СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств.»

Календарно-тематическое планирование

Дата

план/факт

Тема урока

Часы

Элементы содержания

Теоретические понятия

Деятельность учителя и учащихся

Домашнее задание

1


1.09

Художественная литература и история

1

Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.


Творческий процесс, творческое вдохновение, творческое воображение

Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос

Стр.3-4(изучить)

2

5.09


Исторические песни: «Возвращение Филарета.

1

Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины и летописи

Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, картины Репина

Прочитать стр. 15. Подготовить анализ исторических песен по плану стр. 28-29

3

8.09

«Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика.

1

Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения

Песня-плач, композиция

Работа с учебником, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа

Составить вопросы к статье на стр.30, заполнить таблицу, прочитать стр. 31-36, ответить на вопр.2, стр. 36

4

12.09

«Сказание о Борисе и Глебе». Тематическое многообразие древнерусской литературы


1

Тематическое многообразие древнерусской литературы.

Житие как жанр древнерусской литературы

Владение различными видами чтения и пересказа.

Прочитать стр.37-51, выполнить задания на стр. 39

5


15.09

«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке.

1

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Слово как жанр древнерусской литературы

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Прочитать стр.52-60, составить словарь слов и словосочетаний

6

19.09

«Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях

1

Основные нравственные проблемы житийной литературы.

Авторская позиция

Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении.

Составить вопросы к статье на стр. 64, заполнить таблицу, прочитать стр. 65-70, ответить на вопросы 1-4

7

22.09

Державин Г.Р. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»

1

Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта.

Лирическое стихотворение, ода

Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения.

Выучить наизусть стих. «Памятник», составить тезисный план статьи стр. 84-85, индивидуальное сообщение о сентиментализме

8


26.09

Карамзин Н.М.

«Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

1

Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному).

Жанр сентиментальной повести

Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки.

Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Прочитать повесть «Бедная Лиза», заполнить таблицу цитатами из текста

9


29.09

Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы

1

Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения.


Владеть анализом прозаического произведения

Подготовиться к классному сочинению

10

3.10

Контрольная работа №1. Классное сочинение

1




Заполнить таблицу стр. 110, прочитать стр. 112-117, сообщение о декабризме

11

6.10


Поэты круга Пушкина:

Основные темы, мотивы

1

Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий:

Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

Баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Прочитать стр. 118-123

12

10.10

Поэты круга Пушкина. Лирика К.Ф. Рылеева.

1

Основные темы и мотивы произведений Рылеева.

Дума

Владеть анализом лирического произведения.

Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Подготовить индивидуальные задания

13

13.10

Вн.чт. Литературная гостиная «Поэты пушкинского круга»

1




Прочитать стр. 172-179

14

17.10

Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта.


1

Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта.

История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке.

Ода. Элегия. Послание

Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьей

Выучить наизусть одно из стихотворений.

15

20.10

Вн.чт. «Ужасный век, ужасные сердца!» История написания и основная проблематика «Маленьких трагедий».


1

.


Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста.

Пересказ стр. 199-203. Сообщение о восстании под предводительством Пугачева.

16

24.10

А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка»



1

Жанровые особенности произведения.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Жанр, сюжет произведения.

Исторический роман

Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним.

Главы 1 – 2, вопросы,

Выписать из словаря понятия «долг», «совесть», «честь», «благородство», «милосердие».

17

3.11

Истоки формирования личности Петра Гринёва (главы 1 – 2)



Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.


Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Главы III- V;

Рассказ о жизни Гринёва до осады крепости Пугачёвым;

Отрывок наизусть.

18

7.11

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (главы III – V)

1

Главы 3-5, сопоставление образов Гринева и Швабрина



Перечитать главы VI – VII; раскрыть смысл эпиграфов к этим главам

19

10.11

Пугачёв и народ в романе. Разбор глав VI – VII.



1

Главы 6-7 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости»



Перечитать главу II «Вожатый», главы VIII—ХII;

пересказать «Калмыцкую сказку»; в чём её смысл.

эпиграфы к этим главам;

20

14.11

Средства характеристики героев романа на примере VIII – XII глав.


1

Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип.


Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Главы 13 – 14;

индивидуальное задание: портретМаши Мироновой.

«Каким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина» - письменная работа

21

17.11

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1




Составить план к сочинению по теме «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».


22

21.11

Контрольная работа № 2 Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1




Прочитать поэму «Мцыри»

23

24.11

М. Ю. Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ

1

Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве.


Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение.

Прочитать поэму до конца; определить тему и идею поэмы; подумать над смыслом эпиграфа.

24

28.11

Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри».




Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри.


Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ.

Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.


25

1.12

Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом.


Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова.


Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы

Подготовиться к тестированию

26

5.12


Тестирование






27

8.12

Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор».


Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина.



Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие.

Чтение 1 действия. Рассказ о городничем (6 вариант). Рассказы о судье (1 вариант), Землянике (2 вариант), Хлопове (3 вариант), почтмейстере (4 вариант). Рассказ «Утро Хлестакова» (5 вариант)

28

12.12

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя

1

Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества


Уметь давать характеристику образам комедии.

Сообщение «Утро Хлестакова» (5 в). Чтение 2 действия.


29

15.12

Растерянный Хлестаков и испуганный Городничий

1

Анализ 1 и 2 действия комедии


Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию

Чтение 3 действия. Выписать, о чём врёт Хлестаков. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в 5 явлении 2 действия? (письменно)

30

19.12

Триумф Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление

1

Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова.


Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения.

Чтение 4 действия.

Подумать над смыслом фамилии Хлестакова. О каких свойствах натуры Хлестакова вы узнали в действии?

31

22.12

Дары города N

1




Чтение 5 действия. В какой сцене происходит развязка? Смысл немой сцены. Смысл эпиграфа

32

26.12

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения

1




Подготовка к классному сочинению

33

12.01

Контрольная работа №3. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

1




Прочитать повесть

«Ася» И.С. Тургенев

34

16.01

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася».


Основные биографические сведения о писателе.

Работа по содержанию повести


Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды.

Перечитать 4 - 10 главы; Таблица – характеристики Аси и НН; История семьи Гагиных;

35

19.01

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера


Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9),

«Сцена в домике фрау Луизы»

(гл.16).Судьба русской девушки.


Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа

Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию); Продумать ответы на вопросы: Почему Асе "лететь некуда"?

36

23.01

Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев





Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»? Прочитать повесть «Первая любовь»

37

26.01

Вн.чт. И.С. Тургенев «Первая любовь»

1





38

30.01

Н.А.Некрасов Судьба и жизнь народная в изображении поэта.

1

Сведения о биографии писателя.

Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум»,

Олицетворение, риторические восклицания, фольклорные приемы в поэзии.

Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Выучить стихотворение наизусть (по выбору)

39

2.02

Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета. Основные мотивы лирики Фета.

1

Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты».

Метафора, олицетворение, риторическое восклицание, инверсия

Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их.

Анализ стихотворения по плану

40

6.02

А.Н.Островский. Творческая и сценическая истории пьесы «Снегурочка». Центральные образы пьесы.

1

Биографические сведения. Основные произведения. Островский и театр.

Драма, конфликт, композиция, лирические, эпические песни, пролог

Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра.

Прочитать стр. 200-202, прочитать пьесу-сказку «Снегурочка»

41

9.02

Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки

1

Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы.

Инверсия, драма, тропы и фигуры

Определять жанр «Снегурочки»

Подготовить сообщения о Снегурочке, Леле, Мизгире.

42

13.02

Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

1




Подготовить сообщение: «Снегурочка» в кино и музыке.

43

16.02

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество».


1

Основные биографические сведения о писателе.

Автобиографическая проза

Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Прочитать рассказ «После бала». Как в рассказе изображен бал, танцы?

44

20.02

Л.Н. Толстой. «После бала». История создания (анализ первой части рассказа).

1

История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа.


Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа.

Д/з Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов.

45

27.02

Л.Н. Толстой. «После бала» (анализ второй части рассказа).

1

Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни.


Композиция и фабула рассказа

Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев.

Подготовить рабочий материал к написанию сочинения.

46

1.03

Контрольная работа №4. Р/р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»

1




Прочитать рассказ «Макар Чудра»

47

5.03

Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра».

1

Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя.

Традиции романтизма, образ-символ

Уметь наблюдать над композицией рассказа.

Прочитать стр. 22-27, ответить на вопр. 9

48

12.03

Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа

1

Идейное своеобразие песни.

Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой.


Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа.

Прочитать стр. 31-38, ответить на вопросы

49

15.03

Маяковский В.В. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям»

1

Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта.

Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского.

Рифма, ритм, неологизм, конфликт

Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений .

Выучить наизусть стихотворение, прочитать стр. 42-49

50

19.03

Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей.

1

Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы.

Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов.

Сатира, юмор, ирония

Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи. Видеть за смешным драматизм человеческой жизни.

Составить план статьи на стр. 50-52, прочитать 53-54

51

22.03

Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство в рассказе

1

Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск.

Сатира, ирония, юмор, жанр, тема, афоризм

Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения.

Прочитать стр. 68-73

52

5.04

Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта

1

Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм.

Портрет

Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений.

Выучить наизусть стихотворение

53

9.04

Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта

1


Глагольная метафора, метафорический эпитет


Письменная работа: «Что есть истинная красота?»

54

12.04

Вн.чт. «Музы не молчали». Стихи поэтов 20 века о ВОВ.

1

Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной.


Выразительное чтение стихотворений.

Прочитать стр.80-82, ответить на вопр.

55

16.04

Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

1

Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений.


Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему.

Прочитать рассказ «Фотография на которой меня нет»

56

19.04

Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

1

Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя.

Тема, художественная идея

Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя.

Выбрать эпиграф к сочинению на стр. 102-103

57

23.04

Контрольная работа № 5 Домашнее сочинение

1





58

26.04

Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль».

1

Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения.

История создания поэмы «За далью-даль»


Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения.

Прочитать стр. 110-127, ответить на вопр. 6

59

30.04

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав

1

Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений.


Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану.

Прочитать стр. 130-132, ответить на вопросы, прочитать очерки

60

7.05

Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

1

Биографические сведения. Основные мотивы творчества.

Автобиография

Знать творческую историю рассказа.

Прочитать рассказ «Уроки французского»

61

10.05

Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

1

Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа.

Конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художественная идея

Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа

Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа. Инд. задания: выписать из текста фразы, воссоздающие образ послевоенного времени.

62

14.05

Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести.

1

Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования.

Конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художественная идея

Уметь описывать литературного героя.

Прочитать рассказ А.Алексина «Безумная Евдокия»

63

17.05

Вн.чт. Урок по рассказу А. Алексина «Безумная Евдокия»

1




Подготовиться к тестированию

64

21.05

Тестирование

1




Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

65

24.05

Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем.


1

Биографические сведения.

Искусство и литература эпохи Возрождения.

Прототип, творческая история

Знать жанры драматургии.

Написать сочинение-миниатюру «Умеют ли так любить сегодня?»

66


Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта».

Основной конфликт пьесы.

1

Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии.

Трагедия

Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности.

Составить план статьи учебника, посвященной М.Сервантесу.

67


Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика. Образ Дон Кихота.

1


Рыцарский роман, пародия



68


Итоги года. Что читать летом

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!