№ | Дата план/факт | Тема урока | Часы | Элементы содержания | Теоретические понятия | Деятельность учителя и учащихся | Домашнее задание |
1 | 1.09 | Художественная литература и история | 1 | Своеобразие курса литературы 8 класса. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | Творческий процесс, творческое вдохновение, творческое воображение | Составление вопросов к статье учебника, беседа, анкетирование, письменный ответ на вопрос | Стр.3-4(изучить) |
2 | 5.09 | Исторические песни: «Возвращение Филарета. | 1 | Отражение жизни народа в исторических песнях. Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. | Песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины и летописи | Работа с учебником, беседа, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, картины Репина | Прочитать стр. 15. Подготовить анализ исторических песен по плану стр. 28-29 |
3 | 8.09 | «Иван Грозный молиться по сыне» Средства выразительности, проблематика. | 1 | Средства выразительности русского языка. Проблематика произведения | Песня-плач, композиция | Работа с учебником, сообщение учителя и учащихся, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа | Составить вопросы к статье на стр.30, заполнить таблицу, прочитать стр. 31-36, ответить на вопр.2, стр. 36 |
4 | 12.09 | «Сказание о Борисе и Глебе». Тематическое многообразие древнерусской литературы | 1 | Тематическое многообразие древнерусской литературы. | Житие как жанр древнерусской литературы | Владение различными видами чтения и пересказа. | Прочитать стр.37-51, выполнить задания на стр. 39 |
5 | 15.09 | «Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных представлений о человеке. | 1 | Основные нравственные проблемы житийной литературы. | Слово как жанр древнерусской литературы | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | Прочитать стр.52-60, составить словарь слов и словосочетаний |
6 | 19.09 | «Слово о погибели Русской земли». Тема добра и зла в произведениях | 1 | Основные нравственные проблемы житийной литературы. | Авторская позиция | Уметь различать жанры древнерусской литературы, формулировать проблемы, затронутые в произведении. | Составить вопросы к статье на стр. 64, заполнить таблицу, прочитать стр. 65-70, ответить на вопросы 1-4 |
7 | 22.09 | Державин Г.Р. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» | 1 | Знакомство с творчеством Г.Р.Державина. Отражение в творчестве фактов из биографии поэта. | Лирическое стихотворение, ода | Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. | Выучить наизусть стих. «Памятник», составить тезисный план статьи стр. 84-85, индивидуальное сообщение о сентиментализме |
8 | 26.09 | Карамзин Н.М. «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. | 1 | Знакомство с творчеством Н.М.Карамзина. Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное направление в противовес рациональному). | Жанр сентиментальной повести | Знать определение сентиментализма и классицизма, их основные признаки. Уметь различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. | Прочитать повесть «Бедная Лиза», заполнить таблицу цитатами из текста |
9 | 29.09 | Основная проблематика и тематика, новый тип героя. Образ Лизы | 1 | Проблематика, тема, герой литературного произведения. Анализ прозаического произведения. | | Владеть анализом прозаического произведения | Подготовиться к классному сочинению |
10 | 3.10 | Контрольная работа №1. Классное сочинение | 1 | | | | Заполнить таблицу стр. 110, прочитать стр. 112-117, сообщение о декабризме |
11 | 6.10 | Поэты круга Пушкина: Основные темы, мотивы | 1 | Краткие сведения о поэтах. Выразительное чтение и анализ стихотворений, баллад и эллегий: Жуковский В.А. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». | Баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование – дума, песня | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. | Прочитать стр. 118-123 |
12 | 10.10 | Поэты круга Пушкина. Лирика К.Ф. Рылеева. | 1 | Основные темы и мотивы произведений Рылеева. | Дума | Владеть анализом лирического произведения. Уметь составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение. | Подготовить индивидуальные задания |
13 | 13.10 | Вн.чт. Литературная гостиная «Поэты пушкинского круга» | 1 | | | | Прочитать стр. 172-179 |
14 | 17.10 | Пушкин А.С. Тематическое богатство поэзии поэта. | 1 | Творчество А.С.Пушкина. Тематическое богатство поэзии поэта. История написания и основная проблематика произведений, изучаемых на уроке. | Ода. Элегия. Послание | Конструирование вопросов к статье учебника, сообщения, лексическая работа. Выразительное чтение, беседа, работа со статьей | Выучить наизусть одно из стихотворений. |
15 | 20.10 | Вн.чт. «Ужасный век, ужасные сердца!» История написания и основная проблематика «Маленьких трагедий». | 1 | . | | Владение навыками выразительного чтения и навыками сжатого пересказа текста. | Пересказ стр. 199-203. Сообщение о восстании под предводительством Пугачева. |
16 | 24.10 | А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта». На подступах к роману «Капитанская дочка» | 1 | Жанровые особенности произведения. Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония. | Жанр, сюжет произведения. Исторический роман | Знать основных героев повести, уметь давать им характеристику, высказывать свое отношение к ним. | Главы 1 – 2, вопросы, Выписать из словаря понятия «долг», «совесть», «честь», «благородство», «милосердие». |
17 | 3.11 | Истоки формирования личности Петра Гринёва (главы 1 – 2) | | Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. | | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Главы III- V; Рассказ о жизни Гринёва до осады крепости Пугачёвым; Отрывок наизусть. |
18 | 7.11 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (главы III – V) | 1 | Главы 3-5, сопоставление образов Гринева и Швабрина | | | Перечитать главы VI – VII; раскрыть смысл эпиграфов к этим главам |
19 | 10.11 | Пугачёв и народ в романе. Разбор глав VI – VII. | 1 | Главы 6-7 повести, выразительное чтение отрывков, анализ эпизода «Падение Белогорской крепости» | | | Перечитать главу II «Вожатый», главы VIII—ХII; пересказать «Калмыцкую сказку»; в чём её смысл. эпиграфы к этим главам; |
20 | 14.11 | Средства характеристики героев романа на примере VIII – XII глав. | 1 | Характер героя, литературный характер, литературный тип, прототип. | | Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое. | Главы 13 – 14; индивидуальное задание: портретМаши Мироновой. «Каким я увидел Пугачева в романе А. С. Пушкина» - письменная работа |
21 | 17.11 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | | | | Составить план к сочинению по теме «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина». |
22 | 21.11 | Контрольная работа № 2 Классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | | | Прочитать поэму «Мцыри» |
23 | 24.11 | М. Ю. Лермонтов – певец свободы. Лермонтовский Кавказ | 1 | Военная служба поэта на Кавказе, отражение событий того периода в его творчестве. | | Знать биографию поэта, выделять основные периоды его творчества, называть тематику стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение. | Прочитать поэму до конца; определить тему и идею поэмы; подумать над смыслом эпиграфа. |
24 | 28.11 | Композиция и художественные особенности поэмы «Мцыри». | | Композиция и художественные особенности поэмы, образ-персонаж, образ-пейзаж, экспрессия – как форма выразительности поэтической силы, монолог – важнейшее средство раскрытия характера Мцыри. | | Уметь работать с поэтическим текстом, проводить его анализ. | Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение. |
25 | 1.12 | Мцыри – романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом. | | Обобщения и выводы по образу главного героя поэмы. Значение поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. | | Уметь выражать свое мнение о произведении и герое, делать выводы, используя знания по теории литературы | Подготовиться к тестированию |
26 | 5.12 | Тестирование | | | | | |
27 | 8.12 | Основные вехи биографии Н.В. Гоголя. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор». | | Основные вехи биографии Н.В.Гоголя. Творческая и сценическая история комедии. Споры вокруг причастности к сюжету комедии А.С.Пушкина. | | Знать биографию писателя, основные его произведения, уметь определять их жанровое своеобразие. | Чтение 1 действия. Рассказ о городничем (6 вариант). Рассказы о судье (1 вариант), Землянике (2 вариант), Хлопове (3 вариант), почтмейстере (4 вариант). Рассказ «Утро Хлестакова» (5 вариант) |
28 | 12.12 | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя | 1 | Образы чиновников в комедии. Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества | | Уметь давать характеристику образам комедии. | Сообщение «Утро Хлестакова» (5 в). Чтение 2 действия. |
29 | 15.12 | Растерянный Хлестаков и испуганный Городничий | 1 | Анализ 1 и 2 действия комедии | | Знать жанровые особенности комедии, уметь анализировать комедию | Чтение 3 действия. Выписать, о чём врёт Хлестаков. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в 5 явлении 2 действия? (письменно) |
30 | 19.12 | Триумф Хлестакова. Хлестаковщина как общественное явление | 1 | Беседа о жизненных целях и характере Хлестакова. | | Уметь характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения. | Чтение 4 действия. Подумать над смыслом фамилии Хлестакова. О каких свойствах натуры Хлестакова вы узнали в действии? |
31 | 22.12 | Дары города N | 1 | | | | Чтение 5 действия. В какой сцене происходит развязка? Смысл немой сцены. Смысл эпиграфа |
32 | 26.12 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения | 1 | | | | Подготовка к классному сочинению |
33 | 12.01 | Контрольная работа №3. Классное сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» | 1 | | | | Прочитать повесть «Ася» И.С. Тургенев |
34 | 16.01 | Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». | | Основные биографические сведения о писателе. Работа по содержанию повести | | Знать, что такое повесть, уметь давать характеристику героям повести, уметь анализировать эпизоды. | Перечитать 4 - 10 главы; Таблица – характеристики Аси и НН; История семьи Гагиных; |
35 | 19.01 | Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера | | Образ «тургеневской» девушки. Наблюдения над характером и поведением Аси. Анализ эпизодов «Разговор господина Н.и Аси»(гл.9), «Сцена в домике фрау Луизы» (гл.16).Судьба русской девушки. | | Знать, что такое сюжет, экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, психологизм повести. Владеть разными видами пересказа | Доказать по 11-12 главам, сто Ася и Н.Н. - разные, не созданные друг для друга (задание сложное, дается по желанию); Продумать ответы на вопросы: Почему Асе "лететь некуда"? |
36 | 23.01 | Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев | | | | | Ответить письменно на вопрос. Как драму рассказчика помогают понять слова И.С. Тургенева: «Молодость ест пряники золочёные, да и думает, что этот есть хлеб насущный. А придёт время – и хлебца напросишься…»? Прочитать повесть «Первая любовь» |
37 | 26.01 | Вн.чт. И.С. Тургенев «Первая любовь» | 1 | | | | |
38 | 30.01 | Н.А.Некрасов Судьба и жизнь народная в изображении поэта. | 1 | Сведения о биографии писателя. Тематика лирики поэта. Чтение и анализ стихотворений «Зеленый шум», | Олицетворение, риторические восклицания, фольклорные приемы в поэзии. | Уметь выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Выучить стихотворение наизусть (по выбору) |
39 | 2.02 | Мир природы и духовности в поэзии А.А.Фета. Основные мотивы лирики Фета. | 1 | Сведения о биографии поэта. Мир природы и духовности в поэзии поэта. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них: у дуба, у березы», «Целый мир красоты». | Метафора, олицетворение, риторическое восклицание, инверсия | Уметь по характерным признакам узнавать поэзию Фета, выразительно читать стихотворения, анализировать их. | Анализ стихотворения по плану |
40 | 6.02 | А.Н.Островский. Творческая и сценическая истории пьесы «Снегурочка». Центральные образы пьесы. | 1 | Биографические сведения. Основные произведения. Островский и театр. | Драма, конфликт, композиция, лирические, эпические песни, пролог | Знать, какой вклад внес А.Н.Островский в развитие русского театра. | Прочитать стр. 200-202, прочитать пьесу-сказку «Снегурочка» |
41 | 9.02 | Пьеса «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки | 1 | Творческая и сценическая история пьесы. Основные образы. | Инверсия, драма, тропы и фигуры | Определять жанр «Снегурочки» | Подготовить сообщения о Снегурочке, Леле, Мизгире. |
42 | 13.02 | Островский А.Н. Пьеса «Снегурочка». Народные обряды, элементы фольклора в сказке. | 1 | | | | Подготовить сообщение: «Снегурочка» в кино и музыке. |
43 | 16.02 | Краткие сведения о Л.Н. Толстом. «Отрочество». | 1 | Основные биографические сведения о писателе. | Автобиографическая проза | Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. | Прочитать рассказ «После бала». Как в рассказе изображен бал, танцы? |
44 | 20.02 | Л.Н. Толстой. «После бала». История создания (анализ первой части рассказа). | 1 | История рассказа. Жанр рассказа. Наблюдения за полковником на балу и после бала. Основные мотивы рассказа. | | Уметь определять проблемы, затронутые в рассказе, знать жанровые признаки рассказа. | Д/з Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов. |
45 | 27.02 | Л.Н. Толстой. «После бала» (анализ второй части рассказа). | 1 | Главная мысль рассказа. Личная ответственность человека за все, что он совершает в жизни. | Композиция и фабула рассказа | Понять главную мысль рассказа, уметь находить художественные детали в тексте, характеризующие образы героев. | Подготовить рабочий материал к написанию сочинения. |
46 | 1.03 | Контрольная работа №4. Р/р. Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | | | | Прочитать рассказ «Макар Чудра» |
47 | 5.03 | Горький М. Свобода и сила духа в изображении Горького. Рассказ «Макар Чудра». | 1 | Дополнить представления учащихся о Горьком, как о человеке. Основные мотивы творчества писателя. | Традиции романтизма, образ-символ | Уметь наблюдать над композицией рассказа. | Прочитать стр. 22-27, ответить на вопр. 9 |
48 | 12.03 | Горький М. «Песня о Соколе». Специфика песни и романтического рассказа | 1 | Идейное своеобразие песни. Образ-символ. Поэтизация гордых и сильных людей. Романтический герой. | | Определять, в чем смысл противопоставления Сокола и Ужа. | Прочитать стр. 31-38, ответить на вопросы |
49 | 15.03 | Маяковский В.В. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворениях поэта. «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Биографические сведения. Рассказ об условиях, в которых формировался характер поэта. Словотворчество и неологизмы как характерный признак творчества Маяковского. | Рифма, ритм, неологизм, конфликт | Уметь находить отличительные признаки поэзии Маяковского, владеть навыками выразительного чтения его стихотворений . | Выучить наизусть стихотворение, прочитать стр. 42-49 |
50 | 19.03 | Тэффи Н.А. «Свои и чужие». Большие проблемы «маленьких» людей. | 1 | Биографические сведения. Литературный псевдоним. Тематика рассказов писательницы. Тонкая ирония рассказов Тэффи, система художественных образов. | Сатира, юмор, ирония | Уметь находить авторскую позицию в рассказах Тэффи. Видеть за смешным драматизм человеческой жизни. | Составить план статьи на стр. 50-52, прочитать 53-54 |
51 | 22.03 | Зощенко М.М. «Обезьяний язык». Человек и государство в рассказе | 1 | Биографические сведения. Знакомство с рассказами Зощенко, их основная тематика. Словарная работа: юмор, сатира, гипербола, гротеск. | Сатира, ирония, юмор, жанр, тема, афоризм | Отличать юмор от сатиры, выявлять средства создания автором сатирического или юмористического произведения. | Прочитать стр. 68-73 |
52 | 5.04 | Заболоцкий Н.А. «Я не ищу гармонии в природе». Тема творчества в лирике поэта | 1 | Биографические сведения, тематика лирики. Словарная работа: звукопись, аллитерация, ассонанс, юмор, метонимия, снобизм. | Портрет | Выразительное чтение стихотворения, уметь выполнять сравнительный анализ стихотворений. | Выучить наизусть стихотворение |
53 | 9.04 | Заболоцкий Н.А. «Старая актриса», «Некрасивая девочка». Тема красоты в лирике поэта | 1 | | Глагольная метафора, метафорический эпитет | | Письменная работа: «Что есть истинная красота?» |
54 | 12.04 | Вн.чт. «Музы не молчали». Стихи поэтов 20 века о ВОВ. | 1 | Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии. Как при помощи силы слова и музыки поэты воздействовали на души людей, изнуренных войной. | | Выразительное чтение стихотворений. | Прочитать стр.80-82, ответить на вопр. |
55 | 16.04 | Астафьев В.П. Человек и война, литература и история в творчестве писателя. | 1 | Краткие биографические сведения о писателе, обзор основных произведений. | | Уметь объяснять своеобразие произведений Астафьева о детях и детстве в сравнении с произведениями других писателей на эту тему. | Прочитать рассказ «Фотография на которой меня нет» |
56 | 19.04 | Астафьев В.П. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти. | 1 | Художественный пересказ рассказа, чтение ключевых эпизодов, разговор о деревенской жизни 30-х годов 20 века, о человеческих характерах и отношениях между людьми. Образ бабушки и учителя. | Тема, художественная идея | Уметь пересказывать эпизоды рассказа, используя цитаты из рассказа. Уметь находить художественные детали при описании образов бабушки и учителя. | Выбрать эпиграф к сочинению на стр. 102-103 |
57 | 23.04 | Контрольная работа № 5 Домашнее сочинение | 1 | | | | |
58 | 26.04 | Твардовский А.Т. Судьба страны в поэзии поэта. «За далью – даль». | 1 | Продолжить знакомство с биографией Твардовского. Автобиографичность произведения. История создания поэмы «За далью-даль» | | Знать основные направления творчества поэта, уметь приводить примеры из текстов, подтверждающие автобиографичность произведения. | Прочитать стр. 110-127, ответить на вопр. 6 |
59 | 30.04 | Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав | 1 | Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов поэмы. Особенность поэтического языка поэмы, роль лирических отступлений. | | Понимать, какое место занимали в жизни поэта родные места, свое мнение уметь аргументировать примерами из поэмы. Уметь анализировать главы поэмы по плану. | Прочитать стр. 130-132, ответить на вопросы, прочитать очерки |
60 | 7.05 | Распутин В.Г. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина | 1 | Биографические сведения. Основные мотивы творчества. | Автобиография | Знать творческую историю рассказа. | Прочитать рассказ «Уроки французского» |
61 | 10.05 | Распутин В.Г. Уроки доброты. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». | 1 | Новый поворот темы детей на страницах рассказа. Автобиографичность рассказа. | Конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художественная идея | Уметь находить в тексте произведения детали, подтверждающие автобиографичность рассказа | Подобрать цитаты для заглавий частей рассказа. Инд. задания: выписать из текста фразы, воссоздающие образ послевоенного времени. |
62 | 14.05 | Распутин В.Г. Повесть «Уроки французского». Центральный конфликт и основные образы повести. | 1 | Образ учительницы. Характер главного героя, условия его формирования. | Конфликт, сюжет, портрет, эпизод, художественная идея | Уметь описывать литературного героя. | Прочитать рассказ А.Алексина «Безумная Евдокия» |
63 | 17.05 | Вн.чт. Урок по рассказу А. Алексина «Безумная Евдокия» | 1 | | | | Подготовиться к тестированию |
64 | 21.05 | Тестирование | 1 | | | | Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта» |
65 | 24.05 | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем. | 1 | Биографические сведения. Искусство и литература эпохи Возрождения. | Прототип, творческая история | Знать жанры драматургии. | Написать сочинение-миниатюру «Умеют ли так любить сегодня?» |
66 | | Шекспир У. Пьеса «Ромео и Джульетта». Основной конфликт пьесы. | 1 | Основной конфликт пьесы, ключевые эпизоды, характеристика действующих лиц трагедии. | Трагедия | Уметь находить в тексте пьесы художественные средства выразительности. | Составить план статьи учебника, посвященной М.Сервантесу. |
67 | | Сервантес М. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика. Образ Дон Кихота. | 1 | | Рыцарский роман, пародия | | |
68 | | Итоги года. Что читать летом | 1 | | | | |