СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фотопроект– как эффективная форма организации исследовательской деятельности студентов образовательных учреждений СПО в рамках изучения истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя статья посвящена эффективной и универсальной форме исследования - фотопроекту. От рождения идеи - до реализации проекта - большая творческая работа, основанная на интересе овременной молодежи - фотографировать.

Просмотр содержимого документа
«Фотопроект– как эффективная форма организации исследовательской деятельности студентов образовательных учреждений СПО в рамках изучения истории.»

Фотопроект– как эффективная форма организации исследовательской деятельности студентов образовательных учреждений СПО в рамках изучения истории.

Панченко Н.А., преподаватель истории ГБПОУ «Фроловский промышленно-экономический техникум»

Цели:

1. Рассмотреть методы, приёмы и этапы организации исследовательской деятельности в форме фотопроекта;

2. Показать актуальность применения такой формы исследовательской деятельности как фотопроект в организации активной и эффективной деятельности студентов;

3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.

Оборудование: мультимедийная презентация.



Произошедшие в последние годы изменения в образовании выдвигают одной из основных задач достижение современного качества образования. Выпускник техникума должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях, овладеть ключевыми компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.

Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления. Безусловно, исследовательская деятельность студентов не может быть абстрактной: они должны хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыссленым. Преподаватель не должен вести обучающегося «за руку» к ответу, а лишь как опытный наставник должен совместно со студентами искать решение.

Современные образовательные стандарты не только задают для нас, педагогов, определенную направленность в применении современных форм и методов обучения, но и дают возможность их широкого выбора. Порой личное наблюдение педагога за интересами современного студенчества помогает нам делать неожиданные открытия в эффективности тех или иных форм и методов.

Мой мастер-класс посвящен одной из таких форм организации исследовательской деятельности студентов при изучении истории.

В последнее десятилетие мы наблюдаем в молодежной среде интерес к фотографии, фотографированию как самих себя, так и окружающих объектов, не столько редких, а сколько повседневно встречающихся.

Желание студентов фотографировать и интерес к этому роду занятий я решила использовать в педагогических целях. Проанализировав свой опыт и опыт своих коллег, пришла к выводу, что мы и раньше вовлекали студентов к оформлению фотовыставок, фотостендов; презентаций, а заодно и к изучению отдельных фактов, связанных с историческими объектами. Так создавались альбомы и выставки фотографий исторических памятников г. Фролово и Фроловского района Волгоградской области, презентации с фотоснимками промышленных объектов города и краткими сведениями и них.

Чтобы фотопроект стал эффективной формой работы на уроках истории, преподавателю необходимо не только задать тему, но и показать студенту ее актуальность, мотивировать на серьезную работу, подчеркнуть ценность студенческого исследования для них самих, для их ровесников и современников.

В качестве примера расскажу о фотопроекте «Домовая резьба в г. Фролово», авторами которого стали мои студенты, будущие электрики. На одном из уроков истории мы обсуждали вопрос об изменении облика нашего города в последние годы. Предлагаю вам, как и моим студентам сравнить несколько фотографий современных домовладений города.

Попробуем ответить на вопросы:

    1. Что объединяет эти изображения? (современные материалы, однообразие, отсутствие печных труб, домовой резьбы, уникального зодческого стиля).

    2. Что различает эти изображения в плане декоративной отделки? (ничего).

Мои студенты тоже отметили, что частные строения, дома и флигели сейчас оформляют с помощью пластиковой отделки, сайдинга. Вспомнили, что раньше каждый дом был индивидуален, нужный адрес можно было легко найти на улице всего-лишь по описанию наличников, домовых труб, ставенек и цвета стен. Сейчас дома все больше обезличиваются, становятся похожими один на другой.

Так же студенты отметили, что исчезают не только резные украшения печных труб, но и они сами, т.к. дома городских жителей давно топятся газом, а не дровами.

Здесь мы со студентами переживаем стадию «мотивации».

Задаем вопросы:

  • Как вы думаете — остались ли в нашем городе дома с запоминающимся оформлением, с печными трубами, ставнями и наличниками, домовой резьбой?

  • Хотели бы вы сохранить эту красоту для нового поколения?

  • Как это сделать?

Так, на уроке решили общими усилиями сохранить с помощью фотографий то, что еще уцелело. Разработали алгоритм действий:

  • ребята между собой определились, кто в каком районе города будет делать снимки,

  • договорились, что объектами съемки станут наличники на окнах, печные трубы, украшенные резьбой и оформленным навершием,

  • разработали правила съемки (фотосъемка в дневное время, солнце не должно находиться за объектом, не фотографируем в дождь и снег, расстояние до объекта - не более 5 м и т.п.)

  • разработали текст и правила беседы с хозяевами усадеб,

  • определили сроки съемок ( 1 месяц, октябрь).



За месяц работы (не каждый день был подходящим для фотосъемки в связи с погодными условиями) ребята сделали около 200 фотоснимков. В ходе работы студенты сами заинтересовались, почему все орнаменты разные, что они символизируют, почему большинство окон окрашены в бело-голубые, зеленые цвета, есть ли характерные именно для нашего края орнаменты.

Начался поиск информации о символике, используемой в домовой резьбе наших предков. Собран большой материал, который ребята сами отобрали для описания ими запечатленных объектов.

Они выделили группы фотоснимков с солярной, растительной и др. символикой. В ходе работы попутно сделали небольшое открытие, касающееся специфики домовой резьбы г. Фролово – оказалось, что самыми распространенными символами в нашем крае являются корабельные, ведь изначально это донские земли, испокон века Дон был не только транспортной артерией, но и источником рыбного промысла.

Стал ли этот фотопроект эффективной формой организации исследовательской деятельности студентов? Безусловно. Он не только стал коллективным проектом, но познавательным, исследовательским, творческим. Его ценность заключается в создании целого фотоархива, демонстрирующего внешний облик зданий нашего города, в сохранении памяти о традициях домовой резьбы для следующих поколений. Узнав о работе студентов над этим проектом, к нам обратились работники краеведческого музея г. Фролово, весь сохраненный материал передан в музей в электронном виде.

Что мы достигли в результате коллективного поиска.

    1. Развили поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способы действия, самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).

    2. Развили менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).

    3. Развили коммуникативные умения (умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.).

    4. Развили презентационные умения (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы. Студенты заняли 2 место в региональной конференции по истории с данным проектом).

    1. Развитие умений выдвигать гипотезы, предположения, суждения о фактах и явлениях.

    2. Развитие умений классифицировать (все наши фото классифицированы, разбиты на группы и упорядочены).

      При проведении исследования в форме фотопроекта у студентов развивается еще одно важное качество - продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и находить оригинальное решение, способность творчески мыслить и преодолевать стереотипы, находить решения в условиях неопределённости.

      Такая форма деятельности, как фотопроект, - универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку она стимулирует практическую проектную деятельность, позволяет формировать весь набор компетенций; б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций.

      И, наконец, эта форма работы по дисциплине доставляет студентам положительные эмоции, а некоторым и огромное удовольствие, позволяет ощутить им свои возможности, возвышает их в собственных глазах. Положительную гамму эмоций они хранят в памяти, стремятся пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!