СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование ключевых компетенций на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Актуальность курса физики определяется тем, что для формирования гармонично развитой личности необходимо, чтобы в процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры образовывали тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Именно поэтому физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон жизни человека.

Современное образование довольно быстро подстраивается под задачи, диктуемые преобладающим в культуре стилем мышления, и активно внедряет новые технологии в свою практику.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта. В документах по модернизации российского образования указывается на то, что общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;
  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;
  • опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование ключевых компетенций на уроках физики"»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Муниципальное Автономное Образовательное учреждение

«Лицей № 10»













Проектная работа по теме

«Формирование ключевых компетенций

на уроках физики»







Работу выполнила

учитель физики

1 категории

«Лицея №10»

г. Каменска-Уральского

Дорогина Вера Юрьевна













Г. Каменск – Уральский

2020 год

Содержание.



  1. Введение

  2. Основная часть

  3. Заключение

  4. Литература








































Формирование ключевых компетенций

на уроках физики


Введение


Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Актуальность курса физики определяется тем, что для формирования гармонично развитой личности необходимо, чтобы в процессе обучения элементы естественнонаучной и гуманитарной составляющих мировой культуры образовывали тот цельный образ реальности, который позволит учащимся свободно ориентироваться в окружающем мире. Именно поэтому физику следует рассматривать во всех ее формах и проявлениях, к тому же в причинной зависимости от остальных сторон жизни человека.

Современное образование довольно быстро подстраивается под задачи, диктуемые преобладающим в культуре стилем мышления, и активно внедряет новые технологии в свою практику.

Компетентностный подход соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта. В документах по модернизации российского образования указывается на то, что общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования:

  • опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний;

  • опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу;

  • опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;

  • опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять виды деятельности, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Компетентностью называют интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, так же как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у человека. Различные подходы существуют и к выделению оснований для классификации ключевых компетенций учащихся.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на классификацию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.

Для формирования указанных компетенций необходимо выбрать такие технологии обучения, при которых учащиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планировать и оценивать свои действия.


Актуальность проекта заключается в том, что именно работа учителя по созданию условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, остается единственной предпосылкой успешности, которая обеспечивает соответствие современного обучения и постоянно повышающимися требованиями общества к возможностям будущих специалистов.

Проблема профессионального проекта. В России принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию.

Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», - признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Если во второй половине прошлого века на изучение курса физики в старшей школе отводилось 4 часа в неделю, то в настоящее время во многих школах физику изучают на базовом уровне, а это, всего, 2 часа в неделю. Подготовить в этих условиях абитуриентов технических вузов практически невозможно, если нет элективных курсов. Рынок труда показывает, что и экономистов, и юристов в нашей стране уже достаточно. Не хватает «технарей», специалистов в области наукоемких технологий.

Поэтому первая проблема заключается в том, что современные старшеклассники и их родители отдают предпочтение предметам гуманитарного цикла, а не точным наукам.

Многие старшеклассники хотят учиться там, где легче, а это означает – чем меньше часов математики и физики, тем лучше для них. Они не желают мыслить самостоятельно и действовать без опоры на результаты чужого труда.

Именно поэтому, огромное значение приобретает развитие познавательных интересов учащихся, их творческих способностей. Важно, чтобы всем моим ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Только вызвав интерес к изучаемому предмету, можно рассчитывать на то, что в школах увеличится количество учащихся, желающих изучать физику на профильном уровне, технические вузы получат хорошо подготовленных абитуриентов, а наша страна в будущем – высококлассных специалистов для развития науки и производства.

Вторая проблема заключается в том, что для естественнонаучных дисциплин, назначение которых состоит в формировании мировоззрения, методологической культуры, системных знаний о мироздании, раскрывающих смысл и ценность познания законов природы, бытия и места в них человека, неприемлем механизм формирования знаний, предназначенных лишь для запоминания, воспроизведения при ответе у доски, использования, в основном, для решения абстрактных, отчужденных от личности учащегося учебных задач.

Тем не менее, почти во всех учебниках материал излагается с точки зрения «знаниевого», а не «деятельностного» подхода. Следовательно, надо изменять содержание и технологию образовательного процесса, механизм педагогического взаимодействия, чтобы включить ученика в творческий процесс познания, в который он вступит как субъект деятельности учения и собственного развития.

Школьник является субъектом учебной деятельности и собственного развития, когда реализует свои установки «хочу», «могу», «я сам».

Третья проблема выявляется в ходе проведения тематического контроля.

Как правило, учащиеся хорошо выполняют те задания, которые требуют воспроизведения знаний. Задания, в которых требуется применить знания в незнакомой ситуации, вызывают затруднения.

До 2008 года экзаменационная работа по физике единого государственного экзамена предусматривала проверку усвоения конкретных знаний и умений по четырем видам деятельности:

  • воспроизведение знаний;

  • применение знаний и умений в знакомой ситуации;

  • применение знаний и умений в измененной ситуации;

  • применение знаний и умений в новой ситуации.

В 2009 году экзаменационная работа по физике единого государственного экзамена разрабатывалась, исходя из необходимости проверки следующих умений:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

  • Понимание смысла физических понятий.

  • Понимание смысла физических моделей.

  • Понимание смысла физических явлений.

  • Понимание смысла физических величин.

  • Понимание смысла физических законов, принципов, постулатов.

2. Владение основами знаний о методах научного познания.

3. Решение задач различного типа и уровня сложности.

А это означает, что знать теоретический материал - мало, надо уметь применять его на практике для решения различных задач. Единый государственный экзамен в данном случае осуществляет независимую проверку сформированности различных компетенций учащихся. Поэтому, важно создать условия для развития ключевых и предметных компетенций учащихся.

















Основная часть.


Цель проекта: создать условия для развития ключевых компетенций учащихся на уроках физики.

Задачи проекта:

1. Изучить нормативные документы, работы педагогов-психологов по реализации компетентностного подхода. 2. Создать условия для обеспечения высокой информативной емкости материала, широкого проникновения в учебный процесс современных технологий организации индивидуально значимого, деятельностного подхода к обучению.

3. Осуществлять решение проблем на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции.

4. Развитие навыков учащихся использовать язык наук в целях сотрудничества, основанного на проблемно – поисковом познании природы, создавать творческие проекты и передавать накопленный опыт с помощью информационных технологий, позволят сформировать различные компетенции учащихся.

Характеристика условий обеспечения качества образования. Реализация компетентностного подхода в обучении физике невозможна без качественного ресурсного обеспечения и образовательных программ.

Мною, как заведующей кабинетом физики, была сформирована дидактическая база, направленная на реализацию новых образовательных стандартов. Создан комплекс взаимосогласованных учебных приборов, оборудования, экранных и печатных пособий, призванных обеспечить изучение физических понятий, законов, теорий и методов научного познания на экспериментальной основе. В настоящее время в кабинете физики имеются следующие информационно-технические, аудиовизуальные средства обучения: персональный компьютер, ноутбук, телевизор, видеомагнитофон, кодоскоп, экран, мультимедийный проектор, ксерокс, компьютерный сканер, цифровая фотокамера, доступ к ресурсам Интернет.

Наш лицей является профильным (физико-математическим) образовательным учреждением, поэтому на основе нормативных документов мною были модернизированы и апробированы программы по физике для основного общего и среднего (полного) общего образования базового и профильного уровней.

Работа с одаренными детьми осуществляется не только на уроках, но и на занятиях элективных курсов и спецкурсов, предусмотренных учебным планом за счет лицейского компонента.

Выбор тематики элективных курсов зависит от возрастных особенностей, уровня познавательных возможностей учащихся, их интересов, профиля класса.

Так на первой ступени обучения физике для учащихся разработаны и реализуются следующие элективные курсы: «Физика вокруг нас» - курс рассчитан на школьников 5-6 классов, «Физика и астрономия» - 9 класс, «Физические величины и их измерение»- 7 класс, «Методы решения физических задач» - 8-9 класс, «Технология исследовательской деятельности» - 9 класс.

Для старшеклассников - учащихся физико-математического, информационно-технологического и естественнонаучного профилей разработаны и реализуются такие элективные курсы и спецкурсы, как: «Решение олимпиадных задач», «Избранные главы физики», «Методы решения физических задач», «Углубленное изучение физики для подготовки к поступлению в ВУЗы», «Технология исследовательской деятельности».

Знания, полученные на уроках и занятиях элективных курсов, ребята успешно применяют в телекоммуникационном образовательном Интернет-проекте, олимпиадах по физике и астрономии, научно-практических конференциях школьников по физике и астрономии.


Пути решения профессиональной проблемы


Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В таблице 1 сделана попытка представить компетенции, формируемые на уроках физики. С полным перечнем компетенций, а также их представлением в деятельностной форме можно ознакомиться в работе Гороховой И.Ф. «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» на сайте издательского дома «Первое сентября».

Физику школьники начинают изучать в седьмом классе. Седьмой класс – период наибольшей социальной активности в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, охотно работают в межвозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы и предпочтения. Они охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Они с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях. Важно не погасить это качество, а, наоборот, укрепляя его, углублять интерес к определенной группе учебных предметов в зависимости от индивидуальных склонностей учащегося

Также в подростковом возрасте отмечается резкое падение качества знаний, умений и навыков, т.е. ухудшаются оценки в журнале. За всем этим стоят закономерные процессы возрастной психологии. Если в начальной школе ребенок, бесконечно доверяя учителю, легко запоминает и воспроизводит материал, хорошо иллюстрированный (в учебнике много картинок), то в среднем и старшем звене ребенку важнее осознать суть явления, понятия, и тогда он с легкостью пользуется этим знанием.

Кроме того, объем материала значительно увеличивается, по сравнению с начальной школой, и в большинстве случаев оказывается недостаточно природного запаса памяти. Также в подростковом возрасте изменяется характер мышления.

Поэтому, необходимо развивать психологические особенности учащихся: память, волю, внимание, творческое мышление; развивать интеллектуальную активность учащихся. Как этого достичь? Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяются: 1) основные виды деятельности учителя и ученика на уроке;

2) система методов обучения.

Основное внимание мы уделяем таким методам обучения, как:

  • проблемный метод;

  • частично-поисковый или эвристический;

  • исследовательский;

  • практические методы (практические работы, лабораторные работы, практикумы, решение задач, моделирование и конструирование явлений и объектов);

  • метод дидактических игр;

  • метод проектов во внеурочное время.

Пути решения профессиональной проблемы

Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В таблице 1 сделана попытка представить компетенции, формируемые на уроках физики. С полным перечнем компетенций, а также их представлением в деятельностной форме можно ознакомиться в работе Гороховой И.Ф. «Формирование ключевых компетенций школьников на уроках технологии посредством взаимодействия основного и дополнительного оборудования» на сайте издательского дома «Первое сентября».

Физику школьники начинают изучать в седьмом классе. Седьмой класс – период наибольшей социальной активности в рамках основной школы. Дети активно осваивают все ее пространство, охотно работают в межвозрастных группах, интенсивно ищут свои интересы и предпочтения. Они охотно принимают все новое, но этот интерес, как правило, непрочен и быстро переключается. Они с удовольствием пробуют себя в различных формах интеллектуальной деятельности, начиная осознавать значимость интеллектуального развития, в том числе и в межличностных отношениях. Важно не погасить это качество, а, наоборот, укрепляя его, углублять интерес к определенной группе учебных предметов в зависимости от индивидуальных склонностей учащегося

Также в подростковом возрасте отмечается резкое падение качества знаний, умений и навыков, т.е. ухудшаются оценки в журнале. За всем этим стоят закономерные процессы возрастной психологии. Если в начальной школе ребенок, бесконечно доверяя учителю, легко запоминает и воспроизводит материал, хорошо иллюстрированный (в учебнике много картинок), то в среднем и старшем звене ребенку важнее осознать суть явления, понятия, и тогда он с легкостью пользуется этим знанием.

Кроме того, объем материала значительно увеличивается, по сравнению с начальной школой, и в большинстве случаев оказывается недостаточно природного запаса памяти. Также в подростковом возрасте изменяется характер мышления.

Поэтому, необходимо развивать психологические особенности учащихся: память, волю, внимание, творческое мышление; развивать интеллектуальную активность учащихся. Как этого достичь? Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяются: 1) основные виды деятельности учителя и ученика на уроке;

2) система методов обучения.

Основное внимание мы уделяем таким методам обучения, как:

  • проблемный метод;

  • частично-поисковый или эвристический;

  • исследовательский;

  • практические методы (практические работы, лабораторные работы, практикумы, решение задач, моделирование и конструирование явлений и объектов);

  • метод дидактических игр;

  • метод проектов во внеурочное время.



Таблица 1

Компетенции, формируемые на уроках физики


Название компетенции

Основной смысл компетенции

Деятельностная форма представления

компетенции

1

2

3

Ценностно-смысловые


Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.


Данный вид компетенций предполагает умения:

  • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.



Общекультурные


Это компетенции, связанные с познанием и опытом деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.


Данный вид компетенций предполагает умения:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

  • определять свое место и роль в окружающем мире;

  • осознавать роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир;

  • действовать в сфере трудовых отношений.



Коммуникативные


Это компетенции, включающие знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе.


Данный вид компетенций предполагает умения:

  • уметь представлять себя, свой класс, школу устно и письменно;

  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действия в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы.





Учебно-познавательные

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимое оборудование; владеть измерительными навыками, работать с инструкциями, использовать элементы вероятностных и статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

  • иметь опыт восприятия картины мира.


Информационные

Это компетенции, обеспечивающие навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах, СМИ, а также в окружающем мире.

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, ресурсами системы Интернет;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

  • ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона и т.д.;

  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио- и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Социально-трудовые

Это компетенции, обеспечивающие овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

  • владеть знаниями и опытом деятельности в социально-трудовой сфере, в вопросах профессионального самоопределения.

Компетенции личностного

совершенствования

Это компетенции, выражаемые в овладении учащимися способами деятельности в собственных интересах и возможностях, в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Данный вид компетенций предполагает умения:

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, во время грозы, при сильном ветре;

  • осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития.



Огромную роль при обучении физике играет наглядность, опора на конкретный образ, поэтому нельзя недооценивать наглядные методы обучения, особенно на начальном этапе обучения физики.

Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса физики. Он позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными физическими закономерностями. Т.о. ясно, что изучение физики может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного физического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения. Особенно это важно при переходе на профильное обучение и формировании учебно-познавательных компетенций.

К сожалению, не на всех уроках физики можно полноценно использовать школьный физический эксперимент, поэтому те явления, которые нельзя наблюдать непосредственно, можно продемонстрировать с помощью компьютерных моделей.

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся я стараюсь организовать так, чтобы она проходила все этапы творческого познавательного процесса. Можно выделить следующие структурные элементы деятельности учащегося: накопление фактов, выдвижение гипотезы, постановка эксперимента, создание теории. Наиболее существенным моментом творческой деятельности является высказывание гипотез и их проверка.

Высказыванию гипотез и их проверке можно учить и вне проблемного обучения. Соответствующие частично-поисковые задания необходимо включать в эвристическую беседу, придавая ей характер исследования.

В экспериментальных исследованиях по физике интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к демонстрационному или фронтальному эксперименту, лабораторной работе, мы с ребятами высказываем гипотезы, предполагаем, какой результат может получиться, и только потом проводим эксперимент, которым проверяем правильность наших рассуждений.

Немало интуиции проявляет исследователь и при анализе результатов эксперимента.

По содержанию творческие задания могут быть подразделены на следующие виды: экспериментально-исследовательские, конструкторские, домашние творческие задания на проектирование физических опытов и задачи практического содержания.

Выполнение исследовательского задания для учащихся является познанием еще непознанного.

Активность учащегося определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.

Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

Нетрадиционной формой проведения уроков изучения нового материала являются уроки сотрудничества. Здесь объяснение нового материала учителем сопровождается исследовательской работой учащихся в группах. Каждая группа получает свое задание, проводит исследование, делает выводы. Заслушивая отчеты групп, составляется опорный конспект, по которому проводится закрепление нового материала. Такие уроки ребята запоминают надолго.

Можно поступить по-другому. Тему урока сформулировать в виде вопроса, например, «Что такое давление или почему нельзя давать малышам острые предметы?», «Могут ли жидкости давить вверх или что утверждает закон Паскаля?». Уже такая тема урока вызывает интерес ребенка, и все исследования ребят направлены на поиски ответа на поставленный вопрос. Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Например, выращивание кристаллов поваренной соли или медного купороса дома.

Домашние опыты и наблюдения:

  • дают возможность расширять область связи теории с практикой;

  • развивать интерес к физике и технике;

  • рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;

  • приучают к самостоятельной исследовательской работе;

  • вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность;

  • приучают к сознательному труду.

Я заметила, что домашние экспериментальные задачи учащиеся выполняют с большим интересом, чем другие виды домашних работ. А умения наблюдать, экспериментировать, конструировать, помогут учащимся в подготовке к труду в различных областях производства.

Следующий вид творческой работы – это конструкторские задания. Ребята изготавливают действующие модели фонтанов, динамометр, электроскоп и другие приборы.

Успех выполнения творческого задания, его обучающее и развивающее значение во многом зависят от того, насколько разнообразными и содержательными окажутся решения. Но для того, чтобы идеи учащихся отличались разнообразием, чтобы ими был затронут больший объем материала, во многих случаях необходима вводная беседа, в ходе которой намечают возможные пути поиска.

Работая над творческими заданиями, учащиеся могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя, о чем они должны быть извещены. Но помощь не должна носить характера подсказки, полностью устраняющей творческую работу.

Различные виды творческих заданий в своей совокупности позволяют нам широко варьировать содержание творческих задач и степень их сложности. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся, уровень их подготовки, выбранный ими профиль класса. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся, представленных в таблице 1.

Кроме стандартного повторения содержания курса физики я обращала внимание учащихся на изменившуюся форму представления заданий в каждой части работы, а также на формат представляемых ответов. Ответы могут быть представлены в словесной форме, в виде численных значений физических величин, в виде формул, графиков или схематических рисунков. Большой удельный вес в КИМах по физике имеют задания с использованием графиков, таблиц, которые, к сожалению, в стандартных задачниках встречаются достаточно редко. В задачах такого типа, как правило, требуется умение читать графики, соотносить символическую запись закона (формулы) с соответствующим графиком, перестраивать график из одной системы координат в другую.

Кроме этого, варианты включают много иллюстративного материала. Встречаются задачи с использованием фотографий реальных экспериментов. А это значит, что учащиеся должны уметь снимать показания приборов и использовать полученные данные для последующего решения задачи, выполнения соответствующих расчетов. Есть задачи на установление различных соответствий и т.д.

Учитывая такое большое количество изменений в структуре экзамена, приходилось существенно изменять подборку задач, решаемых на каждом уроке физики. Кроме стандартных печатных изданий ФИПИ, мы создали свой банк печатных заданий различной формы. Это тематические задания и контролирующие материалы.

Кроме индивидуальной работы дома, как с печатными текстами, так и в режиме оn-line на официальном сайте поддержки ЕГЭ, используем CD-диски для подготовки учащихся 11 класса к экзамену. В частности, один из таких дисков установлен на ноутбуки. Это дало возможность учащимся работать на «своем» ноутбуке, в своем собственном режиме: тематическом, тренировочном или экзаменационном. Такая форма работы позволила индивидуализировать работу учащихся, установить необходимый каждому из них темп решения задач, уровень сложности заданий, а также выявить как их сильные, так и слабые стороны.

Внеурочная деятельность школьников влияет на развитие их компетенций, если она тесно связана с ведущей учебно-познавательной деятельностью.





Заключение.


Актуальность метода проектов в наши дни заключается, прежде всего, в необходимости понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Важно, чтобы любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, обладал высокой информационной культурой, а главное – учил этому детей.

Компьютер, в сочетании с мультимедийным проектором на уроке и вне его выполняет ряд функций. Первая – наглядное пособие качественно нового уровня. Вторая – источник информации (в кабинете физики имеется более 30 обучающих программ). Третья – рабочий инструмент учителя, с помощью которого готовятся дидактические и контролирующие материалы, оформляются результаты исследований.

При подготовке выступлений, докладов, творческих работ, предлагаю учащимся использовать компьютерные программы. Что они с удовольствием и делают.

Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Здесь на первый план выходит не поиск информации, а умение ее анализировать, синтезировать и создавать собственный продукт.

Особое место во внеурочной деятельности учащихся занимают телекоммуникационные проекты. Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

Работу в направлении формирования ключевых компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении различных технологий на уроках, необходима разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровней сформированности ключевых компетенций.

Сложившаяся система работы по разным направлениям, позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. В целом же, делать окончательные выводы можно будет лишь через некоторое время, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в различных сферах деятельности человека. Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, связанными с физикой. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.

В качестве отслеживания результатов преподавания применялись следующие формы предметного мониторинга:

  • индивидуальные ответы у доски;

  • индивидуальная работа с раздаточным материалом;

  • домашние экспериментальные задания и их защита;

  • физические диктанты;

  • самостоятельные работы;

  • лабораторные работы;

  • зачеты;

  • тестовые работы;

  • контрольные работы.

Используемая мною структура процесса обучения позволяет формировать различные ключевые компетенции учащихся. Это подтверждается устойчивым качеством учебной результативности учащихся, выбором учащихся 9-х и 11-х классов экзамена по физике. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать различные места в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.


































Литература.


1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах// Педагогика. – 2003 - № 3

2. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» /Состав. Ж.В. Пыжикова. Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. 44 c.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года. http://www.garant.ru/hotlaw/124638.htm

5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Педагогика, 1994

6. Спецификация экзаменационной работы по физике единого государственного экзамена 2008г.

http: // www.ege.edu.ru

7. Спецификация экзаменационной работы по физике единого государственного экзамена 2009г.

8. Пронина С.М. Гарантии и контроль качества как условия формирования культуры учащихся в процессе обучения. // Инновации в образовании. - №7.-2007. с. 71-78.

9. Воронщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования. // Завуч. Управление современной школой. - №6. – 2007. с. 81-97.

10. Солянкина Н.Л. Профессиональная компетентность: понятие и виды.-Красноярск. 2003

11. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. // Завуч. Управление современной школой. - №1. – 2008. с. 4-24.

12.Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. // Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.

13. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003, № 10.

14. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. 2004. № 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!