СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов путем внедрения активных стратегий обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально-развитой активной личности.

Научно-технический прогресс диктует определённые требования к человеку 21 века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, с учётом их личной траектории развития.

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся начальных классов путем внедрения активных стратегий обучения»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ АКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ОБУЧЕНИЯ



Сабит Жулдыз Амангелдыкызы

Филиал АО «НЦПК «Өрлеу»

ИПК ПР по Карагандинской области, г.Караганда


Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально-развитой активной личности.

Научно-технический прогресс диктует определённые требования к человеку 21 века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, с учётом их личной траектории развития.

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На концепции функциональной грамотности основано одно из наиболее известных международных оценочных исследований - Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA), которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Исследование PISA рассматривается сегодня в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественно-научная грамотность.

Анализ результатов исследования PISA за последние годы показывает, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных ситуациях.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. Появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих активную деятельность учащихся на уроке.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие у учащихся функциональной грамотности является общепризнанной международной тенденцией в развитии образования. Исходя из определения, функциональная грамотность – это тот уровень образованности, который может быть, достигнут учащимися за время обучения в основной школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Решение задачи развития функциональной грамотности актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Процесс развития функциональной грамотности школьников определяет внедрение новой системы оценки, учитывающей результативность всех видов учебной деятельности, процессуальную сторону усвоения учебного материала и проявление индивидуальных и личностных качеств.

Активные методы обучения это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Целью использования АМО на уроках является активизация учителем внимания и мышления учащихся. Использование АМО – это качественное управление познавательной активностью учащихся через деятельность, проблемные ситуации, а также групповую и парную работу, тренинги, мастер-классы, творческие и деловые игры, драматизацию, дискуссии, метод проектов и т.д. Все эти методы направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Важнейшим показателем возникновения субъектных качеств у школьника является, как известно из психолого-педагогических исследований, самостоятельность. В отличие от других видов познавательной деятельности, умения учебной деятельности не могут быть сформированы до и вне процесса обучения. Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. На следующем этапе усиление самостоятельности детей обеспечивается за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации им учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя.

Начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т.д.).

Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Исходя из вышесказанного, что же необходимо делать для того, чтобы учащиеся младшего школьного возраста приобрели элементарные навыки функциональной грамотности.

Работа по формированию элементарных навыков функциональной грамотности должна проводиться и во внеурочное время.

«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму». Эти слова Конфуция являются своеобразным кредо работы с учащимися. Чтобы вовлечь в работу всех учащихся класса и добиться хороших результатов необходимо на уроке использовать активные и интерактивные формы работы.

Они направлены на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе обучения, предполагают организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие. В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Использование интерактивных технологий выдвигает определенные требования к структуре урока. Структура таких уроков состоит из пяти этапов: 1) мотивация; 2) сообщение, представление темы и ожидаемых учебных результатов; 3) актуализация знаний, предоставление необходимой информации; 4) усвоение; 4) рефлексия.

Как правило, интерактивное упражнение – центральная часть урока. Для того, чтобы преодолеть сложности использования интерактивных технологий надо помнить следующее. Интерактивные технологии требуют определенных изменений жизни класса, а также значительного количества времени для подготовки, как учащихся, так и педагога. Использование интерактивных технологий – это средство создания той атмосферы в классе, которая наилучшим образом способствует сотрудничеству, взаимопониманию, доброжелательности, созданию коллаборативной среды, дает возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.

Объединенные для выполнения задания в группы, ученики получают новые возможности для обучения и воспитания. Следовательно, увеличивается вероятность того, что они выскажутся все. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Новая модель поощряет всех детей работать вместе, мотивирует их за счет возможности активного общения и взаимодействия с ровесниками. Когда дети работают вместе, они формируют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: умение активно слушать, вместе решать проблему, принимать решения, проводить исследования, анализировать материал, решать проблемы, избегать конфликтов, усваивают навыки демократичного способа жизни, который понадобится им в семье, на работе, в общественной жизни. При организации кооперативной формы учебной деятельности учащихся главную роль играет общение и взаимодействие учащихся друг с другом. Для того, чтобы кооперативная работа была продуктивной, состав групп постоянно меняется, каждый ученик имеет возможность общаться со всеми другими.

Кооперативная форма учебной деятельности имеет такие признаки: наличие у всех участников общей цели, разделение функций и обязанностей, сотрудничество и взаимопомощь, общественно полезный труд всех и каждого в отдельности. Дети еще более углубляются в обучение, поскольку делают это с одноклассниками. Кооперативное обучение способствует активному усвоению материала. Общие действия в малых группах, обсуждение материала с другими, обучение друг друга дают возможность лучше овладеть материалом. Работая в группах, дети выполняют различные роли. Как мыслители, обдумывают свои действия и ищут связь между новыми и уже полученными знаниями, принимают альтернативные решения и делают открытия. Записывая события, дети развивают определенные навыки и умения, обговаривают свои наблюдения и идеи. Как слушатели, дети учатся сосредотачивать свое внимание и быть активными в аудитории. Общаясь, дети формулируют и выражают собственные идеи и мысли с помощью различных способов. Как организаторы, дети планируют собственное обучение и берут на себя ответственность за свои решения. Как партнеры, учатся сотрудничеству и умению учитывать позицию другого. Как друзья, дети учатся доверять и заботиться о других, приходить к выводу, что к ним относятся так же, как и они к другим.

К интерактивным методам обучения относят работу в парах, ротационные (сменные) пары, метод «Карусель», работу в малых группах, Сократовский семинар, «Мозговой штурм», «Корзина идей», стратегии «Подумай-Найди пару-Поделись», «Консул группы», «Горячий микрофон», «Учащиеся партнеры», «Шесть шляп», «Подожди минуту!», «Мозаика» /Jigsaw/ ажурная пила, методы «Броуновское движение», «Дерево решений», различные ролевые (деловые) игры, метод аналогий и ассоциации и др.

Таким образом, учащиеся, которые систематически работают в группе, принимают активное участие в учебном процессе, умеют общаться и работать с другими детьми, уважают индивидуальность окружающих, умеют критически мыслить и работать, улучшают свое внутреннее равновесие и лучше учатся. Внедряя интерактивные технологии через работу детей в группах, тратится меньше времени на поддержание дисциплины в классе, имеется больше времени для творческого труда. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру.


Литература

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016 – 2019 годы.

2. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 . Астана, 2012 г.

3. Журнал Начальная школа: «Плюс, минус» 2003 №3 с.68; 2004 №3 с.51; 2011 №3 с.70; 2011 №4 с.55.

5. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!