Фотопроект– как эффективная форма организации исследовательской деятельности студентов образовательных учреждений СПО в рамках изучения истории.
Панченко Н.А., преподаватель истории ГБПОУ «Фроловский промышленно-экономический техникум»
Цели:
1. Рассмотреть методы, приёмы и этапы организации исследовательской деятельности в форме фотопроекта;
2. Показать актуальность применения такой формы исследовательской деятельности как фотопроект в организации активной и эффективной деятельности студентов;
3. Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Произошедшие в последние годы изменения в образовании выдвигают одной из основных задач достижение современного качества образования. Выпускник техникума должен быть готов к самостоятельной и ответственной работе в конкретных трудовых или учебных ситуациях, овладеть ключевыми компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования.
Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления. Безусловно, исследовательская деятельность студентов не может быть абстрактной: они должны хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыссленым. Преподаватель не должен вести обучающегося «за руку» к ответу, а лишь как опытный наставник должен совместно со студентами искать решение.
Современные образовательные стандарты не только задают для нас, педагогов, определенную направленность в применении современных форм и методов обучения, но и дают возможность их широкого выбора. Порой личное наблюдение педагога за интересами современного студенчества помогает нам делать неожиданные открытия в эффективности тех или иных форм и методов.
Мой мастер-класс посвящен одной из таких форм организации исследовательской деятельности студентов при изучении истории.
В последнее десятилетие мы наблюдаем в молодежной среде интерес к фотографии, фотографированию как самих себя, так и окружающих объектов, не столько редких, а сколько повседневно встречающихся.
Желание студентов фотографировать и интерес к этому роду занятий я решила использовать в педагогических целях. Проанализировав свой опыт и опыт своих коллег, пришла к выводу, что мы и раньше вовлекали студентов к оформлению фотовыставок, фотостендов; презентаций, а заодно и к изучению отдельных фактов, связанных с историческими объектами. Так создавались альбомы и выставки фотографий исторических памятников г. Фролово и Фроловского района Волгоградской области, презентации с фотоснимками промышленных объектов города и краткими сведениями и них.
Чтобы фотопроект стал эффективной формой работы на уроках истории, преподавателю необходимо не только задать тему, но и показать студенту ее актуальность, мотивировать на серьезную работу, подчеркнуть ценность студенческого исследования для них самих, для их ровесников и современников.
В качестве примера расскажу о фотопроекте «Домовая резьба в г. Фролово», авторами которого стали мои студенты, будущие электрики. На одном из уроков истории мы обсуждали вопрос об изменении облика нашего города в последние годы. Предлагаю вам, как и моим студентам сравнить несколько фотографий современных домовладений города.
Попробуем ответить на вопросы:
Что объединяет эти изображения? (современные материалы, однообразие, отсутствие печных труб, домовой резьбы, уникального зодческого стиля).
Что различает эти изображения в плане декоративной отделки? (ничего).
Мои студенты тоже отметили, что частные строения, дома и флигели сейчас оформляют с помощью пластиковой отделки, сайдинга. Вспомнили, что раньше каждый дом был индивидуален, нужный адрес можно было легко найти на улице всего-лишь по описанию наличников, домовых труб, ставенек и цвета стен. Сейчас дома все больше обезличиваются, становятся похожими один на другой.
Так же студенты отметили, что исчезают не только резные украшения печных труб, но и они сами, т.к. дома городских жителей давно топятся газом, а не дровами.
Здесь мы со студентами переживаем стадию «мотивации».
Задаем вопросы:
Как вы думаете — остались ли в нашем городе дома с запоминающимся оформлением, с печными трубами, ставнями и наличниками, домовой резьбой?
Хотели бы вы сохранить эту красоту для нового поколения?
Как это сделать?
Так, на уроке решили общими усилиями сохранить с помощью фотографий то, что еще уцелело. Разработали алгоритм действий:
ребята между собой определились, кто в каком районе города будет делать снимки,
договорились, что объектами съемки станут наличники на окнах, печные трубы, украшенные резьбой и оформленным навершием,
разработали правила съемки (фотосъемка в дневное время, солнце не должно находиться за объектом, не фотографируем в дождь и снег, расстояние до объекта - не более 5 м и т.п.)
разработали текст и правила беседы с хозяевами усадеб,
определили сроки съемок ( 1 месяц, октябрь).
За месяц работы (не каждый день был подходящим для фотосъемки в связи с погодными условиями) ребята сделали около 200 фотоснимков. В ходе работы студенты сами заинтересовались, почему все орнаменты разные, что они символизируют, почему большинство окон окрашены в бело-голубые, зеленые цвета, есть ли характерные именно для нашего края орнаменты.
Начался поиск информации о символике, используемой в домовой резьбе наших предков. Собран большой материал, который ребята сами отобрали для описания ими запечатленных объектов.
Они выделили группы фотоснимков с солярной, растительной и др. символикой. В ходе работы попутно сделали небольшое открытие, касающееся специфики домовой резьбы г. Фролово – оказалось, что самыми распространенными символами в нашем крае являются корабельные, ведь изначально это донские земли, испокон века Дон был не только транспортной артерией, но и источником рыбного промысла.
Стал ли этот фотопроект эффективной формой организации исследовательской деятельности студентов? Безусловно. Он не только стал коллективным проектом, но познавательным, исследовательским, творческим. Его ценность заключается в создании целого фотоархива, демонстрирующего внешний облик зданий нашего города, в сохранении памяти о традициях домовой резьбы для следующих поколений. Узнав о работе студентов над этим проектом, к нам обратились работники краеведческого музея г. Фролово, весь сохраненный материал передан в музей в электронном виде.
Что мы достигли в результате коллективного поиска.
Развили поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способы действия, самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение выдвигать гипотезы и устанавливать причинно-следственные связи).
Развили менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности: ее хода и промежуточных результатов).
Развили коммуникативные умения (умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.).
Развили презентационные умения (навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления и отвечать на незапланированные вопросы. Студенты заняли 2 место в региональной конференции по истории с данным проектом).
Развитие умений выдвигать гипотезы, предположения, суждения о фактах и явлениях.
Развитие умений классифицировать (все наши фото классифицированы, разбиты на группы и упорядочены).
При проведении исследования в форме фотопроекта у студентов развивается еще одно важное качество - продуктивность: способность предлагать различные результаты решения проблемы и находить оригинальное решение, способность творчески мыслить и преодолевать стереотипы, находить решения в условиях неопределённости.
Такая форма деятельности, как фотопроект, - универсальна по отношению к предметному содержанию и эффективна, поскольку она стимулирует практическую проектную деятельность, позволяет формировать весь набор компетенций; б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций.
И, наконец, эта форма работы по дисциплине доставляет студентам положительные эмоции, а некоторым и огромное удовольствие, позволяет ощутить им свои возможности, возвышает их в собственных глазах. Положительную гамму эмоций они хранят в памяти, стремятся пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.