5 классе во время изучения дробей предложить составить диаграмму, отображающую бюджет семьи. Так ребенок увидит, как распределяются средства. В 6 классе эта диаграмма приобретет новый вид — теперь статьи расходов будут отображаться в процентах.

Задача. Составить диаграмму ежемесячных расходов семьи при доходе 30000 рублей. Питание семьи составляет 50% семейного бюджета; квартплата - 10% семейного бюджета; остальное - покупки, хобби и другие расходы. Сколько рублей семья тратит на питание, квартплату?

Научившись рассчитывать проценты, ученики смогут понять, как работает система кредитования и вкладов, как начисляются премии. Стоит заострить внимание на том, что денежные средства выгоднее хранить в банках, а не прятать под подушкой.


Задачи.

1.  Семья Петровых уехала в отпуск на 30 дней. На кухне остался неплотно закрытый кран. За одни сутки через из него теряется 400 л воды. Сколько литров попусту вытекает из этого крана за месяц (30 дней)? На какую сумму семья заплатит больше за коммунальные платежи, если 1000 л воды стоят 51 рубль.

2. Семья Ивановых, проживающая в городе А и состоящая из трех человек, на каникулах собирается поехать из города А в город Б на своей машине. Расстояние от А до Б 800 км. На 100 км расходуется 10 л бензина, цена которого 35 рублей за литр. Сколько придется заплатить за бензин? Если бы семья поехала на поезде, она заплатила бы 803 рубля за билет на одного человека. На каком транспорте поездка  дешевле и на сколько?

3. В ледовой арене «Олимп» цена одного месячного абонемента для катания на коньках стоит 500 рублей. Родительский комитет класса, в котором 24 ученика, принял решение    купить абонемент  на зимний период для каждого ребенка.  Спонсор школы оплатил часть нужной суммы в размере 30000 рублей. Какую сумму нужно еще доплатить каждой семье?

4.  Мама задумала для сына сшить  комплект постельного белья. Расход ткани: пододеяльник - 5м, простыня - 3 м, наволочка 1 м 50 см. В комплект входит: пододеяльник, простынь и 2 наволочки.  Какая сумма будет потрачена на приобретение ткани, если цена за 1 метр ткани 95 рублей? Что дешевле и на сколько: сшить или купить готовый комплект? Цена готового комплекта 1200 рублей.

5.  Месячный доход семьи Соколовых, 41340 рублей,   складывается из заработной платы папы   и мамы, стипендии старшего сына. Месячные расходы на питание, одежду и проезд  29400 руб.,  коммунальные платежи 3260 руб., платежи за телефон, Интернет и ТВ 2180 руб., помощь бабушке на покупку лекарства 3000 руб. Может ли папа взять кредит в банке, если ежемесячная сумма по кредиту будет составлять 5800 рублей?

В 6 классе, познакомившись с пропорциями, ученики наблюдают, как снижаются или повышаются цены на те или иные товары, как зависит уплата налогов от заработной платы. Деление в данном отношении позволяет рассмотреть проблему распределения прибыли пропорционально внесенным деньгам, оплаты за выполненную работу.

Задачи.

1. В городе N живёт 600 000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых 45% не работает (пенсионеры, домохозяйки, безработные). Сколько взрослых работает?

2. Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась втрое, общий доход семьи вырос бы на 112%. Если бы стипендия дочери уменьшилась вдвое, общий доход семьи сократился бы на 3%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?

3. Митя, Антон и Борис учредили компанию с уставным капиталом 200000 рублей. Митя внес 14% уставного капитала, Антон – 42000 рублей, Гоша – 0,12 уставного капитала, а оставшуюся часть капитала внес Борис. Учредители договорились делить ежегодную прибыль пропорционально внесенному в уставной капитал вкладу. Какая сумма от прибыли 1000000 рублей причитается Борису? Ответ дайте в рублях.

4. Разделите наследство в 750000 рублей между тремя братьями так, чтобы на каждые 16 рублей, полученных старшим братом, приходилось 7 рублей, полученных средним, и 1 рубль, полученный младшим. [4]

Изучение функций и их систем в  7 классе дает возможность ввести огромное количество новых, уже более сложных понятий: спрос и предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Ученики начинают рассчитывать оптимальные затраты на покупки и услуги. Задачи формулируются таким образом, чтобы спровоцировать обсуждение конкретной жизненной ситуации, так например, школьник должен в полной мере осознать, какова вероятность выиграть в лотерею, и к каким неоправданным тратам приведет его регулярное в ней участие.

Задачи.

В реальной жизни люди иногда вкладывают деньги в банки и берут кредиты. В первом случае за использование деньгами клиента банк начисляет проценты по вкладу, т.е. увеличивает внесенный вклад, а во втором - кредит должен быть возвращен должником в банк с процентами.

1. Пусть сделаны вклады на год в два банка: в одном под 14% годовых с потерей процентов в случае досрочного закрытия, а в другой под 11% годовых, но с сохранением процентов в случае досрочного закрытия. Через год из обоих банков были получены равные суммы денег. Сколько денег было положено в первый банк и сколько во второй, если сумма вкладов была равна 900000 рублей?[5]

2. Микро кредитная организация «Всё и сразу» предлагает кредит на месяц с условием возврата на 10% большей суммы, чем была выдана. При этом за каждый день задержки начисляется пеня в 2% от выданной суммы. Евгений Иванович взял на этих условиях в кредит некоторую сумму денег для покупки смартфона. Из-за задержки зарплаты просрочил выплату кредита на 30 дней. Отдать ему пришлось 34000рублей. Какую сумму взял в кредит Евгений Иванович? Сколько денег сэкономил бы Евгений Иванович, отложив покупку на два месяца?

В 8 классе вновь вернемся к кредитам и вкладам: квадратные уравнения объяснят ситуацию с изменением процентов по вкладу, двухгодичных кредитов и депозитов с фиксированным годовым процентом.

Задачи.

1. Два бизнесмена купили акции одного достоинства на 3640000 рублей. Когда цена на эти акции возросла, первый бизнесмен продал 75% своих акций, а второй - 80%. При этом сумма от продажи акций, полученная вторым бизнесменом, на 140% превысила сумму, полученную первым. На какую сумму купил акций каждый бизнесмен?

2. Банковский вклад, не тронутый в течение года, в конце этого года увеличился на 10%. На сколько процентов увеличился вклад, не тронутый в течение трёх лет?

а9 класс  позволяет еще больше углубиться в эту тему: изучение степени с целым показателем и формулы суммы геометрической̆ прогрессии поможет вывести формулы депозита и кредита. Имеет смысл начать говорить об ипотечном кредитовании, покупке и продаже акций.

Задачи.

1. В вымышленной стране Зедландии, где зед является денежной единицей, Алла Петровна получила кредит в 8000 зедов от финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка на кредит составляет 15%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 зедов. После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 зедов. Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в 10000 зедов с годовой процентной ставкой 13%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 зедов. Стоит ли Алле Петровне перекредитоваться? Какие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмет кредит от компании «Лучший кредит»? С каким возможным негативным финансовым последствием столкнется Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»? [6]

2. Какую сумму положили в банк под простые проценты по ставке 27% годовых, если за 4 года вклад вырос на 167 400 рублей?

3. Известно, что банк начисляет простые проценты по ставке 25% годовых. Определите минимальное число лет, по истечении которых первоначальный вклад увеличится в 2 раза?

4. Определите годовую процентную ставку (банк начисляет простые проценты), если первоначальный вклад величиной 23500 рублей за 6 лет увеличился на 38 070 рублей?

5. Известно, что ставка банковского процента равна 25%. Определите, через сколько лет начальный вклад 216 000 рублей возрастет до 421 875 рублей. [4]

Особое место для учителей математики занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных, групповых проектов, монопроектов, краткосрочных и долгосрочных проектов. Планирование действий  идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности - графическое или теоретическое решение поставленной проблемы.  Тематика таких проектов актуальна и разнообразна:

- "Математика в торговле";

- "Финансы и математика";

- "Функции денег во времени";

- "Проценты в нашей жизни";

- "В поисках наилучшего кредита";

- "Математика и банковские операции";

- " Риски в мире денег" и т.д.

В 10-11классах при введении математического анализа ученикам будут предложены более сложные банковские задачи с использованием показательной и логарифмической функций, производной, наибольшего и наименьшего значения.

Учителю важно осознать, что на протяжении всего обучения решение подобных задач должно сопровождаться дискуссией и приводить учеников к самостоятельным выводам о том, как правильно распоряжаться финансами. Только в этом случае можно говорить не только о практическом применении знаний, но и именно о формировании финансовой грамотности.





Литература:

1. Книга о финансовой грамотности для детей и школьников. URL: http://freelly.ru/media/finkniga.pdf

2. Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов. URL: https://drofa-ventana.ru/material/formirovanie-finansovoy-gramotnosti-v-kurse-matematiki-dlya-5-11-klass/

3. Власов Д. А. Типовые задачи образовательной области «финансовая математика» для учащихся школ // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 23-26.

4. Задачи с экономическим содержанием. URL: http://vsevteme.ru/network/2033/attachments/show?content=709988

5. Алгебра. 7 кл.: учебник / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2017. - 286 с.

6. Финансовая грамотность учащихся. URL: https://drofa-ventana.ru/upload/iblock/bdf/bdff03010c3c7ed3732a736adbe6b1a5.pdf



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!