СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование исторического мировоззрения, повышение успеваемости, качества знаний обучающихся через дифференцированное обучение на уроках по технологии Lesson Study

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-дидактическое пособие предназначено для учителей истории

Просмотр содержимого документа
«Формирование исторического мировоззрения, повышение успеваемости, качества знаний обучающихся через дифференцированное обучение на уроках по технологии Lesson Study»

Формирование исторического мировоззрения,

повышение успеваемости, качества знаний обучающихся

через дифференцированное обучение на уроках

по технологии Lesson Study


Р.В. Бондаренко

КГУ «Киевская общеобразовательная школа»

Узункольский район, Костанайская область, Республика Казахстан


Аннотация.

Актуальностью современного образования является применение педагогами в своей педагогической практике образовательной технологии LS. Данная технология позволяет каждому обучающемуся с разными уровнями мыслительных навыков повысить успеваемость и качество знаний, выполняя уровневые задания, тем самым подтверждая дифференцированное обучение.

В целях изучения состояния дифференцированного обучения по всемирной истории в школе автором было проведено исследование уроков с участием обучающихся 6 класса. В статье представлены некоторые итоги данного исследования отношений к вопросу дифференцированного обучения по технологии LS.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, Lesson Study, учебно-дидактическое пособие, уровневые задания, успеваемость обучающихся.

Введение.

Для решения проблемы низкой успеваемости и качества знаний обучающихся по предмету всемирная история автором было составлено учебно-дидактическое пособие с целью способствования углубленного изучения учебного материала. Пособие включает в себя авторский материал, а также разнообразные дифференцированные творческие задания для работы со слабыми, средними и сильными обучающимися.

Задачами учебно-дидактического пособия являются:

-заинтересовать обучающихся в изучении всемирной истории;

-рассмотреть и изучить историю средневековых государств, их политическое и экономическое развитие, а также дать оценку уровню жизни населения;

-проанализировать жизнь и деятельность знаменитых личностей в истории средневековья;

-обобщить полученные знания путём решения уровневых заданий.

Учебно-дидактическое пособие составлено на основе методической системы к учебнику Р. Айтбай, А. Касымова «Всемирная история» Алматы: Атамұра 2017 г. стр. 144 7 (6) класс и соответствует программе курса. Имеет всемирный книжный номер ISBN 978-601-343-210-6.

Дифференциация обучения является сегодня одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, нормализации их учебной нагрузки. Дифференциация содержания образования и образовательного процесса является социально-педагогической и психологической необходимостью, так как она направлена на создание оптимальных условий для всех обучающихся с учётом их психофизических и интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, индивидуально-познавательных возможностей и способностей.

В своё время актуальные проблемы дифференцированного обучения раскрывали Р.Б. Вендровская, Н.К. Гончаров, К.А. Иванович, И.М. Осмоловская и многие другие.

С учётом постоянной модернизации системы образования в Казахстане наблюдается внедрение зарубежных образовательных технологий, таких, например, как Lesson Study. Данная технология позволяет за счёт пристального внимания к уроку и наблюдения за разными группами учеников (сильными, средними и слабыми) шаг за шагом повышать мастерство учителей. И для этого необходимо учителям разрабатывать авторские учебно-методические и учебно-дидактические пособия для усовершенствования педагогической практики.

В настоящее время LS используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге и Китае. Данный подход применяется так же и в западных странах, в том числе, Швеции и Канаде.

Методика.

Для повышения успеваемости учащихся на уроках в школе отлична технология LS. Выбирается проблема, которую необходимо решить с обучающимися того или иного класса, формируются творческие группы учителей. Разрабатываются совместно уроки, проводится исследование.

Работая в малокомплектной школе, в классах-комплектах, нередко возникают вопросы в процессе преподавания. Как же ответить на эти вопросы? С помощью чего, кого? Любые вопросы по качеству знаний и успеваемости должны решаться коллективно. И в этом отличным примером является технология LS.

На протяжении 2-х лет, начиная с 2021 года, я проводила исследование в 6-х классах по всемирной истории.

В 2018 году разработала учебно-дидактическое пособие по всемирной истории, в котором имеются разноуровневые задания для слабых, средних и сильных учеников. К составлению данного учебно-дидактического пособия, я стремилась ещё с 2012 года, когда обучалась на уровневых курсах 3-го базового уровня в НИШ, затем были курсы школьного тренерства в 2016 году и курсы по разработке и экспертизе заданий по истории в 2018 году.

Все знания, полученные мною на этих курсах помогли в составлении данного учебно-дидактического пособия по всемирной истории, материалы которого я смогла в дальнейшем успешно применить на практике.

Уровневые задания в учебно-дидактическом пособии разработаны с учётом возрастных особенностей обучающихся и по целям таксономии Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).

К каждому заданию составлены дескрипторы с определёнными баллами. Типы заданий разнообразные: требующие краткого ответа (КО), задания с множественным выбором ответов (МВО), задания, требующие развёрнутого ответа (РО). Задания составлялись на основе дистракторов. Таким образом, учитывался принцип дифференциации процесса обучения, который предполагает учёт индивидуально-личностных особенностей обучаемых и принцип индивидуализации процесса обучения, который предполагает различные варианты его организации с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.

В процессе обучения были применены эффективные методы, такие как: метод проблемного обучения, в том числе дискуссии, игровые методы, методы стимулирования и мотивации интереса к обучению, создание ситуаций успеха, творчества и другие.

Методы содействуют основе дифференцированного обучения - организация самостоятельной работы, ведь именно дифференцированное обучение определяет, как систему образования, обеспечивающую развитие личности каждого обучающегося с учётом его возможностей, интересов, склонностей и способностей, предполагающую многообразие методов, средств и форм организации учебно-воспитательной работы.

В прошлом, учитель, применявший дифференцированное обучение в своей педагогической практике оставался один на один со своей проблемой, но в современное время методика LS эффективна тем, что помогает учителям: наблюдать процесс учения детей, проявляющийся более отчётливо в различных действиях и деталях, чем это обычно возможно, увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения, и тем, что происходит в реальности.

Lesson Study позволяет учителям быть более осведомлёнными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики, при этом, не «перегружая» свой опыт второстепенной информацией.

Практическое применение.

Урок как форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени применяется для решения задач обучения, воспитания и развития последних, а также может способствовать решению определённой проблемы.

В середине 2021-2022 учебного года проводилось исследование урока в 6 классе по всемирной истории. На учебных занятиях для обучающихся АВС применялись уровневые задания. Которые способствовали на повышение мотивации обучающихся на уроке. Уровневые задания учебно-дидактического пособия по всемирной истории выглядят следующим образом: Тема «Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи».

Задание С. Расшифруйте анаграммы и дайте определения понятиям.

1.ЫАРВРВА

2.ЫОТГТСО

3. ИАМРЛАБ

4.ИОЙСДЕОФ

5.ИТАТАЛ


Дескрипторы:

- верно расшифровывает первую анаграмму и даёт определение

-верно расшифровывает вторую анаграмму и даёт определение

-верно расшифровывает третью анаграмму и даёт определение

-верно расшифровывает четвёртую анаграмму и даёт определение

-верно расшифровывает пятую анаграмму и даёт определение

Задание В. Найдите ошибки в тексте.

В период своего правления с 435 по 454 год Аларих объединил тюркские, германские и другие племена, создав державу от Рейна до Дуная. В конце III века гунны, объединившись с аланами, готами и другими покорёнными ими народами стали угрожать Римской империи. Аларих одарённый пылким умом, твёрдостью характера, величайший смелостью, уже с юных лет проявлял непомерное честолюбие и жестокость.

Дескрипторы:

-верно указывает первую ошибку в тексте

-верно указывает вторую ошибку в тексте

-верно указывает третью ошибку в тексте

-верно указывает четвёртую ошибку в тексте

-верно указывает пятую ошибку в тексте

Задание А. Напишите 4 предложения, отражающие 4 момента ПОПС-формулы о великом переселении народа:

П – (позиция)- ……………………………………………………………………..

О – (объяснение)-………………………………………………………………….

П – (пример)-……………………………………………………………………….

С – (следствие) - ……………………………………………………………………

Дескрипторы:

- указывает обоснованную позицию по поводу великого переселения народов

-указывает обоснованное объяснение по поводу великого переселения народов

-приводит обоснованный пример по поводу великого переселения народов

-указывает следствие по поводу великого переселения народа

В 2021-2022 учебном году в 6 классе обучалось четверо обучающихся. После проведения последовательных уроков исследования было заметно улучшение в успеваемости обучающихся на уроке по всемирной истории. Достижением слабого ученика является выполнение заданий не только на «знание», но и на «понимание» и «применение». Ученица среднего уровня успеваемости достигла результата «применение-анализ», а сильная ученица осилила задания на «анализ-синтез-оценка».

Такое же исследование урока было проведено в 6 классе в 2022-2023 учебном году. Результаты были такими же.

Задания учебно-дидактического пособия по всемирной истории помогали сделать учебный материал увлекательным, вызывали у учеников глубокое удовлетворение, создавали радостное рабочее настроение, облегчали процесс усвоения знаний.

Также уровневые задания учебно-дидактического пособия являлись основой для составления суммативных заданий по предмету всемирная история за 1,2,3,4 четверти. Суммативное оценивание за раздел/сквозную тему (СОР) обучающиеся выполняли успешно.

Рекомендации

По результатам исследования уроков можно сделать следующий вывод, что авторские уровневые задания в учебно-дидактическом пособии по всемирной истории, составленного на основе методической системы к учебнику Р. Айтбай, А. Касымова «Всемирная история» Алматы: Атамұра 2017 г. стр. 144 7 (6) класс способствуют повышению успеваемости и качества знаний у обучающихся.

Учебно-дидактическое пособие по всемирной истории способствует обучению и формированию исторического знания у учащихся 7 (6) класса. В ходе решения заданий по всемирной истории формируется научный уровень о наиболее длительном периоде в истории человечества, о расцвете и закате феодального строя, о причинах и следствиях изменений в социально-экономической сфере, о достижениях в духовной жизни и т.д.

Учебно-дидактическое пособие по всемирной истории за 7 (6) класс адресовано учителям истории для применения материала пособия на уроках.

После выявления слабых, средних и сильных учеников в своём классе каждому учителю необходимо будет использовать в своей практике именно уровневые задания, составленные с учётом уровня мыслительных навыков. Благодаря повседневной работе применения таких заданий на уроках будет заметен результат по повышению успеваемости и качества знаний обучающихся. Последнее прослеживается у обучающихся после выполнения суммативных работ по предмету, которые и подтверждают улучшение процесса обучения. Задания для суммативного оценивания также составляются с учётом возрастных особенностей и уровней мыслительных навыков обучающихся, подтверждая в процессе работы дифференцированное обучение.

Заключение.

Делая вывод о проделанной работе, следует сказать, что дифференцированное обучение, методы и приёмы технологии LS улучшают практику педагога и повышают уровень успеваемости и качество знаний обучающихся. Эффективность этой работы видна как педагогам так и обучающимся.

Так, проведя исследование урока с применением подхода LS особое внимание уделялось 7 модулям программы Кембриджского университета. Обучающиеся научились критически мыслить, научились тому, как учиться, расширили и углубляли знания. Раскрывали потенциал талантливых и одарённых. Особое внимание уделялось дифференцированным заданиям с учётом возрастных особенностей обучающихся и использование активных форм совместной работы в группе, что способствовало появлению сотрудничества обучаемых через диалогическое обучение, благодаря чему было реализовано оценивание для обучения, которое невозможно без управления и лидерства обучения, без чего не может быть саморегуляции обучающихся. Красной нитью на каждом повседневном уроке и на уроке исследования прослеживался модуль оценивания. Которому способствовали уровневые задания для обучающихся АВС учебно-дидактического пособия по всемирной истории.

Об успешности работы можно судить по результатам анкетирования обучающихся до и после исследования, где прослеживается мониторинг ответов на вопросы касающиеся процесса обучения. Большинство из них ответили, что уроки проходят интересно, обучающиеся принимают активное участие на уроке, им нравится изучаемый предмет, они могут регулировать своё обучение.

Исходя из всего вышеперечисленного, следует, что дифференцированное обучение формирует историческое мировоззрение, повышает успеваемость и качество знаний обучающихся с помощью эффективности технологии Lesson Study.

Список использованных источников

  1. Кувшинова Г.А. «Дифференциация обучения в отечественной педагогике» - Пятигорск, 2006г.

  2. Lesson Study: руководство. Пит Дадли, 2011г.

  3. Р. Айтбай, А. Касымова «Всемирная история» Алматы: Атамұра 2017 г.



LS технологиясы арқылы дифференциалды оқытуда оқушылардың тарихи дүниетанымын қалыптастыру, оқу сапасы мен үлгерімін көтеру

Р.В. Бондаренко

«Киев жалпы білім беретін мектебі» КММ,

Ұзынкөл ауданы, Қостанай облысы

Қазақстан Республикасы

Аңдатпа.

Бүгінгі таңдағы білім берудің өзектілігі-мұғалімдердің өз педагогикалық практикасында LS білім беру технологиясын қолдану болып табылады. Аталған технология ойлау қабілеті әртүрлі оқушыларға деңгейлік тапсырмалар орындау арқылы өз оқу сапасы мен үлгерімін арттыра отырып, дифференциалдық оқудың тиімділігін дәлелдейді. Дифференциалдық оқудың күйін анықтау мақсатында мектепте автордың бастамасымен 6 сынып оқушыларының қатысуымен дүние жузі тарихы пәнінен сабақ зерттелді. Аталған мақалада LS технологиясы бойынша дифференциалдық оқуды зерттеудің кейбір қорытындылары берілген.

Түйінді сөздер: дифференциалдық оқыту, Lesson study, оқу-дидактикалық әдістемелер, деңгейлік тапсырмалар,оқушылардың үлгерімі.









Formation of historical worldview, improvement of academic performance, quality of knowledge of students through differentiated teaching at lessons using Lesson Study technology

R.V.Bondarenko

MSI "Kievskaya comprehensive school" Uzunkol district, Kostanay region, Republic of Kazakhstan

Annotation.

The relevance of modern education is the application of LS educational technology by teachers in their pedagogical practice. This technology allows each student with different levels of thinking skills to improve performance and quality of knowledge by performing differentiated tasks, thus confirming differentiated teaching.

In order to study the state of differentiated teaching in World History at school, the author conducted a study of lessons with the participation of 6th grade students. The article presents some results of this study of attitudes to the issue of differentiated teaching using LS technology.

Key words: differentiated teaching, Lesson Study, teaching aids, differentiated tasks, performance of students.

Данные об авторе


На казахском

Р.В. Бондаренко

«Киев жалпы білім беретін мектебі» КММ,

Ұзынкөл ауданы, Қостанай облысы, Қазақстан Республикасы


rimma-bondarenko@mail.ru

87477406620

Адрес: Республика Казахстан, Костанайская область,

Узункольский район,

село Миролюбовка, улица Молодёжная, дом 25 кв.1. Индекс 111806

На русском

Р.В. Бондаренко

КГУ «Киевская общеобразовательная школа»

Узункольский район, Костанайская область, Республика Казахстан


На английском

R.V.Bondarenko

MSI "Kievskaya comprehensive school" Uzunkol district, Kostanay region, Republic of Kazakhstan




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!